Редакция «Ведомостей Нижегородской митрополии» приветствует стремление читателей поделиться родословными архивами, в которых оживает нижегородская церковная история. Действительно, потомков духовенства среди наших земляков немало, но не все они имеют сколько-нибудь полные сведения о своих предках в священном сане. Поэтому рассказы, подобные этому, для нас очень ценны.
В нашей семье с большой теплотой вспоминают Николая Филипповича Царевского. Его дочь, моя бабушка Зинаида Николаевна, прожила долгую жизнь, воспитывая детей и внуков и часто рассказывая им о своем отце, который рано ушел из жизни. Она показывала фотографии и бережно сохраненные вырезки из газет, касавшиеся истории нашей семьи. Ее воспоминания и семейные архивы послужили основой для предлагаемого материала.
Заведовать и учить безвозмездно
Сын священника Николай Филиппович Царевский родился 4 ноября 1862 года в селе Гридине Нижегородской области. Еще студентом Нижегородской духовной семинарии он был определен младшим священником в один из лучших и богатых приходов Нижнего Новгорода — храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, более известный как Рождественская (Строгановская) церковь. И сразу показал себя инициатором народного просвещения.
В 1885 году отец Николай начал хлопотать об открытии при своем приходе церковно-приходского училища для бедных детей — и получил на это благословение епископа Нижегородского и Арзамасского. Настоятель храма и местное начальствующее духовенство к начинанию 23-летнего священника отнеслось, однако, отрицательно, но обнародованное вскоре архипастырское обращение к духовенству о необходимости религиозно-нравственного воспитания детей и помощи бедным исключило сопротивление инициативе Царевского, хотя и не изменило отношения к ней.
Рождественское церковно-приходское училище — детище Николая Царевского — стало первым в Нижнем Новгороде женским училищем. Его открытие состоялось 2 февраля 1886 года и было замечено нижегородской прессой. 5 февраля «Нижегородский биржевой листок» писал о неординарном по тем временам событии: «Стараниями молодого священника о. Николая Царевского открыто церковно-приходское женское училище. В то время, когда было обнародовано известное обращение епископа Нижегородского и Арзамасского к духовенству, призывающее его к религиозно-нравственному воспитанию детей и помощи бедным, священник Царевкий уже хлопотал о разрешении открыть школу. Таким образом, Рождественский приход явился первым, который открыл у себя школу для образования детей. Заведовать школой и обучать детей будет безвозмездно священник Царевский при помощи псаломщика».
Школа вместо кабака
О трудности становления и условиях работы училища в первые четыре года позднее напишет газета «Нижегородский листок»: «На первых порах в школу записалось девять учениц. Училище было помещено впредь до подыскания более подходящего помещения в любезно предоставленное под школу В. А. Соболевым помещение. Но что это было за помещение! Раньше здесь помещался кабачок, упраздненный за непригодностью. Классная комната в то время служила и жилым помещением, хозяева которого во время занятий преспокойно лазили в печку, обедали — и учитель не мог этому препятствовать. В классной комнате стоял специфический запах кабака, впитанный стенами в то время, когда здесь носились пары алкоголя и табака. Часто учащиеся выходили из класса с головными болями от угара. Бывали и курьезы: в школу по старой привычке входил посетитель, вынимал преспокойно из кармана «посудину» и конфузливо уходил назад, когда ему указывали на привычную его глазу, но перекрашенную вывеску, на которой вместо соблазнительных для него слов «Питейный дом» стояло: «Церковно-приходская женская школа».
Первые десятилетия существования училища были трудны для его учредителя. Настоятель храма Рождества Богородицы недоброжелательно относился к самой идее церковно-приходского обучения, поэтому организация учебного процесса, создание программы, наиболее эффективной для обучения и воспитания детей беднейших сословий, поиск более подходящего помещения потребовали от священника Николая Царевского многолетнего напряжения душевных и физических сил, не говоря уже о затратах весьма ограниченных средств. Тем не менее, хлопоты пастыря нашли отклик в душе прихожан, и в 1890 году школа получила новое помещение, приобретенное на частные пожертвования.
В заботах о быте и творчестве
В 1896 году в Нижнем Новгороде должна была пройти Всероссийская художественно-промышленная выставка. Ожидали прибытия государя. Губернские и городские власти, духовенство, купечество заблаговременно готовились к этому событию. Многие купцы стремились сделать благотворительные пожертвования, и деятели народного образования и призрения бедных и сирот благоразумно этим воспользовались.
