Епископ Антоний родился около 1730 года, в крещении был наречен Алексеем. Обучался в Московской славяно-греко-латинской академии, по окончании академического курса некоторое время служил диаконом. После вдовства Алексей возымел намерение постричься в иноческий сан. При пострижении в 1760 году наименован был Антонием. Поначалу его определили учителем грамматики и инфимы; в 1761 году иеромонах Антоний служил учителем синтаксимы, в 1762 году — учителем пиитики, в 1763 году — проповедником, а в конце этого года Антоний стал префектом Московской академии и учителем философии. В марте 1768 года он определен ректором той же академии, в апреле произведен в архимандрита Заиконоспасского монастыря, с честью исполняя эти должности в течение пяти лет.
В 1769 году архимандрит Антоний был избран на место скончавшегося в Холмогорах архангельского епископа Иоасафа (Лисянского). Рукоположение Антония совершал в Московском Успенском соборе, 10 октября 1770 года, знаменитый московский архипастырь Амвросий (Зертис-Каменский) с другими епископами. В сане епископа Архангелогородского и Холмогорского Антоний пробыл около трех лет. В Холмогорах, тогдашней резиденции архангельских епископов, он особенное внимание проявил к устройству местной Духовной семинарии, переведя ее из Спасского монастыря в Архангельский и обустроив для ее размещения пять деревянных корпусов. Однако епархию эту Антонию пришлось оставить в связи с переводом в Нижегородскую, где 1 июля 1773 года епископ Феофан (Чарнуцкий) был уволен от управления, по собственному прошению.
Нижегородской архиерейской свитой Антоний был встречен в Вологде и прибыл в Нижний Новгород 6 октября 1773 года. Спустя лишь год по вступлении на Нижегородскую епископскую кафедру, Преосвященному довелось проявить все лучшие свои качества, силу духа, преданность престолу и отечеству. Настали времена пугачевских мятежей, прокатившихся по всей Волге и не миновавших Нижегородскую епархию. Буйная толпа мятежников, приставших к самозванцу, приближалась к Нижнему Новгороду, производя опустошения в Алатырском, Курмышском и других уездах епархии. Преосвященный Антоний и управлявший в то время губернией Алексей Ступишин употребляли все меры к искоренению в народе пустой молвы о мнимом Петре III. Общими усилиями они пытались пресечь распространение мятежа в Нижегородской губернии. Пользуясь духовной властью, епископ сам увещевал народ, разъясняя истинное положение самозванца. Как только был получен Высочайший манифест по случаю пугачевского смятения, Антоний немедля разослал его в списках по всей епархии, со своим архипастырским наставлением, чтобы всякий священник читал его в приходской церкви и изъяснял для простого народа. Старания епископа, действовавшего единодушно с губернатором, завершились успехом. Жители губернии, в большинстве своем, остались верными престолу и отечеству, иной раз даже ценой собственной жизни.
Не меньшую услугу престолу епископ Антоний оказал и в 1779 году, когда было открыто Нижегородское наместничество. Здесь понадобились исполнители намерений императрицы с умом дальновидным, характером твердым и с тонким благоразумием. Такими явились епископ Антоний и губернатор Ступишин. Еще до открытия наместничества Антоний выбрал, по требованию Ступишина, на места канцелярских служителей около двухсот человек из церковнослужительских детей (это был первый опыт поступления в таком количестве лиц из духовного звания в гражданское ведомство). В день открытия Нижегородского наместничества, 22 декабря 1779 года, Антоний торжественно совершил литургию в Спасо-Преображенском соборе и благодарственный молебен. Перед молебном Преосвященный произнес убедительное слово, где указал на мудрое попечение императрицы и благотворные следствия от перемен в управлении. Своими действиями в Нижнем Новгороде Антоний заслужил Высочайшее внимание; для открытия подобных наместничеств он был посылаем и в другие губернии (например, в Казанскую и Симбирскую). Его слова и речи в поддержку нововведений стали известны императрице и были даже напечатаны по ее повелению.
