Окна болдинского кабинета Александра Сергеевича Пушкина смотрят на площадь, в центре которой возвышается главная достопримечательность села — Успенский храм, освященный в год рождения поэта и возрожденный в 1999 году.
«Вот это барский кабинет» — экскурсовод болдинского музея, как когда-то онегинская «мамушка» перед Татьяной Лариной, распахивает перед нами двери. Здесь все так, словно хозяин отлучился и вот‑вот вернется. Посидит за столом, подойдет к окну и предложит нам взглянуть на «избушек ряд убогий» и унылую равнину, которую не скрасит поздняя осень. На лугу — настоящей площади! — возвышается болдинский храм. А сколько интересного видели эти пушкинские окна за два минувших века…
Однажды осенью 1830 года поэт наблюдал такую картину. Похоронная процессия немногочисленна. «Мужичок, за ним две бабы вслед. Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка». Пушкин слышит, как крестьянин «кличет издали ленивого попенка» — сына священника, «чтоб тот попа позвал…». Храм закрыт, а бедному земледельцу «ждать некогда, давно б похоронил.»
— Может быть, у Пушкина даже не было цели описать вид из окна, — рассказывает экскурсовод. — И он, глядя на осенний пейзаж, вспоминает сцену, виденную раньше, например, накануне. В любом случае, мы уверены: он запечатлел реальный сюжет из приходской жизни.
Пройдет несколько лет. Пушкин приедет в Болдино еще дважды. Но встретит ли он когда-нибудь еще своего «попенка» — Мишу Лебедева? Как сложилась судьба этого пушкинского героя? Неизвестно. Но вот планам самого Пушкина — выйти в отставку и поселиться с семьей в Болдино — не суждено сбыться.
Сегодня воспоминания о поэте хранят барский сад и конечно же ровесница поэта — Успенская церковь. Взгляните на Успенский храм: достроены главы и изменился шпиль колокольни. Рядом с каменной оградой выросло деревянное здание церковно-приходской школы. Добротный забор усадьбы заслонил от нас вид на ступени храма, на которых Пушкин некогда обратился к болдинским крестьянам с речью по случаю холеры.
«Античные руины»
1936 год. Мысленно переместившись сюда, мы попадем уже не в дворянские покои, а в светлый учебный класс болдинской средней школы №1. Начало лета. Все на каникулах. А если кто и пришел с утра «в сад», то давно уже вместе со всеми на площади.
Храм, как арестованный, окружен плотным кольцом милиционеров. Никого не подпускают. Постепенно собралась толпа сельчан.
— Церковь разорять будут, — проворчал кто-то. Народ угрюмо молчит. И только когда НАЧАЛОСЬ, загудел. Заплакали женщины:
— Не трогайте храм…
Но люди в форме молча делают свое дело: выносят утварь, иконы, сбрасывают колокол. Некоторые уже на улице напоказ топтали ногами иконы. Селяне с ужасом смотрели на невиданное кощунство…
С этого времени здание церкви перейдет в ведение райисполкома и будет «использоваться для хозяйственных нужд». В первую очередь — это нужда в стройматериалах: недаром же ходили легенды о добротном камне, который строитель храма, дед поэта Лев Александрович, заказывал аж в Подмосковье. Постепенно верхние ярусы, колокольня и главка разбираются. В обезглавленном здании под толевой двускатной крышей устраивается столовая. Позднее, уже в 50-х годах, трапезную и колокольню сломают окончательно. А в летней церкви загудит двигатель электростанции.
Храм постепенно «тает» и превращается в подобие античных руин. Вот уже власти поднимают вопрос об окончательном сносе. Но пушкинский храм спасли болдинцы, ученые и… сам Александр Сергеевич Пушкин.
Тот самый Пушкин
Наступившие 60-е ознаменовались ростом повсеместного просвещения и увлечения литературой. Громче зазвучало и имя земляка-классика. Под нажимом общественности в чудом сохранившейся алтарной части старого храма устраивается районная библиотека. А в это время в «рабочий кабинет поэта» и еще несколько комнат бывшей школы входят ученые — историки, литературоведы, реставраторы, музейщики. А с ними — атмосфера «болдинской осени».
