– Роман, как возникла идея создания такой мастерской?
– Два года назад я встретил Любу Калинину, слепую от рождения. Она меня познакомила с Ириной Сумароковой, руководителем организации для слабовидящих. Я показал им свои работы. Люба смотрела икону, проводя по ней рукой. И тогда я понял, что рельефная икона может помочь слепым и слабовидящим открыть окно в духовный мир. Тут и возникла идея создать мастерскую. Мы с Ириной Сумароковой подали прошение на имя Владыки и получили благословение. Сейчас стоит вопрос, где разместить мастерскую. Помещение есть, но оно очень далеко. У меня большие сомнения, что кто-то из инвалидов сможет туда добраться.
– Почему резные иконы все чаще называют «иконами для слепых»? Оксюморон какой-то получается…
– По образованию я архитектор, окончил НГАСУ. Рельефные иконы делаю с 1997 года. Не надо называть их «иконами для слепых». Они нравятся многим. Я – художник, ищу глазами, для меня важен не только образ, но и пластика. А икона нам дана для помощи, чтобы при немощи духовной приподнять нашу отяжелевшую душу. Без образа трудно от земли оторваться. Можно представить, как воспринимает образ человек, потерявший зрение. Но как видит слепорожденный?.. Меня это поразило. Я показал Любе Калининой рельефную икону, сделанную одним моим знакомым. Он делает работу, но мне кажется, что он недостаточно души в нее вкладывает. Она провела один раз рукой и сказала: «Не то». Какое точное видение!
– Откуда по-шла традиция делать рельефные иконы?
– Я много думал над этим. Началось все в XV веке. В уединенной пустыни, в глухом лесу жил монах-резчик Амвросий, современник Андрея Рублева, основоположник русской резной иконы. Ради чего он начал этот труд? Что его подвигло? Вообще, что движет человеком? Любовь. И вот такая картина у меня в голове: живет Амвросий, а в соседней келье – брат слепой. И он из любви к брату начинает резать икону…
– Разве слепые молятся как-то особо?
– Молятся не глазами и не устами, а сердцем. Я сам, когда дома один, иногда молюсь в темноте с закрытыми глазами.
А незрячие очень радуются, когда что-то можно «посмотреть» руками. Они не щупают, не гладят – они именно смотрят. Мне говорят: как это, святыни руками касаться? А я отвечаю: мы ведь глазами касаемся. А может, у нас глаза грешнее, чем их руки? Они сердцем видят образ и хотят убедиться, насколько этот образ соответствует тому, что на иконе.
– Тяжело работать с инвалидами?
– Дело это благодатное. Но я, конечно, не идеализирую инвалидов. Инвалидность духовная может быть у всех. В мастерскую могут прийти все желающие. Вера нужна всем, а инвалидам – особенно. Важно, чтобы человек понял, что он не брошен и не забыт, что его любят. Ведь Господь и есть Любовь.
Беседовала Мария ВОЛКОВА
Фото Федора КРИВЦОВА
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.