Профессор Владимир Строгецкий: «Нужно, чтобы у детей был стимул изучать языки»

17:20, 11 июня 2013

Сайт Нижегородской митрополии.

Когда-то Россия славилась своим классическим гимназическим образованием. Учиться в гимназии было не просто престижно — это давало широкие возможности для получения высшего образования в университетах. Молодому человеку, приходившему в вуз после гимназии, было вполне под силу осваивать классические науки, поскольку он получил хорошую базовую подготовку.

После 1917 года гимназии в России исчезли, и в школьных программах не осталось места таким гуманитарным предметам, как латинский, древнегреческий и церковнославянский языки. Теперь, когда настало время возрождения классического гимназического образования, остро встал вопрос о подготовке квалифицированных педагогических кадров для гимназий.

Об опыте такой работы, о курсах повышения квалификации, которые организует славяно-греко-латинский кабинет ПФО Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ), о том, насколько отличается атмосфера внутренней жизни православной гимназии и обычной школы, рассказывает один из организаторов кабинета профессор кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ Владимир Строгецкий.

— Владимир Михайлович, название «славяно-греко-латинский» поднимает из исторической памяти образ некогда существовавшей в России академии с подобным названием, где учился Ломоносов. Кабинет НГЛУ, у истоков которого вы стояли,— это возрождение преемственности в классическом образовании?

— Это продолжение традиций, что крайне необходимо. Мы видим, что происходит сегодня в светской школе — там идет процесс вытеснения гуманитарных наук. К сожалению, у нас в стране фактически уже дважды разрушалось образование. Первый раз при Ленине, когда декретом от 4 марта 1921 года «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР» было фактически разрушено классическое образование, которое существовало в России с 1803 года, со времени Александра I, и которое обеспечило стране «золотой», а потом и «серебряный» века русской культуры.

При Сталине в 1934 году вроде бы стали восстанавливаться остатки классического образования, но уже под навязанной нам идеологией марксизма-ленинизма. Начиная с Хрущева все опять стало разрушаться. Он ввел так называемую восьмилетнюю среднюю политехническую школу. Гуманитарные науки сокращались до минимума. Разве это допустимо? С этого и начинается безграмотность и безнравственность.

Я полагаю, чтобы действительно развивалась культура, нужно иметь и православные школы, и светские. Для конкуренции. Конкуренция — двигатель прогресса, так всегда было и будет. И станет ясно, какие гимназии, с точки зрения нравственного и культурно-образовательного уровня выпускников, обеспечивают более серьезную, отвечающую требованиям времени и задачам страны подготовку.

— То есть система православных гимназий — наиболее подходящий вариант возрождения классического гимназического образования?

— Несомненно. Ведь в Стандарте среднего образования, который был принят в 2011 году, и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации этого добился, четко записано: обязательными дисциплинами в православных гимназиях должны быть церковнославянский язык, греческий, латинский языки. Кстати, исходя из этого, мы и назвали свой кабинет славяно-греко-латинским.

В этом году мы в пятый раз организовали обучение педагогов на курсах повышения квалификации в объеме 144 часов. Они уже завершились, по окончании вручались свидетельства, и в этой торжественной церемонии принимал участие митрополит Георгий, который благословил в свое время работу кабинета.

В числе преподаваемых нами предметов церковнославянский, греческий и латинский языки. До этого университет организовывал курсы повышения квалификации по русскому, английскому, немецкому языкам, основам православной культуры, основам православной веры. Схема нашего взаимодействия с православными учебными заведениями отработана: мы предлагаем для гимназий круг предметов, программ, по которым учителя смогут пройти переподготовку. А из гимназий нам присылают заявки с указанием предметов, курсы по которым хотели бы пройти учителя.

— Раньше российские гимназии давали зеленый свет выпускникам для поступления в университеты.

— Очень широкие возможности давали. В университеты поступали именно те, кто оканчивал гимназии. Окончившие классические гимназии с отличием и желающие поступать на историко-философские и историко-филологические факультеты принимались без экзаменов. Были в России еще и реальные гимназии, где из иностранных языков преподавался только латинский. Окончившие их с отличием принимались без экзаменов на физико-математические факультеты.

