Равноапостольные труды

11:55, 8 ноября 2022
Почему Петр I так называл служение архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима

Его пребывание на кафедре — одна из ярких страниц в истории Нижегородской епархии, отмечающей в этом году свое 350‑летие. Известный просветитель и миссионер, на епископское служение он был приведен настоянием самого Петра I. И все дальнейшее служение владыки проходило при деятельном участии и внимании императора, который труды архиепископа называл равноапостольскими.

Из старообрядцев

Существует рукописный «Панегирикус в честь Питириму», составленный иеродиа­коном Ливерием в 1719 году в Костромском Белмашском монастыре в связи с возведением архимандрита Питирима в сан епископа. В документе сказано, что тот родился около 1665 года в окрестностях города Переславля-Залесского Владимирской епархии и в крещении был наречен Петром. Родом он был из посадских людей, занимавшихся торговлей, вероятно, из переславских купцов, воспитан был в старой вере. С малых лет очень любил книги, и постепенно появилось желание отшельнической жизни. Повзрослев, Петр удалился на польскую границу, в Стародубскую область, в местечко Ветка, куда многие старообрядцы бежали от гонений. Здесь (вероятно, в Покровском монастыре) он был пострижен в монашество и наречен Питиримом.

На Ветке новопостриженный оставался недолго, вскоре вернулся на родину, где поначалу стал наставником старообрядцев. Он еще с большей ревностью начал изучать Святое Писание и особенно Новый Завет, обратился к изучению соборных постановлений и творений отцов Церкви, церковной археологии и письменности, богослужебных книг и истории. В результате перешел в лоно Русской Православной Церкви. И ни ласки, ни угрозы, ни убеждения близких — ничто не смогло поколебать его твердости.

Питирим начал подвизаться в Переславском Никольском монастыре, где вскоре был поставлен строителем. Здесь его однажды увидел царь Петр, который обратил внимание на строгую жизнь и ученость насельника обители.

В то время в Нижегородской епархии, особенно в Юрьевецком и Балахнинском уездах, приписных к Патриаршему дому, а после — к Синодальной области, усилился раскол. Услышав об этом в очередной раз, царь вновь вспомнил о переславском строителе Питириме, который еще до этого в 1707 году был призван на борьбу с ним «по указу Петра Великаго и по благословению Преосвященнейшаго Стефана, митрополита Рязанскаго и Муромскаго». Тогда Питириму велено было «в Балахонском и Юрьевецком уездах всех раскольнических старцев и стариц, и бельцов и учителей их от раскола обращать».

По селам и скитам

Выполняя свои обязанности по наставлению старообрядцев, Питирим исходил множество дорог. А в 1709 году ему посчастливилось встретиться с митрополитом Димитрием Ростовским (это был последний год жизни святителя). Строитель Питирим показал митрополиту тетради, написанные для обличения старообрядцев, а тот, видя горение его сердца, поблагодарил и благословил на дальнейшие труды.

Ни угрозы, ни насмешки, ни оскорб­ления со стороны сторонников старой веры — ничто не могло отклонить подвижника от предпринятого им подвига. Покушались и на саму жизнь Питирима. Но Господь берег его.

Несмотря на чинимые препятствия, ревнитель православия ходил по селам и деревням Семеновского, Балахнинского, Макарьевского, Юрьевецкого и других уездов. С верными спутниками добирался до скитов в керженских и чернораменских лесах, беседовал со старообрядцами и в тайных местах, где они укрывались. Находясь в опасности, он нисколько не охладевал в своей ревности, наедине и перед большим количеством людей бесстрашно проповедовал истину. И повсюду раздавал написанные им увещательные и обличительные тетради.

Со временем начальствующие сочли нужным вверить его управлению не только Юрьевецкий и Балахнинский, но и Нижегородский уезды. И здесь его труды сопровождались большим успехом. Чтобы отделить от мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана старообрядцев, Питирим основал в Юрьевецком уезде мужской Кержебельмашский Успенский монастырь и два женских: Троицкий Белмашский и Рождественский на реке Санахте. И в уже существовавших обителях, например, Спасо-Раевском монастыре на реке Кезе, тоже подвизались обратившиеся в лоно Православной Церкви.

Кержебельмашская Успенская обитель стала главным местом пребывания Питирима. Сюда он из игуменов Переславской Никольской обители в 1717 году был поставлен во архимандрита.

