Архиепископ Мстислав (Волонсевич)

14:38, 31 июля 2015

Архиепископ Мстислав (в миру Дмитрий Иванович Волонсевич) родился 12 ноября (ст. ст.) 1906 года в городе Вильно (Вильнюс), в семье служащего. Детские и юношеские его годы прошли на Волыни, в Польше. В 1926 году окончил гимназию. В апреле 1934 года принял монашеский постриг с именем Мстислав в Успенской Почаевской Лавре и был рукоположен в иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен в иеромонаха, определен на приход в городе Галиче. В 1936 году о. Мстислав окончил Богословский факультет Варшавского университета. В 1937 году получил степень магистра богословия, осенью того же года назначен настоятелем Георгиевского прихода в городе Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1938 года — наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник заведующего псаломщицко-диаконских курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с. Гирове на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь. В первые годы Второй мировой войны находился при Варшавской митрополии и обслуживал приход в г. Жирардове. В 1944 году был вывезен в Германию на принудительные работы. После освобождения в 1946 году вступил в клир Русской Православной Церкви Заграницей.

25 ноября 1953 года он принес покаяние Патриарху Алексию и в декабре того же года был назначен настоятелем храма — памятника русской славы во имя святителя Московского Алексия в городе Лейпциге (тогда — в Германской Демократической Республике). В июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

4 марта 1956 года, в соответствии с определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, был хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали Святейший Патриарх Алексий, митрополит Новосибирский Нестор и епископ Сергиопольский Василий.

8 августа 1957 года он поставлен епископом Свердловским и Ирбитским. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. С 27 июля 1959 года — епископ Вологодский и Череповецкий. С 15 октября того же года — епископ Вологодский и Великоустюжский. 25 февраля 1965 года возведен в сан архиепископа.

25 мая 1965 года архиепископ Мстислав назначен на Горьковскую кафедру с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского.

В 1964 году сменилось руководство страны, и Милостью Божией планам прежнего лидера партии Н. С. Хрущева о полном разгроме Русской Православной Церкви не суждено было осуществиться. Новое руководство смотрело на отношения с Церковью более трезво, и, хотя атеизм по-прежнему оставался ядром коммунистической идеологии, борьба с религией теряла прежнюю ожесточенность. Русской Церкви предстояло пережить новый этап существования внутри богоборческого государства. Накал гонений поутих, но кардинальных перемен в церковной жизни не происходило. Государством был взят курс на изоляцию Церкви от общества, на постепенное вытеснение из сознания людей религиозных представлений. Новый Совет по делам религий все также жестко контролировал церковную деятельность, но в аппарате Совета и его уполномоченных на местах набирал силу процесс бюрократизации.

На нового правящего архиерея Горьковской епархии, так же, как и на его предшественников на кафедре, в Совет продолжала поступать информация от уполномоченного С. И Массалкова. «С первых дней приезда в Горьковскую епархию архиепископ развил особенно большую активность по организации и проведению своих архиерейских служб, и в первую очередь в церквах города Горького… Своим первым службам он пытался придать особую торжественность. Службы проводил с пафосом, дирижировал церковными хорами и призывал верующих поддерживать их своим участием в пении», — сообщал уполномоченный. (Нельзя забывать, что в этих сообщениях отражен взгляд гонителя Церкви, взгляд открыто неприязненный). «Первое впечатление о новом архиерее, как среди верующих, так и среди духовенства, было положительным. Однако вскоре наступило разочарование, — продолжал в своем отчете Массалков. — В августе и сентябре архиепископ почти полностью прекратил свои службы в церквах и начал с неменьшей активностью разъезжать в гости к духовенству… Наряду с этим стал устраивать частые прогулки на машине за город и по городу, на пароходе по Волге… Во время первого посещения архиепископом уполномоченного Совета ему официально было заявлено, что в связи с реконструкцией г. Горького городской Совет 14.03.1965 года принял решение построить на месте епархиального управления 80-квартирный жилой дом и что поэтому епархиальное управление должно переехать в дом при Карповской церкви, где подготовлена квартира для архиерея и помещение под канцелярию. Вместе с этим ему было сообщено, что в связи с переселением епархии 9 мая в г. Горький специально выезжал представитель Московской патриархии юрист Филиппов С. И., который не высказал никаких претензий по данному вопросу. Несмотря на все это, архиепископ вместо того, чтобы начать переселение епархиального управления, поехал в Москву и подал жалобу патриарху с просьбой добиться отмены решения Горьковского Горсовета. В середине июня в Горький вновь прибыл представитель патриархии, который, ознакомившись с делом, пытался убедить архиепископа, что его претензии неосновательны. Однако и после этого архиерей не изменил своей позиции и всячески старался затормозить переселение епархии. В начале июля пришлось специально вызвать и предупредить архиепископа, что он неправильно, нелояльно ведет себя по отношению к советским органам. После этого предупреждения он заявил: «Да, я действительно допустил ошибку, в будущем такое не повторится». В середине августа епархиальное управление переехало на новое место. Никаких претензий по данному вопросу архиерей больше не высказывает».