Позже, уже в начале 80-х, исследовательская работа начнется и на остатках фундамента храма: он не был даже зарегистрирован как памятник архитектуры. И вообще, согласно официальной версии, он «к атеисту Пушкину никакого отношения не имел».
«Мы поправим!»
Но прошло время. Все проходит! Особенно хорошо это понимаешь здесь, у пушкинского окна. 1998 год. Лето. Снова, как когда-то в далеких 1930‑х, бурлит сотнями голосов площадь перед усадьбой. Снова здесь собралось все Болдино, а еще приехали писатели и гости Пушкинского праздника поэзии. Они обступили место трапезной будущего храма. И каждый, взяв в руки мастерок, положил, как мог, «свой» кирпич в его основание.
— Не переживайте, мы поправим, — подбадривают гуманитариев строители.
Их задача посложнее: к 200-летию со дня рождения Пушкина завершить «все основные внутренние и внешние работы». Шутка ли, храм, который строился десятилетие, восстановить за год!
И все же они справились! И этот день настал. 6 июня 1999 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил придел Архангела Михаила. Ему сослужили священники, среди которых — незадолго перед этим назначенный первый настоятель восстановленного храма иерей Олег Корольчук.
Наш современник
Наше время. Прогуливаюсь по пушкинской усадьбе с нынешним настоятелем Успенской церкви священником Евгением Качкиным. Батюшка большой энтузиаст Болдино и своего рода хранитель старых традиций и… начинатель новых.
— Наш храм по праву становится одной из достопримечательностей исторического села. Так сложилось исторически: именно он встречает приезжающих сюда гостей. Люди заходят в восстановленный храм, чтобы молитвенно помянуть нашего великого поэта, а также своих родственников: прикосновение к миру пушкинской поэзии многих настраивает на высокий духовный лад, заставляет о многом задуматься… Здесь их всегда встречаю я как настоятель и наши служители. Мы поддерживаем советом, отвечаем на вопросы, отправляем необходимые требы.
Особенно многолюдно в болдинской церкви летом во время торжеств, приуроченных ко дню рождения поэта, и осенью, болдинской осенью, к которой прикоснуться и увидеть своими глазами стремится каждый…
Доброй традицией стало участие священника и прихожан во всех значимых делах поселка и пушкинского музея. Вот уже несколько лет по просьбе представителей отдела культуры администрации Большеболдинского района панихида по Александру Пушкину входит в официальную программу летнего Пушкинского праздника поэзии. На богослужении присутствуют представители местной власти, а также многочисленные гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Пензы, Нижнего Новгорода.
— Молитвенное поминовение в день рождения очень важно, — рассказывает отец Евгений, — Если живому человеку в этот день мы дарим подарки, цветы, пожелания земных благ и благоденствия, то усопшему приносим молитву о нем ко Господу, то есть самое дорогое, доброе и бескорыстное, что у нас есть.
Но жизнь продолжается. Значительным событием в современной летописи старинного храма стало восстановление исторического иконостаса.
— Иконостас Успенского храма восстановлен попечением наших благотворителей, — рассказывает настоятель. — Иконы были написаны художниками иконописной мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова. А чин освящения нового иконостаса 5 марта нынешнего года совершил управляющий Нижегородской епархией архиепископ Георгий. Кстати, дата освящения выбрана неслучайно: 5 марта — день памяти святителя Льва, епископа Катанского, являющегося тезоименитым святым деда поэта — Льва Александровича Пушкина, который и построил Успенскую церковь.
…За разговором о храме, приходских делах, сотрудничестве с музейщиками, педагогами, администрацией подходим к пушкинским окнам. И замолкаем. И снова звучит Пушкин:
…На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца…
И только.
Действительно, под окнами кабинета растут такие деревца. А дальше за забором белеет похожий на корабль величественный Успенский храм. Ровесник Пушкина. И наш современник.
Алексей Киселев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.