Повезло и Рождественскому церковно-приходскому училищу. Для него было подготовлено специальное здание, где оно и справило в 1896 году свое 10-летие. На строительство новой школы ее попечитель П. О. Лельков пожертвовал 12 тысяч рублей. Он же взял на себя ежегодные расходы на отопление, освещение и другие нужды. Школа расположилась близ Рождественской церкви. В новом здании имелось уже несколько классных комнат, кабинет руководителя, помещение для занятий по домоводству с кухней и кладовой, а также квартиры для преподавателей.
Небольшой коллектив учителей к тому времени в школе уже сложился — это были энтузиасты, объединенные творческим трудом, пережитыми трудностями и верой в праведное дело ее основателя и руководителя отца Николая. По данным 1901 года, учительский коллектив состоял из пяти человек: Николая Филипповича Царевского и его жены Елизаветы Васильевны, Веры Александровны Померанцевой, Евгения Никандровича Яковлева, Ивана Васильевича Дертенева.
Новое здание для школы и упорядоченное финансирование ее нужд позволили значительно улучшить процесс обучения, внесли в учительский коллектив свежую струю творческой деятельности, что было отмечено в «Нижегородском листке»: «Внутренний быт школы доведен до той высоты, которая является мечтой для многих школ. В школе прекрасно поставлено чтение и пение, не говоря вообще о преподавании предметов. В школе введены горячие завтраки, но и здесь видна заботливая рука разумного человека. Для девочек закупается провизия, а готовят из продуктов кушанья, под руководством учителей, девочки сами. Таким образом, девочки бывают не только сыты, но и понемногу приучаются готовить кушанья и следить за кухней».
Отдал без остатка 18 лет жизни
Дело, начатое Николаем Царевским, нашло достойных продолжателей. В 1895 году в Нижнем Новгороде было уже восемь церковно-приходских школ, где обучалось 353 ученика: 194 мальчика и 159 девочек. Что касается отца Николая, он учительствовал еще и в Сергиевском женском училище.
В 1909 году Николай Царевский был награжден медалью «25 лет существования церковно-приходских школ 1884–1909 гг.», учрежденной министерством просвещения Российской империи.
В 1911 году по поводу 25-летнего юбилея учрежденной отцом Николаем Рождественской школы, которую пастырь-просветитель не оставил до последних лет жизни, в «Нижегородском листке» корреспондент Дека в статье «Дело и деятель» писал: «2 февраля исполняется, кажется, неотмеченный в местной прессе 25-летний юбилей существования одной из самых благоустроенных в епархии Рождественской церковно-приходской школы, где не одна тысяча девочек за 25 лет начали свое образование. И сам, инициатор дела, священник Царевский, вопреки предписаниям врачей оставить занятия в школе, вредно отражающиеся на его слабом здоровье, убивший 18 лет своей жизни на безвозмездную работу в основанной им школе, медленно умирает всеми забытый, забытый настолько, что на его «живое» место архиепископом Назарием, как на место, занятое человеком «бездеятельным», при жизни уже определен другой священник».
Подвиг пастыря
В последние годы жизни из-за обострившейся болезни отец Николай вынужден был совершать богослужения в храме только по праздничным дням. Он скончался в 1914 году в Ставрополе-на-Волге, находясь на лечении в кумысолечебнице доктора медицины Нестора Васильевича Постникова.
В его некрологе находим такие слова: «Мягкий характер, искренность в вере и твердость в убеждениях, просвещенность в сочетании с Богом данным даром проповедника завоевали сердца прихожан; и когда отец Николай вел богослужение, храм не мог вместить всех желающих… Каждое богослужение в храме в последние годы жизни о. Николая сравнимы с подвигом священнослужителя. Испытывая нестерпимые боли, священник ничем не обнаруживал своих страданий, священнодействуя в течение многочасовых богослужений, не имея возможности прервать службу ради успокоения своих телесных страданий. Воистину достойны преклонения и уважения душевные силы учителя, священника, человека».
Прах Николая Царевского захоронен в Ставрополе-на-Волге, на православном кладбище, ныне затопленном Куйбышевским водохранилищем. Жена отца Николая Елизавета Васильевна Царевская умерла в 1928 году и похоронена в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище. Пятеро их детей, продолжив семейную традицию, стали учителями. Всю жизнь проработал учителем в нижегородской школе № 8 и мой отец, внук Николая Филипповича Сергей Сергеевич Григорьев (1921–2005). А праправнук основателя Рождественского училища Герман Георгиевич Григорьев,
1976 года рождения, стал священником и служит в Московской области.
Ольга Богачева