Протоиерей Михаил Зазвонов: «Крещальная литургия — это стремление к идеалу»

17:06, 9 февраля 2012

В 2008 году в Нижегородской епархии произошло уникальное событие ― в Великую субботу на Божественной литургии архиепископ Георгий совершил Крещение новых членов Православной Церкви. Это явилось возрождением древней церковной практики ― служить крещальные литургии перед Пасхой, чтобы принявшие Крещение люди со всей полнотой Церкви могли ощутить неземную радость пасхального благовестия. О том, как происходит в настоящее время предкрещальная катехизация и само таинство в Великую субботу, мы побеседовали с руководителем миссионерского отдела епархии протоиереем Михаилом ЗАЗВОНОВЫМ.

― Отец Михаил, что такое крещальные литургии и почему практика их проведения была возрождена в Нижегородской епархии? Миллионы наших соотечественников, крещеных в советское время, наверняка испытывают некоторое удивление по этому поводу.
― Дело в том, что Крещение в советский период проходило не так, как должно,― так никогда в Церкви этого не делали. Люди, в первую очередь под влиянием страха, пытались покреститься быстро, в каких-то недоступных общему вниманию местах, чтобы никто об этом по возможности не узнал, часто без полного погружения и необходимой катехизации. Хотя, конечно, крестились по зову души.
Правильно же принимать Крещение, как заповедал нам Сам Господь, нужно с должным научением вере в Отца, Сына и Святого Духа. Ведь человек, который имеет желание креститься, должен знать, во имя Кого он это делает, что от него потребуется, какие во время таинства он даст обещания Богу и как он должен изменить свою жизнь в связи с этим. И это потребует от него определенной ответственности и знаний. Поэтому в настоящее время мы предлагаем всем, кто приходит в храмы Нижегородской епархии с желанием креститься, чтобы они проходили специальную подготовку ― предкрещальную катехизацию.
И конечно, возрождая такие важные и необходимые стороны церковной жизни, мы не могли пройти мимо крещальной литургии. Поскольку это древний обычай Церкви ― на литургии перед Пасхой в Великую субботу проводить Крещение новых членов. На этом богослужении собиралась вся Церковь, и это был настоящий праздник для всех. Можно сказать, что для особо ответственных, пытливых и боголюбивых людей, которые хотят глубже погрузиться в церковную жизнь, изучить ее историю, мы четыре года назад возродили крещальные литургии перед Пасхой и предкрещальную катехизацию на протяжении всего Великого поста. И вот уже несколько лет подряд на протяжении четырех постных недель те, кто собирается стать новыми членами Церкви Христовой, изучают основы православной веры и проходят серьезную подготовку. В Великую субботу на литургии, которая служится по древнему чину, эти люди перед всеми верующими свидетельствуют о своем желании принять святое Крещение. И очень важно, что чин Крещения совершает архиепископ Георгий ― в знак того, что в древности именно епископы принимали новых членов в Церковь и совершали их Крещение. Так что для нас это не формальное действо, а стремление к идеалу. И мы призываем всех, кто желает принять Крещение, стараться соответствовать этому идеалу ― по возможности пройти длительную предкрещальную катехизацию и креститься в Великую субботу.

― Насколько, по вашему мнению, в проведении крещальной литургии, участии в ней важен эстетический момент? Ведь в этом случае Крещение человека превращается в настоящий праздник, с участием архиерея, с шествием со свечами из крестильни в храм…
― Я согласен с тем, что здесь присутствует в большой степени эстетический момент, что немаловажна праздничная, торжественная атмосфера события. Но самое главное все-таки ― это перерождение души нового члена Церкви. Тот, кто принимает Крещение, должен понимать, что теперь он становится новым человеком. И это его обновление, перерождение, погружение в новую жизнь происходит именно во время крещальной литургии. Это важное событие совершается на виду у всей Церкви. И человек, который собирается духовно изменить свою жизнь, должен осознать, к чему это его обязывает.

