Поход

18:04, 13 сентября 2004

Федя Кривцов нажал на «спусковой крючок» солидного фотоаппарата, и мы вошли в историю походно-миссионерского движения, запечатлевшись на фоне облупленного Ярославского поезда. Так открылась первая страничка нашего путешествия. Но у путешествия есть своя предыстория.

При содействии Миссионерского Отдела Нижегородской Епархии и с благословения его непосредственного руководителя и нашего друга, иерея Валентина Маркова, а также Нижегородской городской общественной организации «Христианская библиотека», предоставившей помещение для наших «сборищ» и походное снаряжение, была организована инициативная группа. Группа по расширению и продвижению консолидировано развивающихся молодежно-христианских сообществ, с привлечением новых членов, их сплочением, инициацией, воцерковлением, при соучастии и взаимодействии.

Итак мы решили сходить в поход! А собственно кто это мы? Мы это: Оля, Боря, Олеся, Алена, Максим, Маша, Лена и Саша.

В поход с определенной целью. Познать себя: на что я способен в трудной, критической ситуации. Увидеть красоту этого мира. Научиться делиться радостями и трудностями с ближним своим, и просто быть с ним рядом 24 часа в сутки, что далеко не так-то просто. И когда люди, пройдя этим путем, станут ближе друг к другу, хочется заговорить с ними о самом главном, о самом насущном, о Нём.

Итак, восемь человек отправилось в путь, который лежал через старинный город Ярославль в Вологодские земли. Мы направлялись к Северной Фиваиде, к земле древнерусских подвижников, учеников преп. Сергия Радонежского. Спросите, почему туда? Там, вдали от цивилизации, в малонаселенном крае буйных лугов, чистейших озер, приветливых жителей, ещё теплится дух Древней Руси.

Первым настоящим походным пунктом, к которому двигалась группа, был Ферапонтов монастырь, что расположен в 130 км к северу от Вологды.

8-е июля 2004 г. Шли около 10-ти км. Сначала по лесному бездорожью, потом по извивающейся тропинке, по пути встретилось безымянное лесное озеро, и две крохотные деревушки, в которых еще теплилась жизнь. Участники похода изрядно промокли, идти приходилось местами по болоту. Оля потом всем говорила, что вода лилась и сверху и снизу. Но радость от увиденного, затмила все трудности. Нет слов, чтобы описать ту красоту, ту удивительную гармонию природы и творения рук человеческих. Скорее даже не рук, а духа. Об этом лучше всего может сказать Алена (если конечно вы ее услышите). В ее голосе есть такие торжественно-повествовательные ноты, что украсили бы любой рассказ или сказку. Встали на стоянку.

Двое суток наслаждались видом на монастырь, любовались великолепными фресками 1502 г., что в соборе Рождества Богородицы работы. Это работы знаменитого иконника Дионисия и его сыновей. Вот Маша, можно сказать, только ради этого и пошла в поход, так хотела увидеть фрески «вживую».

А вечерами, когда назойливость комаров начинала доставать и самых терпеливых, все собирались у костра, и тут начинались дискуссии, разговоры о жизни, вере и еще много о чем. Днем, когда солнышко пригревало, купались в чистых водах Бородаевского озера. Самые плавучие добрались до середины озера, где есть островок, на котором стоит крест. Надо отметить, что самые плавучие – Лена с Олей. Кстати Лена весь поход очень добросовестно вела дневник, а Оля мастерски фотографировала.

Сам остров был создан еще патриархом Никоном, уроженцем наших Нижегородской земли, пока он был в ссылке в Ферапонтово. Об этом нам Олеся поведала как историк. Об идеи создания этого острова и о его тайнах Вы также можете узнать у Олеси.

Но пришло время идти дальше. В 25 км. от Ферапонтово на озере Сиверском стоит громада Кирилло-Белозерского монастыря. К нему мы и устремились, взвалив свои пожитки на плечи, по древней дороге, по которой ходил и Кирилл Белозерский и сподвижник его Ферапонт, а потом и Дионисий с сыновьями. И как-то совсем по-другому стали восприниматься сухие строки из житий – ушел в пустыню, или в лес, подальше от людской суеты, где вырыл землянку, там и пребывал, постился, молился. Ближе становятся эти строки, роднее как-то, чем, если бы мы ехали в комфортабельном автобусе с баром и биотуалетом.

11-го июля в 9 утра начали движение, сначала солнышко припекало и было безветренно, несколько раз останавливались на привал. Во второй половине дня пошел сильный ливень.

Отсиживались прямо на дороге, сидя на рюкзаках и накрывшись тентом. Играли в «контакт» и в «испорченный телефон». Если кто хочет знать правила игры, обращайтесь ко мне, автору статьи и лучшему игроку этого походного сезона, – Саше. (От скромности не умру). К 7-ми вечера пришли в Кириллов. Тихие улочки этого небольшого провинциального городка поразили громкостью революционных названий. Но, пожалуй, более всего поразили своей мощью стены и башни, сравнимые разве что с мощью крепостей Пскова и Новгорода. Силы были уже на исходе, и группа медленно двигалась к месту предполагаемой стоянки. По пути мы встретили местного жителя – инвалида. Он передвигался на неуклюжем трехколесном велосипеде, еле-еле крутя педали. К тому же он изрядно выпил. Пока дорога шла под гору, он нас обгонял, в горку же, нам приходилось его подталкивать. Благодарность его была искренней. С одной стороны, – атмосфера тихой провинциальности и нашей российской убогости, а с другой, – мощь былой славы и величия силы и духа, навевали странные ощущения. Напротив крепости-монастыря у берега озера Сиверского мы и встали. А Боря сказал, что устал и очень хочет есть.

