Что мы знаем о Божией Матери? Почему не оставляет своим ходатайством Пречистая Дева всех призывающих Ее? Об этом с нашими корреспондентами беседует клирик храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино города Дзержинска священник Вячеслав Лопатко.
— Почему о Божией Матери, Той, Которая выше всех херувимов и серафимов, так мало упоминается на страницах Библии? Откуда мы знаем обстоятельства Ее жизни и блаженного Успения?
— О Пресвятой Богородице на страницах Священного Писания действительно упоминается довольно редко. В Священном Писании о Ней сказано мало, но сказано главное: то, что Она действительно Матерь Божия. В Евангелии от Луки, мы знаем, святая Елизавета говорит Святым Духом: „И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?“ (Лк 1: 43). И потом — так же богодухновенно — Богоматерь заявляет о себе, что „сотворил Ей величие Сильный“ и что „Ее будут ублажать все роды“. Это хоть малые, но ключевые истины о Божией Матери, которые получили догматическое выражение в Православной Церкви. Об обстоятельствах Ее жизни и Ее блаженного Успения нам известно из Священного Предания Церкви. Апостол Иоанн Богослов говорит, что если подробно писать обо всем, что было сотворено Христом Спасителем, обо всем, что открывала и создавала история Нового Завета, то и самому миру не вместить в себя написанных книг. Поэтому именно из Священного Предания нам известны обстоятельства жизни и блаженного Успения Божией Матери.
— Что же говорит Предание об Успении Пречистой Девы?
— Священное Предание говорит о том, что Пречистая Матерь жила в Иерусалиме и на момент Ее блаженной кончины, святого Успения, Господь чудесным образом собрал всех апостолов, которые стали свидетелями этого события. Богоматерь была погребена в Гефсимании. На третий день, когда опоздавший апостол Фома пожелал увидеть Богоматерь и попрощаться с Ней, гробница была открыта, но Пречистого тела Богоматери там уже не обнаружили, почему Церковь и верует, что Богоматерь была удостоена воскрешения прежде всеобщего воскрешения. И уже в вокресшем, новом, обоженном теле была вознесена на небеса.
Церковь верует, что это так, но догматического подтверждения этому не дает, потому что догматическое подтверждение имеет непосредственное отношение к делу спасения человека, к сотериологии. В сотериологическом смысле Церковь догматизирует учение о Богоматери именно как о Приснодеве (то, что Она до Рождества, в Рождестве и после Рождества — Дева) и то, что Она реально была Богоматерью, т. е. Бог воплотился именно через Нее.
— Радоваться ли нужно в этот день или скорбеть, ведь это день смерти Матери Божией? Какою была Ее кончина? Как у всех обычных людей или нет?
— Как-то у преподобного Амвросия Оптинского духовные чада спросили: „Батюшка, а каким должно быть настроение православного христианина?“ На что преподобный отец сказал, что настроение православного христианина должно быть радостно-печальным. Так вот, именно это настроение радостопечалия праздник Успения, как никакой другой праздник, и передает так выразительно и так полно.
Конечно, день смерти — это разлука, это какая-то скорбь, но в контексте Воскресения Христова, в контексте того, что Она — Матерь Того, Кто попрал смерть и теперь принимает Ее душу в Свои руки, что, собственно, очень хорошо изображено на иконе Успения Божией Матери, в контексте света Пасхи, в контексте того, что это Матерь воскресшего Господа, — свет и радость перекрывают разлуку и печаль. Они присутствуют, но не они являются доминирующим настроением события. Весь праздник, вся тема созидается радостью устремленности к вечности, к Воскресению, к вечной жизни — к той последней цели, к которой призваны мы все. Весь праздник обращен, конечно, к своей цели — к Царству Небесному, к Пасхе, к Воскресению. В контексте этого и смерть Богоматери, и смерть вообще в христианском осмыслении получает совершенно иное качество: смерть уже не тупик, не стена, не какая-то безысходность, а смерть является уже тем эпизодом, тем коридором, что есть переход от временного к вечному, от тленного к нетленному. Поэтому максимальным образом Успение выражает христианское отношение к смерти как таковой вообще.
— Была ли Богоматерь во всем подобна нам или Она была Существом особенным? Была ли Она под действием первородного греха?
— Опять-таки, отвечая на этот вопрос, можно ответить и да, и нет. С одной стороны, по природе Она была подобна нам: как и всякий человек, Она была создана по образу и подобию Божию. Как и всякий потомок Адама и Евы, Она была подвержена первородному греху. Ведь если бы Она не носила в себе первородного греха, то Она и не совершала бы добродетелей, и не было бы никакой заслуги, что Она была безгрешной. А Она-то была как раз существом земным, поэтому в ней было семя тления, закваска тленности и смертности в Ней была, и склонность ко злу в Ней была. Но в том-то Ее и величие, что Она усилием воли, ума, сердца, усилием своего духа стремилась к Богу настолько сильно, что не позволяла греху получать выражение в Своей жизни. Так в соответствии с учением Православной Церкви объясняет этот вопрос святитель Иоанн (Максимович).
Поэтому очень важно говорить о том, что Она была таким же человеком, как мы. И в этом-то и чудо, что дщерь Адамова, этот скудельный сосуд, персть земная удостаивается такого грандиозного величия, предосвящается Духом Божиим, поддерживается Божественной благодатью за Свою чистую, добродетельную жизнь, за Свое искреннее и трудолюбивое стремление к Богу. Она, как никто другой, избирается, чтобы послужить Домостроительству нашего спасения.
— Что означает ходатайство Богородицы у Престола Божия за весь мир? Понятно, что Бог Вездесущ, но как Божия Матерь и святые слышат наши молитвы?
— Тема ходатайства Богоматери и святых — экклезиологическая, она касается учения Церкви о себе самой. Богоматерь и святые, стяжавшие своей праведной жизнью Божию благодать, сами являются носителями и выразителями этой благодати, они ее преподают нам. Вот, например, в Евангелии есть слова, когда Христос говорит: „Я Источник воды живой“, и всякий пьющий из этого Источника сам становится источником воды живой, текущей в жизнь вечную (см Ин 4: 14). Христос называет себя Источником, и при этом же источниками Он называет всех тех, кто черпает из Него как из Источника. Он Источник, а они руслица, по которым водичка из этого источника течет. Или, например, аналогичный текст из того же Евангелия от Иоанна: „Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего“ (Ин 5: 15). И это сравнение взаимоотношений Бога с людьми показывает нам органичное единство Христа с людьми и людей со Христом. Поэтому те, кто во Христе, в них циркулирует та же жизнь Христова, та же сила Христова, та же благодать Христова.
Бог Вездесущ, и поскольку Божия Матерь и святые являются максимальными причастниками Божественной благодати, они являются носителями и выразителями Божественного Духа, они отражают Его — как маленькие зеркальца, могут отразить целое Солнце. Каждая святая судьба отражает в себе полноту Божией бесконечности. Они включены в Дар Вездесущия, пропитаны им. Это Вездесущие Божие, образно говоря, нерв, который проходит через личности и судьбы святых людей и который связывает их друг с другом и со всем миром. Именно благодаря Божию Вездесущию, по причастности ему они включаются в эту Божию способность, в это Божие качество.
Дмитрий Романов,
Ольга Схиртладзе
«Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.