Протоиерей Александр Поляшов: «Нужно зависеть только от Бога»

15:00, 27 марта 2013

Наш сегодняшний гость — протоиерей Александр Поляшов, помощник благочинного Воскресенского округа по общим вопросам, настоятель Благовещенской церкви поселка Желнино. Господь судил отцу Александру служить на разных приходах Дзержинского благочиния, ныне переименованного в Воскресенское. Долгое время он был старшим священником центрального прихода, потом настоятелем другого крупного прихода. Мы беседуем с нашим гостем о том, чем жив современный православный приход, как идет возрождение духовной жизни.

— Отец Александр, что такое православный приход сегодня? Какие просматриваются тенденции? Больше стало прихожан или меньше? Каков возрастной состав? Чем интересуются люди?

— Во-первых, не лишним будет напомнить читателям, что в православии понимается под словом «приход». Приход — это община, люди, которые приходят в храм. Они так и называются — прихожане.

Поэтому мы будем говорить о приходе не как о юридической единице, а как о том народе, той общности людей, которая скреплена единством Божией Благодати, одним храмом.

В последнее время я стал замечать, что приход обновляется, в особенности это заметно в сентябре. Накануне нового учебного года в храм приходят помолиться не только первоклассники, но и их родители. Они в каком-то смысле тоже первоклассники, потому что большинство из них вместе с детьми впервые переступают церковный порог. И многие, к радости священника, остаются в храме. Появилось много мужчин в возрасте от 25 до 40 лет.

Чаще в храм их приводят скорби, проблемы: профессиональные, личные, семейные. Просить Божией помощи приходят и те, кого мучают тяжелые пороки: пьянство, наркомания. Не от хорошей жизни многие идут в храм. Мужчины — не исключение. И в этом — промыслительность скорбей вообще как таковых.

Если говорить о детях, то их тоже стало заметно больше в храме. Трудно точно сказать, с чем это связано. Наверное, и с демографической политикой государства, и с усилением проповеди пастырей на приходах, появлением большего числа храмов.

Некоторые сегодня недоумевают: зачем так много новых храмов строится в Дзержинске? На самом деле не много, а мало. Построен новый храм — и он полон людьми, построен еще один — так же полон. Духовная жажда нашего народа далеко еще не удовлетворена. Я предлагаю: «Закройте глаза и уберите храмы — что вы видите?». В основном люди отвечают: «Без часовен и золотых церковных куполов город оставался бы с безликими строениями из кирпича и бетона». Так или иначе, внешняя проповедь заставляет задуматься о том, как и ради чего человек живет. Каждому нужны в жизни какая­то отдушина, доброе слово. Вот идешь по улице, видишь храм — это и есть то доброе, что обращает твой внутренний взор к Небу.

— Приход помолодел. А ведь приходская жизнь в постсоветский период начиналась с бабушек-­старушек, которые и передали в церкви новому поколению эстафету.

— Бабушки — молодцы! Помню, пришел на приход в 2000­м году: молодой, горячий и — с упреком к ним: «У вас одни вопросы: чем поминать, как ставить свечи, когда пост начинается? Хотя бы поинтересовались о Святой Троице…». Сейчас ситуация стала меняться. С усилением деятельности сектантов, представителей деструктивных культов у прихожан, в том числе и у бабушек­-старушек, появились вопросы, связанные с православным вероучением. Люди хотят себя вооружить против сектантов знаниями основ веры. Все­таки в большей массе народ причисляет себя к православию, и, встречая на своем пути что­то новое, настораживается. Тем более что от большого потока информации современный человек настолько устал, что ему как никогда нужны сейчас незыблемые, непреложные истины, на которые он может в своей жизни опереться. Такой опорой и является православие.

— Большая проблема современного человека — одиночество среди людей. Живя в огромных, густонаселенных мегаполисах, многоквартирных домах, люди тем не менее становятся более замкнутыми, они не чувствуют онтологической, духовной связи друг с другом. Церковная община, думается, и есть здоровая альтернатива сложившимся условиям, поскольку людей объединяют Христос, вера, общие дела, наконец, священник, у которого они окормляются. Получается ли создать такую общину в современных условиях?

— Глава Церкви — Христос. Древнехристианская община, по своему укладу, конечно же отличается от современной, христиане собирались, чтобы вкусить Христа, чтобы Бог в них пребывал по­настоящему. Через евхаристическое общение, через общую Чашу.

Современного человека приводят в храм проблемы, при этом он считает, что его проблемы гораздо важнее проблем рядом стоящей бабушки или дедушки. Человек стоит в храме и старается не замечать этой старушки, не знать ее бед. Эгоцентризм мешаем людям объединяться в общность, наше «эго» разобщает нас с окружающими. К сожалению, таково устройство современного мира, когда некоторые ради достижения личных целей идут по чужим головам.

