Родился в 1964 году в Ленинграде. Окончил историко-филологический факультет Мурманского педагогического института по специальности «преподаватель истории и английского языка». По распределению работал в школе в г.Нерюнгри (Якутия). После службы в армии в районе БАМа вернулся в родной Санкт-Петербург и тогда же крестился в Преображенском соборе. В 1989 году переехал в Нижний Новгород, где в 1990 году митрополитом Николаем (Кутеповым) был рукоположен в сан священника. Получил духовное образование на заочном отделении Московской Духовной семинарии. Нес послушание на приходах Нижегородской епархии. С февраля 2009 года служит в храме Владимирской Оранской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Преподаватель Нижегородской духовной семинарии и Нижегородского государственного университета.
Путь к фотографии
«Я не фотограф, я просто батюшка с фотоаппаратом. Стал снимать в десять лет, когда на день рождения мне подарили камеру “Чайка-М”, которая на обычной пленке давала 72 кадра вместо 36. Азы фотографии постигал без системы: по детским журналам и в фотокружке. Но больше всего мне помогали школьные уроки рисования и музеи (в самых разных городах и особенно в Питере), по которым водила меня мама. Она была специалистом по ремонту подводных лодок, и поэтому мы объездили с ней полстраны, живя в городах, где размещались оборонные судоверфи. Мама учила меня читать и понимать музыку и картины, объясняла мне, что художник имел в виду в своем произведении и какими средствами с мог донести до зрителя свои идеи.
Тогда я много снимал на “Чайку-М“, а потом были “Вилия-авто“, “Зенит“, “Зенит-ТТЛ“. Кроме того, я использовал и широкоформатный аппарат “Любитель“, но из-за дефицита широкой пленки аппарат забросил. Мне всегда очень нравился процесс создания фото, так как проявлять и печатать приходилось самому. Вспоминаю, как мы глянцевали фотографии на зеркале в ванной комнате, проглаживая их утюгом. И вот в десятом классе мама подарила мне настоящий электрический глянцеватель — это было событие!
И все-таки сегодня я чувствую недостаток систематического базового фотообразования. Существует масса вещей, которые надо знать, как таблицу умножения, — на уровне рефлексов и автоматизма, а это у меня получается не всегда (видимо, это и есть непрофессионализм). Но знакомство с живописью, знание и понимание приемов и школ, умение читать живописное произведение — все это мне очень помогает строить кадр и находить нужный образ».
Что снимает
«Я снимаю все, но отдаю предпочтение портрету и жанру. Как любому художнику, мне интересно необычно показать обычное. Я бы побоялся употреблять слово “самовыражение“, но уверен, что мысли автора, его сердечная боль, радость и благодарность Богу должны легко прочитываться зрителем. Для меня очень важна композиция, ибо она больше, чем компоновка объектов в кадре. Фотограф-христианин не должен забывать о духовной композиции снимка, о гармоничном раскрытии Божьего замысла о том или ином событии. Нужно понимать, что фотограф несет ответственность перед Богом и людьми за то, что представляет зрителю».
Мысли о фотоискусстве
«Музыканты любимой мной группы Secret Garden как-то назвали свое творчество музыкой к еще не снятому кинофильму. Если перефразировать эту мысль, то настоящая фотография отзывается в человеческом сердце еще не написанной музыкой. Фотография требует сосредоточения, внутреннего молчания и размышлений — того же, что и наша духовная жизнь. Сегодня человека окружает много бесполезного шума: городского, технического, навязчивые звуки со всех сторон. Кажется, что враг приложил массу усилий, чтобы лишить человека тишины. Но именно внутренняя тишина и необходима, чтобы услышать Христа в своей душе. И в этом фотография способна помочь. Уже только за то можно полюбить “написанное светом” (photo-grapho).
Миссионерский потенциал фотографии огромен, ведь мы можем по-христански рассказать о красоте Божьего мира, о церковной жизни, о великолепии наших храмов… Наконец, можем показать отражение неизреченного света на лицах людей, любящих Бога и стремящихся следовать за Христом. Эта молчаливая проповедь сама по себе может быть очень доходчивой. Главное, фотография не должна сеять уныние и печаль, не должна служить разрушению человеческого сознания. А для этого просто не нужно лгать. Ведь даже говоря о трагедиях, мы способны увидеть и показать Свет, который в любом испытании сияет во тьме, открывая двери спасения.
Существует выражение: снимает не камера, снимает человек. Я бы добавил, что снимать должен фотограф с чистым сердцем. Только тогда на снимках можно будет увидеть действие благодати Божией в мире».
Сайт:
http://www.photodom.com/photographer/ingwar
Весенний поток. 2007 г.
Разговор по душам. 2006 г.
Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне. 2008 г.
Возвышенное и земное. 2008 г.
Всепрощение. Люди Святой горы (Афон). 2008 г.
Из подземелья… свет к свету. 2008 г.
Портрет протоиерея Игоря Пчелинцева — фото Павла Смертина
Автор: Рощеня Дарья
Источник: Журнал «Фома», сайт www.foma.ru