Архиепископ Иаков родился 4 апреля 1792 года в Курской епархии и при крещении наречен Иосифом. Отец его, Иван Афанасьевич Вечерков, служил диаконом во Владимирской церкви слободы Серебрянки Курской губернии. Поступив в Белгородскую духовную семинарию в возрасте двенадцати лет, Иосиф учился в ней в течение десяти лет, будучи одним из лучших учеников. По окончании семинарского курса, в 1814 году, определен учителем той же семинарии, а в 1816 году для продолжения образования поступил в С.-Петербургскую духовную академию. В 1819 году Иосиф Вечерков возведен на степень старшего кандидата, с правом получения степени магистра.
22 августа 1819 года в Александро-Невской Лавре Иосиф был пострижен в монашество, с наречением имени Иаков. На другой же день он был рукоположен в сан иеродиакона, а 24 августа — в сан иеромонаха. Решением Святейшего Синода 10 сентября, в том же году, он назначен в Орловскую духовную семинарию, находившуюся в городе Севске, учителем и одновременно инспектором. Затем следует назначение его ректором севских духовных училищ. В апреле 1821 года Иаков поставлен присутствующим Севского духовного правления, а 23 сентября получил степень магистра. 20 августа 1823 года Иаков назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии, является членом духовной консистории, получив звание профессора богословских наук. В октябре 1827 года он определен настоятелем второклассного Григорьевского Бизюкова монастыря, а 1 ноября того же года произведен в архимандрита. 26 января 1829 года сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени.
27 марта 1832 года архимандрит Иаков хиротонисан в епископа Саратовского и Царицынского; во время управления Саратовской епархией, в 1835 году, сопричислен к ордену св. Анны 1-й степени. Находясь на этой кафедре, Преосвященный Иаков приложил огромные усилия по искоренению раскола: ни одна раскольническая секта не была укрыта от заботливого архипастыря, за все время пребывания на Саратовской кафедре Владыкой Иаковом было возвращено из раскола 18.925 человек. Заботился Преосвященный и об образовании, открыв три духовных училища — в городах Вольске, Николаеве и Балашове. При непосредственном попечительстве Преосвященного построен был величественный архиерейский дом с Крестовой церковью, а по всей епархии за время его управления отстроено 94 храма.
13 января 1847 года, после 15-летних трудов на благо Саратовской епархии, Преосвященный Иаков был перемещен в Нижегородскую епархию, где, по указу Священного Синода, с 24 мая того же года предоставлен ему в управление Нижегородский первоклассный Печерский монастырь.
Известно, что Преосвященнейший Иаков особенно сердечно расположен был к Нижегородскому Печерскому монастырю и желал обрести в этом монастыре покой. Его стараниями восстановлен был опустевший с давнего времени корпус с домовою церковью во имя Покрова Божией Матери, отремонтированы монастырские храмы и постройки. Архипастырь по нескольку недель проживал в Печерском монастыре, занимая скромные иноческие кельи (Евфимьевские); часто служил, совершая поминовение по усопшим. В святую Четыредесятницу, когда в Печерском монастыре день и ночь читалась Псалтирь и поминались все вписанные с 15-го столетия в монастырские синодики, Преосвященный Иаков наряду с прочими участвовал в чтении Псалтири.
В памяти современников образ Преосвященного Иакова остался как истинно подвижнический. Во всем архипастырь соблюдал строгое воздержание: первую и Страстную седмицы Великого поста проводил он без пищи, что приводило в удивление окружающих. Обеты крещения и иночества Преосвященный соблюдал свято, вера его была живая, пламенная и деятельная. Не пропуская, посещал он каждую службу; сверх того, имел часы для домашней молитвы, а молитва Иисусова никогда не прекращалась в устах его. В годину же искушения целые ночи проводил в бдении и молитве: так, во время холеры в 1847 году молился в соборной часовне перед Нерукотворным и Чудотворным Образом Спасителя об избавлении града от моровой язвы. С той же целью установил Преосвященный Иаков ежегодно, 25 июля, совершать крестный ход вокруг всех главных зданий Нижегородской ярмарки.
Владыка Иаков еще во время пребывания своего на Саратовской кафедре отличался любовью и внимательным отношением к древним достопримечательностям, книжным редкостям, памятникам старины. Подобным образом поступал он и в Нижегородской епархии, не упуская из виду ни одного замечательного предмета. В Печерском монастыре он открыл в подвале до 1000 столбцов (свитков) с грамотами царей и патриархов. Все они были розданы им для переписки, а подлинники после этого отосланы в С.-Петербургскую археологическую комиссию. Кроме того, по его распоряжению и приказанию, многие древности нижегородские отовсюду были к нему доставляемы. 30 октября 1847 года Географическое общество избрало его своим членом-сотрудником, а 12 апреля 1850 года — своим Почетным членом. Владыка также поручил составить подробное описание Нижегородской епархии профессору духовной семинарии иеромонаху Макарию (Миролюбову): на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» за два года было опубликовано более двадцати статей Макария с биографиями бывших иерархов Нижегородской епархии (впоследствии эти бесценные материалы составились в отдельную книгу).