«За последнее время, — продолжал отчитываться уполномоченный, — не имея кадров духовенства на месте, архиепископ стал перетаскивать в Горьковскую епархию знакомых ему людей из других епархий. В начале сентября по его приглашению из Омской епархии прибыл диакон Красоткин, служивший в прошлом иподиаконом у архиепископа. Архиерей назначил Красоткина диаконом в кафедральный собор, а через неделю рукоположил его в сан священника. 6 сентября из Рязанской епархии прибыл священник Троицкий и ожидается прибытие священника Кузнецова из Воронежской епархии… В течение трех месяцев, кроме Москвы, архиепископ выезжал в июле в Ленинград на неделю и в августе в город Владимир на три дня. Выезды в Ленинград и Владимир проведены без ведома патриархии… По характеристике духовенства архиепископ Волонсевич Д. И. крайне неуравновешенная личность. Сегодня он бодр и активен, на следующий день охвачен апатией ко всему. То он весел и добр, то груб и назойливо придирчив… Цель настоящей информации — дать Совету фактический материал, характеризующий деятельность архиепископа Волонсевича».

Комментарии, как говорится, здесь излишни. Поражает осведомленность уполномоченного в вопросах деятельности, служения и частной жизни правящего архиерея Горьковской епархии, а также жесткая подконтрольность этой деятельности, фактическое бесправие церковных органов на местах. И это не удивительный факт для того времени и многих последующих лет. Советское законодательство о культах вступало в прямое противоречие с церковными канонами, которые предписывали епископу распоряжаться церковным имуществом единолично (38-е и 41-е апостольские правила) или же «по согласию пресвитеров и диаконов» (25-е правило Антиохийского собора), то есть с ведома и согласия клира. Однако церковные каноны были для советской власти пустым звуком, она установила свои законы, ни с чем не считаясь.

Владыка Мстислав пробыл на Горьковской кафедре совсем недолго. Спустя год, с 14 января 1966 года он по болезни вышел на покой.

21 октября 1967 года архиепископ Мстислав был назначен на Кировскую кафедру, с титулом архиепископа Кировского и Слободского. В 1977 году он отметил 10-летие служения на Кировской кафедре. В связи с этой датой Святейший Патриарх Пимен пожаловал Высокопреосвященному Мстиславу орден святого князя Владимира 1-й степени.

На Кировской кафедре архиепископ Мстислав пользовался авторитетом строгого, но справедливого и доброго наставника и отца. По характеру вспыльчивый, но отходчивый, Владыка любил своих пасомых, и они относились к архипастырю с любовью и уважением.

25 марта 1978 года, вернувшись из поездки в Москву по служебным делам, он почувствовал себя больным. 2 апреля в 9 часов вечера Владыка Мстислав мирно отошел ко Господу.