И поэтому очень важно помочь молодому человеку увидеть рядом с собой других с их не всегда легкими, благополучными ситуациями. Важно дать ему почувствовать себя частью целого. Здесь начинается путь постижения, что же такое ­ христианская любовь.

Пример. Молодой человек, только что воцерковившийся, видит много недостатков в церковной, приходской жизни. Кипит идеями: надо все исправить, гайки закрутить, переделать. И предлагает: «Давайте сделаем и то, и это». «Пожалуйста, делай». Я понимаю, что скоро он остынет, потому что энергия закончится а на настоящий труд сил не хватает. Недаром, когда лошадка стометровку пробежала, целый год потом отдыхает. А другая каждый день после этой стометровки «подчищает» за ней — тащит воз. Человек быстро истощается, потому что надеялся только на свои возможности, не понимал, что начинать надо с исправления себя. И когда приходит к осознанию, что без Бога он ничего не может, вот тогда он и встает на путь исправления.

— Легко ли встать на этот путь исправления?

— Степень исправления зависит от того, хочет человек себя понять по­настоящему или нет. Одна из главных проблем молодых людей, начинающих ходить в храм: хочется все — быстро. А нужно трудиться и трудиться. Сказываются современный темп жизни, новые средства связи (мобильный телефон, Интернет), когда решения меняются в течение минут. Но из­за этого бешеного темпа жизни к концу рабочего дня человек настолько выматывается, что побыть один на один с собой у него ни времени, ни сил уже нет. Больше скажу: ему страшно оставаться наедине с собой.

Однажды повстречался я на дороге со знакомым, поехали к нему домой. Войдя в дом, он стал включать во всех комнатах свет, компьютер, на кухне и в зале — телевизор. Я ему: «Ты зачем это сделал?». «Чтобы фон был» — отвечает. «У тебя целый день работа, зачем тебе этот фон?» — «Мне иначе как­то неуютно». — «Получается, твой внутренний уют зависит от внешних раздражителей. А если тебе выключить электроэнергию?» — «Я с ума сойду…»

Это о чем говорит? Мы, современные люди, настолько компьютеризированы, телефонированы, электрифицированы, что нам страшно без этой зависимости. Человеческой душе надо быть от чего­то зависимой. Но мы должны искать зависимости только от Бога.

— Сегодня среди людей с большим церковным стажем немало и таких, которые до сих пор не могут прибиться к одному приходу или на время потеряли связь со своей общиной. Как вы думаете, в чем причина такой неопределенности, неприкаянности? Не вредит ли это духовному развитию человека?

— Большинство пытается веру найти эстетическим путем. Когда человек не привык в жизни к воздержанию, он постоянно ищет чего новенького, вкусненького, светленького, подключая внешние рецепторы восприятия, которые у него хорошо развиты. Так и в поисках веры, своего храма он опирается на внешние требования, эстетизм. Некоторые пугаются массивности, монументальности церкви, ищут душевности, храма, в котором уютно, как дома, цветочки, занавесочки. Когда человек забудет свое «Я», вспомнит: «Я пришел к Богу!» и сам поймет: причем здесь занавески, пол, стены?..

Есть люди болящие, которым никто не авторитет. Они читают Евангелие, сами его толкуют, и понимают «лучше, чем все». Я бы посоветовал таким почитать Антония Сурожского «Как выбрать духовника?». Надо понимать, что священник, независимо от возраста, греховности или праведности, — проводник Божией благодати. И прежде чем к нему идти, следует помолиться, чтобы Господь через него открыл Свою волю о нас. Надо верить в благодать священства и благодать священнической молитвы. Бог по этой вере нам и дает, и мы чувствуем поддержку и это утешение. Если священник говорит не от себя, а от лица Церкви, к такому священнику надо идти.

— Как на приходе решается проблема поколений?

— Люди, которые пришли в храм в начале 90 х, молодое поколение воспринимают сложно, с ревностью, настороженно. «Я здесь с открытия, а вы только пришли, а уже воскресной школой занимаетесь, бегаете, мешаете, — заявляют. — Я тут только помыла, а вы с детьми снова намусорили». В этом проблема еще есть. Чтобы наладить отношения между поколениями на приходе, к каждому нужно проявить внимание. Бабушка — тот же ребенок: ей нужны ласка, внимание.

И все­таки, я считаю, в первую очередь надо каждому священнику стараться самому идти к Богу, и тогда все приложится, и на приходе жизнь наладится. Митрополит Вениамин Федченков писал: «Вся проблема в том, что мы не молимся».