Но если они выбирали гуманитарные факультеты, то должны были сдавать еще древнегреческий язык. Россия уверенно развивала образование. Сергей Витте к 1922 году планировал ликвидировать в стране неграмотность. И осуществил бы это. Но все изменили трагические события 1917 года.

— И, видимо, учитывались склонности ребенка.

— Естественно, учитывались склонности будущего гимназиста. Это определяли родители. Да и сами дети могли иметь собственный выбор, так как они приходили в гимназию в возрасте 12 или 13 лет.

— Многие учителя и родители учеников могут возразить: в школах и гимназиях и так изучаются иностранные языки — немецкий, английский, французский, — а тут еще и древние. Не многовато ли? Не будут ли перегружены дети?

— В российских гимназиях до 1917 года изучали шесть языков: латинский, древнегреческий, церковнославянский, русский, немецкий и французский. Выпускники гимназий, не обращаясь к репетиторам, могли читать, писать и говорить на современных иностранных языках. Сегодня в гимназиях изучают два иностранных языка. Но не многие выпускники могут свободно на них писать, читать и говорить.

В гимназиях существовала особая методика, суть которой — межпредметные связи. Наши языки — это индоевропейская языковая семья. Русский, церковнославянский, английский, немецкий, французский — все они развивались на основе древних языков.

Для успешного преподавания древних языков нужно создавать методические объединения учителей языковых дисциплин. Эти объединения, возглавляемые завучами, должны собираться не реже одного раза в месяц для того, чтобы преподаватели языковых дисциплин выработали общий принцип ведения занятий. Они должны знать основы латинского и древнегреческого и на своих уроках помогать гимназистам находить основы, корни, суффиксы греческих и латинских слов, общие синтаксические обороты. Cначала ученик эту работу осуществляет под руководством учителя. А потом он привыкнет, и у него появится стимул находить эти общие элементы в языках, а учитывая это, правильно переводить отдельные предложения, тексты.

Это поможет гимназистам понять, для чего нужно изучать древнегреческий и латинский. Тогда не возникнет вопросов, зачем нужны «мертвые языки». Нет, эти языки не мертвые — они живут во многих современных языках.

— Православная гимназия — это не только преемственность в изучении дисциплин и языков, но и сама внутренняя атмосфера в стенах учебного заведения, очень отличающаяся от школьной. Вы сами это ощущаете, бывая в православных гимназиях?

— Я побывал во многих православных гимназиях. В детях воспитывается любовь к России, чувство Отчизны. Хорошо представлены наглядные пособия, отражающие величие российской культуры, традиции и содержание православной религии. В гимназиях ученики более спокойные, но и более вдумчивые. Одеты по форме: у девочек белые платочки и белые переднички, у мальчиков темные костюмчики и белые рубашечки. Запомнилось посещение Семеновской гимназии, где перед занятиями утром на молитву в актовый зал собрались все — учителя, гимназисты. И вот что тронуло душу: духовник произносит речь и говорит, обращаясь лично к каждому с такими словами: «Сегодня Господь Ване (называет фамилию), Коле (называет фамилию) поможет учиться, быть дисциплинированным».

Никакого обращения «к массам», только личное слово. Потом батюшка переходит к учителям и произносит то же самое: «Вере Ивановне Господь поможет быть объективной, справедливой и любить детей». Поверьте, это говорит о большом уважении к культуре взаимоотношений между учителями, гимназистами и священником.

— Очередные курсы повышения квалификации закончили свою работу. Что в планах вашего кабинета на будущее?

— За пять лет работы мы сумели заинтересовать учителей — и это главное. Есть потребность к изучению языков. В новом образовательном стандарте записана необходимость преподавания древних языков. Эти наработки дают нам силы и уверенность в необходимости продолжения работы. В следующем году на базе лингвистического университета планируется организовать культурно-образовательный и научно-практический форум для учителей гимназий и православных школ с проведением мастер-классов. Надеемся, он тоже даст результаты.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.