Известно, что в следующем году в 4-х–5-х классах школ будет преподаваться новый предмет ―„Основы православной культуры“. Кто-то относится к нему как к дополнительной нагрузке, а кто-то его очень ждет, считая крайне важным в деле духовного воспитания.
Как правило, родители, желающие, чтобы их чада возрастали в православной вере и православных традициях, даже хотят, чтобы подобные предметы вводились уже в первом классе начальной школы. Однако тенденции школьного образования ― дело будущего. А пока на помощь родителям приходит воскресная школа, где дети не только учатся делать первые шаги в храме, но и занимаются по различным развивающим программам.
Ну а возраст, с которого малыши принимаются в школу, диктуют сами родители-прихожане. Например, в воскресной школе при сормовском храме Всех святых родители попросили организовать группу трех-четырехлеток. О том, как педагогический коллектив справляется с такими „филиппками“ и как собирается в дальнейшем строить свою работу, рассказывает директор воскресной школы Мария Бузунова.
— Сейчас в нашей школе обучаются около 200 детей, причем средний возраст учеников год от года молодеет. В прошлом году по просьбе родителей мы решили в экспериментальном режиме организовать две группы для четырехлеток „Лучики“, которые показали очень хорошие результаты. Несмотря на то что детки очень маленькие, они уже умеют вести себя в церкви, активно участвуют во всех школьных мероприятиях.
Кроме того, поскольку в основном это дети наших прихожан, сложился костяк родителей и бабушек, сотрудничающих с воскресной школой. Для родителей у нас проводятся семинары, мы намерены даже открыть специальный кинозал, чтобы они, пока у детей идут занятия, знакомились с православными фильмами и другими материалами, которые у нас накоплены. Особенно актуальна такая организация родителей для трехлетних детей, внимание которых очень сложно удерживать, если рядом находится мама.
― А что сподвигло вас открыть группу для трехлеток? Считается, что заниматься с ними довольно проблемно, они часто капризничают, пугаясь посторонних.
― Раньше мы полагали, что родители таких крох еще не задумываются об образовании своих детей, но это оказалось не так. В нашем храме по воскресным дням причащаются очень много детей ― до 200 человек, и родители малышей ― возможно, наблюдая положительный опыт „Лучиков“, захотели, чтобы с их детьми тоже проводили занятия. Мы обратились к благочинному нашего округа ― протоиерею Александру Долбунову, показали ему развивающие программы, которые у нас разработаны, и он отнесся с пониманием, благословив создание одной группы.
Мы думали, что если придут человек десять, то это уже будет хорошо, но пришли больше сорока. Такого ажиотажа никто не ожидал, поэтому и появилось две группы „Солнышек“.
Занятия с малышами проходят в игровой форме, на ковре. 15 минут они получают материал, потом играют ― иначе воспринимать программу они не могут. Одна группа занимается по музыкальному направлению (детки учатся играть на музыкальных инструментах: маракасиках, треугольничках, колокольчиках), другая ― по декоративно-прикладному (клеят, мастерят небольшие поделки, много времени уделяется лепке, которая очень полезна для моторики пальцев).
― Какие еще новые направления работы реализуются в вашей школе в этом учебном году?
― Поскольку мы сотрудничаем со многими социальными учреждениями Сормовского района и к нам приходят гости из сормовских школ, мы решили открыть на базе нашей воскресной школы централизованные кружки. С точки зрения программ, воскресная школа очень сходна с центром дополнительного образования, только мы стараемся через развитие творчества донести до детей суть православия.
А поскольку наш выход в общеобразовательные школы ограничен учебными рамками, нам проще организовать учащихся у себя. Так, например, в летние каникулы к нам приходили ребята из 76-й школы, посещавшие школьный лагерь. Мы проводили для них экскурсии по храму, по воскресной школе, урок богословия, занимались в декоративно-прикладной мастерской, смотрели фильмы православного фестиваля.
Думаю, что в процессе таких занятий школьники узнали много нового и интересного и о храме, и о православной вере.
― Мария Сергеевна, такие формы работы, когда воскресная школа фактически становится центром дополнительного образования районного уровня, требуют и немалых затрат. Достаточна ли для этого материальная база вашей школы?
― Нам одним это действительно было бы не под силу. Но в сентябре на совещании директоров воскресных школ, проходившем в Нижегородской епархии, мы решили участвовать в конкурсе „Православная инициатива“ Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, чтобы получить грант для развития нашей школы. И хотя надежды на победу были небольшие, наш проект „С радугой в душе“ все-таки был удостоен внимания.
Проект был написан на три мастерских: музыкальную, театральную и декоративно-прикладную, чтобы приобщить детей к разным формам творческой деятельности и через это раскрыть духовные основы православной культуры. Предпосылкой для проекта стало естественное желание православных родителей, прихожан храма, воспитать детей в рамках своей религиозной культуры и христианской нравственности.
Однако не все родители по ряду причин могут дать своим детям такое воспитание. И тут на помощь должна прийти воскресная школа, в которой воспитанники не только знакомятся с основами православной культуры, но и получают возможность творчески себя реализовать.
Возрождая вместе с детьми, начиная с раннего их возраста, православную культуру в творческих мастерских, мы формируем в подрастающем поколении чувство принадлежности своему народу, сохраняем нравственные, культурные нормы, выработанные столетиями.
Текст Людмилы Крапивиной