Беседовала Марина Дружкова

Справка:

Старинное русское село Желнино возникло почти одновременно со строительством Дудина Амвросиево — Николаевского монастыря в начале 15 века. Название деревня получила по названию дятла — желна, обитающего в окрестных лесах.

Уже в начале XVIIв. Дудин монастырь владел большими землями с деревнями, с крестьянами по обеим сторонам реки Оки. Данный факт подтверждается жалованными грамотами игуменам монастыря от царствующих в разные времена особ.

Была среди этих деревень и деревня Желнино, располагавшаяся на левом берегу Оки.

К концу XVIIв. она состояла из 24 дворов, где проживало 85 человек мужского пола.

В конце XVIIIв. земли, принадлежащие Амвросиеву Дудину монастырю, вместе с крестьянами передаются государству. На этот момент Желнино насчитывало уже 120 дворов, душ мужских 240, женских 258. А уже во второй половине XIXв. в Желнино насчитывалось 675 жителей. Село всегда было торговым, а значит зажиточным. Из-за щедрости жителей нищие особенно любили ходить в Желнино, молва округу облетала, что там, мол, подаяния дают не хлебом, а пирогами.

В ХIХ веке у городских жителей появляется мода на дачный отдых, и с 1870 года Желнино становится излюбленным местом такого отдыха для интеллигенции из Нижнего Новгорода. За целебный сосновый воздух Желнино окрестили «Нижегородской Ялтой». С 1886г. по 1896 годы недалеко от Желнино снимал дачу русский писатель Владимир Короленко. А в мае — июне 1903 года на берегу реки Оки отдыхал на даче со своим семейством писатель Алексей Максимович Горький. Гостил в наших краях и знаменитый художник Бенуа, прибывший по приглашению купца Маркова; дивная природа и окрестности, близость реки, контраст берегов, дубовые рощи, — все вокруг восхищало взгляд и дарило умиротворение и покой.

В окрестностях поселка Желнино геологами разведаны большие запасы минеральных вод, глубоко залегающих в водоносных пластах. Здесь можно вывести на поверхность с помощью скважины лечебные воды разных типов: столовые, сульфатные, кальциевые с малой минерализацией и прочие. Недра хранят полезные ископаемые нерудного происхождения: песок строительный, глины и суглинки, известняк, гипс, встречаются сероводородные грязи — отложения пойменных озер.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году на деньги купца первой гильдии Степана Петровича Солина. В прошении, адресованном Преосвященному епископу Нижегородскому и Арзамасскому Филарету в 1870 году, говорится: «Крайне скорблю об уклонении от православной веры своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией». Разрешение было получено и началось строительство, на которое Благодетель потратил более 100 тысяч рублей. Сбылось и другое желание, с дозволения Владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского-Желтоводского монастыря, сохранившиеся и доныне. В 1879 году в храме освятили три престола: главный — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила и святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.

После прихода к власти Советов рабочих и крестьянских депутатов началось массовое разорение церквей. В 1940 году храм был закрыт и разорен, говорят, иконы жгли прямо в церкви. В помещении храма разместилось овощехранилище детского туберкулезного санатория, в дальнейшем использовалось как складское помещение, а в последующие годы — как мебельный склад Дзержинского промторга. Время и людское невежество сильно потрудились над храмом Божиим.

В 1988 году храм был передан верующим и в нем начались богослужения. Решением Облисполкома № 471 от 18 декабря 1989 года здание Благовещенской церкви принято на госохрану как памятник архитектуры местного значения. Полным ходом пошло восстановление поруганного храма: восстанавливается ограда, идет реконструкция часовенки, и — сердцевина восстановительных работ — трудятся художники-реставраторы, стараясь вернуть храму утраченный облик.

В 1994 году при церкви открылась первая в Дзержинском благочинии воскресная школа. Приходская библиотека приступила к своей работе через год после образования воскресной школы.

В 2003 году для подростков организована дружина «Витязи».

Святыни Желнинского храма, преподнесенные еще купцу Степану Петровичу Солину Макарьевским Желтоводским монастырем, сохранившиеся в безбожные времена в краеведческом музее нашего города, радушно встречают и радуют верующих и в наши дни. Это древние иконы: Воскресения Христова; икона Трех святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого; икона обретения Животворящего Креста равноапостольными Константином и Еленой.

Адрес: Нижегородская область, г. Дзержинск, п. Желнино, ул. Красная

Проезд: Из Дзержинска автобусом №35 до поселка Желнино. Остановка: Церковь.

Храм открыт: в дни, когда совершается богослужение с 7.00 до 18.00

в дни, когда богослужения нет — с 9.00 до 16.00

 

 

 

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.