С именем Преосвященного Иакова в истории Нижнего Новгорода связано устройство трехпрестольного храма в память отечественных событий 1612 года — в нижнем помещении Спасо-Преображенского кафедрального собора: до 1849 года в соборном подвале лишь размещались гробницы с прахом почитаемых архипастырей и Козьмы Минина. Праздник 22 октября (по ст. стилю), в честь иконы Казанской Богоматери, установленный в память избавления Москвы от поляков в 1612 году, всегда имел глубокое значение для нижегородцев. В 1849 году городское Общество нижегородцев обратилось к Иакову, чтобы Его Преосвященство дозволил устроить в усыпальнице Преображенского собора три придела на счет добровольных пожертвований: первый престол — в честь Казанской иконы Божией Матери, второй — в честь великомученика Димитрия Солунского, чье имя носил князь Димитрий Михайлович Пожарский, и третий — в честь бессребреников Космы и Дамиана (первый из них был ангел Козьмы Минина). Иаков, известный почитатель славного прошлого и ревнитель просвещения, принял прошение нижегородцев с удовольствием. Он всячески содействовал устройству храма в усыпальнице: по его представлению получено было на это Высочайшее соизволение. Однако Преосвященный Иаков не дожил до исполнения желания нижегородцев, которое он горячо с ними разделял.
3 апреля 1849 года Иаков был возведен в сан архиепископа Нижегородского и Арзамасского. В том же году, 25 ноября, вызван из Нижнего Новгорода в С.-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и здесь, 20 мая 1850 года, скончался на 59-м году от рождения.
Перед отъездом из Нижнего Новгорода Преосвященный слушал в Печерской обители молебен, отправленный наместником со всею братией «в путь шествующим», после которого преклонил колена перед чудотворными иконами Печерской и Владимирской Божией Матери. Обратясь к братии, Иаков произнес: «Благодарю вас за молитвы о моем здравии и прошу молиться обо мне и по смерти моей. Едва ли я не в последний раз беседовал ныне с вами»…
Слова его оказались пророческими. Прибыв в столицу, Преосвященный вскоре почувствовал ухудшение своего здоровья, но бодрствовал еще духом и не забывал своей паствы. Синодальные и епархиальные дела исполнял он в точности, но с марта сделалось ему хуже. В первый день Св. Пасхи, воодушевленный всемирной радостью, он собрал последние силы и совершил литургию в церкви временного своего пребывания в столице. Жизнь его, подобно догоравшему светильнику, угасала быстро. В последние минуты, после исповеди, Преосвященный просил у всех близких и дальних прощения. Взор его погас на иконе Богоматери…
Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, окруженный величественным сонмом духовных лиц, в числе которых было четыре архиерея и шесть архимандритов, в Александро-Невской Лавре совершил отпевание почившего иерарха. Тело Преосвященного Иакова было положено в Феодоровской церкви, у самых царских врат, возле гроба Преосвященного епископа Воронежского Игнатия.
Кончина Преосвященного Иакова стала горькой потерей для его нижегородской паствы, и в особенности для любимой им Печерской обители, которая при неусыпном его попечении, как феникс, была за краткий срок возрождена из развалин. Щедрость и братолюбие Иакова не забывались в Печерском монастыре. Не забыто имя этого доброго и мудрого архипастыря и в истории Нижегородской епархии.
Святейшее сословие!
И Промысл Божий, и Всеавгустейший Монарх, и Вы, благодетельнейшие Архипастыри и Отцы, воззываете меня, недостойного, на Божественный подвиг пастыреначальства, — на подвиг, обязывающий Пастыря Апостольскою любовью обнять многие тысячи вверенных ему христианских душ, здравым христианским учением сохранить их православную веру от козней неверия и суеверия, словом, а паче святым житием утвердить их в добродетели и благочестии, да целомудренно и праведно поживше в нынешнем веце, соделаются в будущей жизни достойными наслаждаться явлением славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Но могу ли я без трепета вступить в сей важный подвиг, не имея ни сил, ни опытности, необходимых для Пастыря Церкви Христовой, когда и самый Пророк Иеремия, устрашаемый недостатком опытности, отрицался от посольства на дело Божие? Что же решает меня восприять сие великое и тяжелое бремя на слабые рамена мои? Упование на благодать Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа и всемощную силу Его, которая, как Он Сам рек, совершается в немощи, и на Ваши, Пастыри, Отцы и благодетели мои, святые молитвы.
Ободренный сею надеждой, вступаю я в предлежащий мне подвиг, ничего другого не предполагая в мыслях и желаниях моих, как токмо то едино, да сотворю волю Господа моего, благоволившего призвать меня на сие служение Ему державным глаголом Всеавгустейшего Монарха нашего и да оправдаю Ваше моего недостоинства избрание усердным и ревностным, при помощи Божией, исполнением обязанностей моих.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.