4 апреля 1978 года в Киров прибыл архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), которому Святейший Патриарх Пимен благословил совершить погребение почившего иерарха. Гроб с телом усопшего архипастыря был перенесен в Кафедральный собор, где архиепископ Николай отслужил заупокойное всенощное бдение.

5 апреля, после литургии Преждеосвященных Даров, с участием городского клира и священников из других приходов началось отпевание. Перед отпеванием архиепископ Николай (Кутепов) сказал надгробное слово, в котором просил паству и духовенство молиться об усопшем.

Была получена телеграмма с соболезнованием от Святейшего Патриарха Пимена.

После прощания гроб с телом усопшего иерарха был обнесен вокруг собора при пении ирмосов «Помощник и Покровитель». Затем в нижнем храме Свято-Серафимовского собора города Кирова (Вятки) архиепископ Николай (Кутепов) предал земле тело почившего собрата во Христе.

Речь архимандрита Мстислава при наречении во епископа Великолукского и Торопецкого,
3 марта 1956 года

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри и отцы!

Со страхом и трепетом предстою я, недостойный, перед Вами в этот исключительный день моей жизни: постановлением Высшей Церковной Власти определено мне апостольское служение в Церкви Христовой; я призываюсь к высшей степени священства — к епископству.

Проразумевая в сем волю Божию, я смиреннейше склоняюсь ниц и хвалебно славословлю Промыслительную Десницу Вышнего, благодаря от всего сердца Ваше Святейшество и Вас, богомудрые архиереи Божии, тако прорекшии о мне, грешном.

Ощущая всем существом своим повелительный глас Божий: «Гряди по Мне!», иду на этот зов Божий и содрогаюсь при мысли о том, сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение! Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость в отношении к словесному стаду с милосердием и снисхождением к пастве и явить собою образ доброго пастыря, готового положить душу свою за овцы (Ин. 10, 11)! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души перед Богом! Как Мздовоздаятель истяжет епископа в день Праведного Своего Воздаяния!

По слову св. апостола Павла, епископ должен быть для всех примером: словом, житием, любовию, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Он несет крестное служение, совершает подвиг сораспятия Христу.

Епископ непрестанно болезнует, надзирая за пастырями и пасомыми, дабы не уклонялись они с пути истинного, и, по слову апостола Павла, должен рещи в сердце своем: «Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4, 19). Епископ есть образ Христов, и он должен являть сострадательную любовь Христову людям.

Вот на какую высоту возвожусь я, многогрешный, и страх объемлет мя: как понесу я величайший подвиг епископства, перед которым устрашались даже такие светильники Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и другие угодники Божии, в епископстве просиявшие!

Совесть моя указует, что мне, убогому, нечем похвалиться, разве только немощами моими. Посему молю Бога, чтобы по Вашим святительским молитвам вселилась в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9).

От юных дней моей жизни я стремился посвятить себя на служение Святой Церкви и, приняв монашеский постриг в Лавре Почаевской, мыслил и оставаться там постоянно. Но Господь судил иначе. Мне пришлось испытать многоразличные треволнения моря житейского и множество скорбей, невзгод, обид, клеветы человеческой и страхований! Однако вера в Промысл Божий и милосердие Создателя никогда не покидала меня. Образ Матери-Церкви Российской был постоянно передо мной. Я с детства хранил и постоянно возгревал в сердце любовь к Родине. И, наконец, после долгой жизни за границей Всеблагий Господь извел меня из темницы испытаний, и мой житейский корабль вошел в родную гавань.

Твердо веруя, что Пастыреначальник Христос даст мне силу и крепость в предстоящем епископском служении, я, недостойный, воспою Господеви словами Псалмопевца: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120, 2).

А сейчас готово сердце мое, Боже, на послушание Святой Церкви Твоей, «юже стяжал еси Честною Твоею Кровию!»

Молю Вас, богомудрые архипастыри, низведите на меня огнеобразную Духа Благодать, всегда «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», которая утвердит меня право правити слово Истины Христовой.

Аминь.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.