12-го июля у Оли был день рождения, к тому же закончился пост, и мы решили все это отметить приготовлением шашлыка, что в походе считается неслыханной роскошью! Но это вечером, а днем же мы направили стопы к Кирилло-Белозерскому монастырю. Ознакомились с его достопримечательностями, музеями, храмами. Долго бродили по переходам крепостных стен, вдохновляясь суровостью северной природы и архитектуры. С северо-запада наползала огромная туча, которая накрыла нас проливным дождем. В лагере после этого долго играли в «походный баскетбол», – добыча с помощью веревки сухих дров с верхушек сосен.

Вечером нас ждал праздник, вкусный ужин.

Всего за несколько дней похода, преодоления трудностей, мы сплотились в единую команду, стали намного ближе друг к другу, что в городских условиях практически невозможно. Хотя многие до похода даже не были знакомы.

13-го июля. Утром нас ждала овсянка с изюмом и сборы. Наше путешествие продолжается. Гора Маура, откуда пришел преп. Кирилл Белозерский, манила нас к себе. По преданию, он молился на этой горе, и Сама Матерь Божия указала ему место, где он должен подвизаться.

Наша команда, натренированная предыдущими ходками, без особого напряжения преодолела расстояние до Мауры, благо дорога была хорошей и погода благоприятствовала. Немножко поплутав у подножия горы, трудно было найти тропинку наверх, наконец-то поднялась на гору. Перед нами открылась даль на десятки километров. Вдали, в дымке тонули стены и башни Кириллова. На вершине самой горы стоит часовня деревянная, рубленная, поставлена в 2000 г. в знак пребывания там преп. Кирилла, и крест у камня, где он молился. Сама часовня красоты дивной, как в сказке. Место это посещаемое паломниками. При нас пришла группа, видимо, из Вологды, (они доехали на автобусе до ближайшего села,– Горицы). Быстренько помолившись, они ушли, наверное, их ждал автобус. Честно говоря, не знаю, какова польза от этих паломничеств. Когда человек, направляясь к святому месту, привозит с собой городскую суету и спешку, не успевая ни помолчать, ни полюбоваться красотами, ни пообжаться с ближним и Богом… А гора явно не хотела нас отпускать. Начался проливной дождь, который шел, не переставая, 7 часов подряд. Мы укрылись в часовне. В 9-ть вечера дождь перестал, и мы решили остаться на ночь прямо в часовне, окруженной глухой стеной разлапистых елей и сосен. Расположившись в часовне, мы читали евангелие от Иоанна и размышляли о прочитанном, пока не уснули крепким сном уставших странников.

14-ое июля. Рано утром сильный юго-западный ветер раскидал тучи и яркое июльское солнце стало изрядно припекать. Лес парил. Мы, в благодарность за ночлег и хорошую погоду, прочитали акафист преп. Кириллу Белозерскому и на эмоциональном подъеме спустились с горы к селу Горицы. Пред нами открылись красоты реки Шексны с островами и бухточками, с Горицким монастырем, основанным еще при Иоанне Грозном. Жизнь теплится… В этом монастыре ведутся восстановительные работы, что нас очень порадовало.

На стоянку встали в двух км. от села, в одном месте пришлось разуваться и идти по колено в воде, после дождей ручьи разлились и дороги раскисли.

В Горицах мы решили остаться на двое суток, помыться, постираться, осмотреть окрестности, посетить монастырь. Эти дни стали для команды просто курортными. Светило солнце, все купались и загорали. Нужно отметить, что команда не валялась на «пенках-ковриках» целыми днями, а провела время очень активно, динамично. Боря купался до синевы, Оля фотографировала всех и вся. Алена своим сказочным голосом зачитывала истории из жизни современных православных, из одной хорошей книжки и все ее внимательно слушали. Маша стала всем сестрой, стирала и зашивала рваные вещи и плела венки. Олеся, закинув подальше книжки по истории, воевала с муравьями, постоянно проникавшими в палатку номер «зю» и «пекла блинчики на воде», т.е. швыряла камушки в Шексну. Этим же занималась и Маша. Лена продолжала добросовестно вести дневник, досконально и подробно описывая события. Максим ходил с посохом и вставлял интересные замечания и комментарии о происходящих событиях, что вызывало смех и живое участие команды. Саша обнимался с костром, называл его любимой и ненаглядной плитой и сушил носки.

Вечерами, все собирались вместе и говорили о жизни и о самом насущном в ней. Так прошло 14-ое и 15-ое июля.

16-го июля мы снова двинулись в путь. Путь лежал в древний город Белозерск, что на Белом озере. Основан в 9-ом веке! Собрат Великого Новгорода. Город с сохранившимися насыпными валами и рвом и древними храмами. По пути к нему мы переправлялись на пароме через Шексну и тряслись по ухабам на старом автобусе. Белое озеро поразило нас своей красотой, отсылаю к фотографиям, нет места словам…

17-го июля настал час расставания. Часть группы отправилась домой, а другая, малая часть, пошла еще дальше на север, в Карелию, к Онего-батюшке искать приключения на свои головы и прокладывать новые паломническо-культурологические походные маршруты.

Итог. Что написать в итоге? Давайте ходить в православные походы!

Если кто пожелает участвовать в подобных мероприятиях можно обращаться в Нижегородскую епархию к отцу Валентину Маркову или Федору Кривцову (собственному корреспонденту сайта Нижегородской епархии). Одни из участников похода Ольга и ее муж Сергей Тютины проводят тренировки по скалолазанию, по воскресеньям в парке Швейцария. Обращаться к ним по тел. 26-21-81. Там же будут проходить беговые тренировки. По этим вопросам можно обращаться ко мне Александру Логинову (он же и автор этой статьи) или по тел. 92-55-68.

Планируется дальнейшая походная жизнь. Удачи всем!