Православная журналистика идет за временем

13:47, 24 декабря 2011

Как должны работать сегодня пресс-службы епархий, журналисты православных печатных и электронных средств массовой информации, чтобы идти в ногу со временем? Что необходимо знать, чтобы успешно привлекать для реализации социальных проектов спонсорскую помощь и выигрывать гранты? Об этих и других аспектах современной православной журналистики говорилось на трехдневных курсах „Церковь в медиапространстве: основы коммуникации“, организованных Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Курсы проходили с 13 по 15 декабря на базе Нижегородской духовной семинарии.

Выиграть грант — целая наука

На три дня учебные аудитории Нижегородской духовной семинарии превратились в площадки мастер-классов для работников православного медиасообщества, которые представляли 18 епархий Приволжского федерального округа. За академическими партами, внимательно слушая лекторов, расположились сотрудники пресс-служб, информационных отделов, редакций епархиальных сайтов и газет.

Вступительную лекцию по информационной политике Церкви провел председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. „Если мы считаем, что хорошая информационная работа — это выпуск епархиальной газеты и появление двух-трех интервью правящего архиерея и его ближайших помощников в светской региональной прессе, то мы глубоко ошибаемся, — сказал Владимир Романович. — Мы должны участвовать в формировании повестки дня, предлагать и добиваться в обществе обсуждения тех проблем, которые считаем важными“.

Отдельное занятие было посвящено епархиальным сайтам, стандартам, принятым на уровне Московской патриархии, миссионерской и просветительской работе в социальных сетях.

Конечно, трех дней для повышения журналистской квалификации может показаться мало. Но устроители курсов позаботились, чтобы учеба дала максимальный положительный результат. Информационные работники, пояснила помощник председателя Синодального информационного отдела Елена Жосул, — люди занятые, и вряд ли они смогли бы собраться в столице Приволжья на большее время. За отведенные дни курсы дали как теоретические знания, так и практические навыки по всем возможным аспектам, которые в обязательном порядке сегодня должны присутствовать в работе любого пресс-секретаря, сотрудника пиар-службы, журналиста. В ряду таких навыков — умение писать новости, пресс-релизы, создавать яркие, качественные тексты с броскими заголовками. Журналисту, медийному работнику также крайне важно научиться анализировать весь массив СМИ, чтобы понимать, как и в каких из местных газет и телеканалов отражается церковная тематика. Это нужно для того, чтобы понимать, как с ними работать на практике.

Чтобы слово журналиста нашло своего читателя, чтобы поднятая в газете или телепрограмме тема помогла людям, сегодня мало просто быть мастером слова. Социальные проекты, освещаемые в СМИ, требуют финансовой поддержки. Как заинтересовать потенциального спонсора в социальном проекте, как получить на его развитие грант? Оказывается, это целая наука, имеющая пока еще непривычное для слуха название — фандрайзинг. Если кратко охарактеризовать его суть, то работник СМИ должен уметь составлять своеобразный бизнес-план.

Как рассказали лекторы, есть здесь и психологические особенности. Любой человек, который готовится выиграть грант, должен быть готов к тому, что с первого раза ему не повезет. И не отчаиваться, не опускать руки. Ведь православные работники СМИ только учатся таким премудростям — в отличие от христианских организаций Запада, где фандрайзингом занимаются давно. И конечно, не обойтись в постижении этой науки без ответственности, умения системно мыслить, работать с бюджетом.

Проекты и подсчеты

Во второй и третий день занятий акцент в учебе сместился в сторону деловых игр. Словно в известных телепрограммах, слушатели курсов разбились на группы и начали „мозговой штурм“. Участники составляли свои маленькие проекты и затем „защищали“ их, стоя у доски. По заданию, вынесенный на всеобщее обсуждение проект должен был убедить потенциальных благотворителей, гипотетические фонды в том, что этому проекту нужно помочь. Мелочей не было: просчитывалось все — вплоть до стоимости аренды помещения.

Елена Жосул считает, что такие деловые игры очень полезны обучающимся. По ее наблюдениям, грантовые заявки, которые приходят, к примеру, в совет проводимого Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского конкурса „Православная инициатива“ в Москву, пока очень далеки от идеала.

Были на практических занятиях и другие непростые задания. Например, участникам предстояло составить план пиар-сопровождения епархиального архиерея на год.

Знания уйдут в регионы

По окончании работы курсов, его слушатели собрались в актовом зале Нижегородской духовной семинарии. С прохождением учебы журналистов поздравил архиепископ Георгий. Правящий архиерей отметил важность и своевременность такой учебы для работников СМИ. Владыка Георгий и заместитель председателя Синодального информационного управления РПЦ Игорь Мещан вручили журналистам, прошедшим обучение, сертификаты.

После вручения сертификатов многие получившие их отмечали высокий уровень и несомненную пользу курсов. Прошедший учебу секретарь отдела по связям с общественностью Казанской епархии протоиерей Сергий Титов так выразил общее настроение слушателей: „Огромное спасибо Синодальному информационному отделу и Нижегородской епархии, которая помогла в проведении курсов. Самое главное заключается в том, что полученные знания будут распространяться в регионах, в провинции. Это дальнейший союз Московской патриархии с информационными отделам на местах. И это очень большой результат“.

Текст Игоря Чистякова.

«Нижегородские епархиальные ведомости», №24(213), 2011 г.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.