― Насколько важно участие в крещальной литургии для тех людей, которые пришли помолиться в Великую субботу в храм и стали свидетелями этого таинства в жизни других? Та глубина и красота обрядов древней Церкви, которые они смогли наблюдать, может быть, впервые в своей жизни, не оставит же их в прежнем состоянии духа?
― Конечно, это так. Я бы хотел особенно отметить, что крещальная литургия ― это событие огромной важности, момент ответственности для всей Церкви, это некий акт единения и сопереживания всех ее членов. Во время богослужения все присутствующие в храме ощущают потребность в молитве за тех людей, которые начинают делать первые шаги в Церкви.
Мы ведь на каждой литургии молимся за оглашенных, то есть тех, кто готовится принять Крещение. Это наша общая ответственность за тех, кто в скором времени станет членами нашей большой христианской семьи, Тела Христова. И конечно, те, кто собирается креститься, должны ощутить эту поддержку с нашей стороны, увидеть наши добрые дела и стараться подражать им, как и Христос говорил об этом в Евангелии, обращаясь к своим последователям. Важно, чтобы в нас, верующих, новые члены Церкви не увидели негативный образ, который оттолкнул бы их от христианства.
На крещальной литургии новые члены входят в Церковь на виду у всех присутствующих, они как бы поставлены на свещнице и напоминают каждому человеку, что он несет ответственность перед Богом и людьми за свою совесть, свою жизнь и поведение. По нашему поведению часто судят о христианстве в целом, и мы не должны уронить образ Христа в глазах неверующих, нецерковных людей и тем более в глазах тех, кто только открывает для себя мир Церкви.

― Какова статистика тех, кто участвует в предкрещальной катехизации и в крещальной литургии в последние годы? Эти люди ― из Нижнего Новгорода или среди них встречаются и жители области?
― Если начинали мы с города, то в настоящее время к нам обращается больше желающих принять крещение из Нижегородской области, причем нередко из очень отдаленных мест ― из Шахуньи, Выксы, Сергача и т.д. С каждым годом желающих участвовать в предкрещальной катехизации и крещальной литургии становится все больше, и это радует. В первый год к нам обратились всего 10 человек, а в последней группе катехизируемых было уже 28 человек.
Во время последней катехизации, которая проходила год назад, к нам также приходило много людей, которые интересовались тем, как можно подготовиться к Крещению в следующем году, то есть в наступившем 2012м. Люди очень серьезно к этому относятся, и смею надеяться, что для них это событие имеет очень большую важность. И что также очень важно, в результате предкрещальной катехизации растет число очень образованных с христианской точки зрения людей, понимающих и знающих жизнь Церкви. Зачастую те, кто ходит в храм много лет, не так подготовлены и просвещены, как эти новые христиане. Это именно то, к чему мы должны в целом стремиться, на что нацелена вся просветительская деятельность Церкви.

― Как проходят катехизацию те, кто проживает в отдаленных городах и селах Нижегородской области?
― На местах. В районных центрах при больших храмах организуются специальные группы по катехизации, где для этих людей проводятся беседы со священниками, и они получают всю необходимую информацию. А после цикла обучения они приезжают в Великую субботу в Нижний Новгород на литургию.

― Проводятся ли крещальные литургии в других епархиях Русской Православной Церкви?
― Подобные литургии практикуются в небольшом числе храмов в нашей стране. Причем архиерейские крещальные литургии, насколько мне известно, совершаются всего лишь в двух-трех епархиях нашей Церкви. Чаще происходит служение крещальных литургий священниками, и это стало, в общемто, регулярным, привычным мероприятием. Конечно, в первую очередь это касается Москвы и СанктПетербурга. Но в целом для страны это скорее новая практика, которая, однако, постепенно, я думаю, будет иметь все более широкое распространение.

― Как вы считаете, почему люди принимают Крещение в наше время?
― Потому что в их сердце постучался Христос и они почувствовали тягу быть православными христианами, захотели послужить Церкви, людям и Богу. Они захотели иметь возможность попасть в Царствие Небесное. Это желание может быть вызвано знакомством с традициями родственников, сообщениями из средств массовой информации или иных источников ― на это откликнулось их сердце, и люди пришли в Церковь.

Текст Светланы Высоцкой