Труды архиерейские

22 марта 1719 года управлявшего Нижегородской епархией митрополита Сильвестра перевели в Смоленск. На праздную Нижегородскую кафедру был избран и рукоположен в Санкт-Петербурге 23 марта 1719 года архимандрит Кержебельмашского монастыря Питирим.

Много уже потрудился он — еще больше забот предстояло. Благодаря его проповеди в лоно Православной Церкви переходило огромное число старообрядцев. В 1721 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Пращица противу вопросов раскольнических», созданная по следам открытых прений владыки Питирима со старообрядцами, из которых он вышел победителем. Издания были разосланы по всем епархиям.

Основным правилом архипастырской деятельности Преосвященному служил «Духовный регламент» Петра I, под которым епископ Питирим подписался вместе с другими духовными и светскими сановниками. Руководствуясь им, нижегородский архиерей первым из иерархов Русской Церкви решил открыть в своей епархии духовное училище.

В 1721 году при своем Архиерейском кремлевском доме он «завел две грамматическия школы, еллино-греческую и славяно-российскую» (так учебные заведения были названы в документах семинарского архива). При этих двух школах устроена была и школа певческая.

За учениками в возрасте от семи до 18 лет владыка Питирим наблюдал с оте­ческой заботой: поощрял к занятиям и строгостью, и снисходительностью, выписывал для них нужные книги. Часть учащихся жила в квартирах, другие, «по дальнему расстоянию от родителей и по бедности», проживали в архиерейском доме на казенном содержании. На их питание епископ деятельно собирал с монастырей 20-ю, а с церквей — 30‑ю долю доходов. Первыми учителями в новом заведении были нижегородские священно- и церковнослужители, известные епископу умом и благонравием. Он хотел видеть в учениках будущих своих помощников в деле обращения старообрядцев к православию.

Преосвященный приводил к правой вере и отдельных людей, и семейства, и целые селения. Слава о подвигах епископа Питирима на этом поприще распространялась. Для новообращенных он устраивал церкви, особенно в Балахнинском и Семеновском уездах. К владыке присылали приверженцев старой веры из других мест, или же его самого посылали в ближайшие епархии, где они появлялись. В первые четыре года управления Нижегородской епархией епископ Питирим сумел обратить к православной Церкви около 26 тысяч человек.

В 1722 году владыке довелось принимать в Нижнем Новгороде царя. Петр I встретил здесь свое 50-летие. Государь с императрицей был в Спасо-Преображенском соборе на литургии, которую возглавил Преосвященный Питирим, сам пел со своими певчими на правом клиросе и читал «Апостол».

В 1724 году Питирима возвели в сан архиепископа. В последние годы своей многотрудной жизни владыка, приобретший к тому времени уже немало сподвижников, продолжил обращать старообрядцев к православию и устраивать для них новые церкви. Целыми толпами люди приходили к убеждавшему их архиепископу, Церковь заметно возрастала от приобретения новых чад. Уединенные скиты укрывавшихся староверов постепенно пустели, из 94-х на момент кончины архиепископа Питирима их осталось только два: в Оленеве и Шарпане.

За 19 лет управления Нижегородской епархией трудами владыки было обращено к православию около 80 тысяч человек, не считая тех, кто был обращен им прежде. Владыка приводил к христианству и живших в епархии иноверцев.

Архиепископ Питирим не оставлял забот о православном образовании. В 1730 году он устроил в Юрьевце-Поволжском славяно-российскую школу. А в 1738 году произвел преобразование в устроенных им в 1721 году нижегородских школах, присоединив к ним новую, высшую школу, которая называлась славяно-латинской. С этого времени все они вместе стали известны под названием семинарии, а число обучавшихся здесь доходило до 200 человек.

Обширность Нижегородской епархии требовала учреждения в ней новых учебных заведений, которые готовили бы к семинарскому образованию. В последний год своей жизни архиепископ начал устраивать такие школы. Их появилось 13.

Владыка дожил до глубокой старости. 8 мая 1738 года, на 20-м году управления епархией, около 73 лет от роду, он окончил свой земной путь. В присутствии множества мирян и всего нижегородского духовенства, со слезами воздавшего ему последнее целование, Преосвященный был торжественно погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.