За успешные действия при открытии наместничеств Антоний вместе с губернатором Ступишиным были удостоены признательности императрицы. Она прислала епископу богатую панагию с изумрудами и бриллиантами, с изображением Спасителя, «несущего на раменах овча» (как редкий памятник монаршего благоволения панагия хранилась в ризнице Спасо-Преображенского кафедрального собора до его разорения в советский период истории. — Прим. Ред.).
Преосвященный Антоний заботился о распространении христианской веры и духовном просвещении. Во все время 10-летнего его правления обращение иноверцев к христианству совершалось по тем правилам, какие были приняты его предместниками. Особенное внимание обратил он на проповедание слова Божиего и ввел за правило, чтобы все ученые священнослужители сочиняли проповеди и представляли их Преосвященному через семинарскую контору, под условием денежного штрафа, взыскиваемого за неисполнение в пользу семинарии. Заботясь о просвещении духовных воспитанников, Антоний ввел в семинарии с 1775 года преподавание богословия, соединив его с философией. Первым учителем такого соединенного класса был префект семинарии протоиерей Григорий Хатунцевский. Кроме богословия, Антоний ввел также в круг семинарских наук и преподавание арифметики. Около 1778 года он устроил по своей епархии духовные гимназии, например, в Алатыре, Саранске, Курмыше, Лысково и других местах. В период своего правления Преосвященный добился также и увеличения денежного содержания для Нижегородской семинарии: вместо 816 рублей, получаемых на нее из казны в течение уже 15 лет, с 1780 года положен был годовой оклад в 2000 рублей.
Занятый устройством епархии, Антоний не оставлял без внимания и обновление церквей. По открытии Нижегородского наместничества в новоучрежденных городах (Макарьеве, Княгинине, Перевозе, Сергаче, Горбатове и Семенове) в 1780 году церкви были переименованы из приходских в соборные. Многие из обветшавших храмов Нижнего Новгорода, по его распоряжению, были возобновлены, а иные и вновь отстроены. При епископе Антонии, около 1782 года, обветшавшая каменная Петропавловская церковь, находившаяся в полугоре, над рекой Волгой, была перенесена на новое место, став первым в истории города кладбищенским храмом.
В Нижегородской епархии Антоний заслужил доброе имя строгого, но мудрого и благоразумного архипастыря. Чем был Преосвященный для своей нижегородской паствы, выразил в своей речи протоиерей Григорий Хатунцевский при прощании с архипастырем, отъезжавшим в Казань: «Десять почти лет управлял ты нас мудрым твоим правлением, любил как отец детей, хранил как пастырь овец, учил как наставник врученных себе, обязывал милостию, как прещедрый благодетель и общее наше бесценное сокровище. Тихость твоя отменная, смирение отличное, умеренность в житии беспримерная, великодушие всякую тяжесть побеждающее, бодрость в делах неусыпная, служение Богу и Церкви всеискреннее, ревность к наукам всегдашняя, призрение к учащим и учащимся особливое, правда достойных награждающая, милость часто немощем снисходящая, прочия наконец бесчисленныя твои добродетели ясно докажут и всех убедят признаться, что достойно сана твоего было житие твое, и сан твой взаимно был достоин жития твоего святаго, чистаго, непорочнаго».
Труды Преосвященного Антония стали известны императрице и были ею вознаграждены. После почти 9-летнего управления Нижегородской епархией, 25 апреля 1782 года, он переведен в Казань, на место митрополита Вениамина (Григоровича), удалившегося на покой в Седмиезерскую пустынь. Тогда же Антоний возведен был в сан архиепископа. Управление им Казанской епархией продолжалось около трех лет. Потрудившийся на благо Церкви и Отечества архиепископ, в 1785 году, ввиду слабого здоровья, просился на покой в Макарьево-Желтоводскую обитель. 5 марта он был уволен от управления Казанской епархией в избранный им по обещанию монастырь.
Однако с увольнением на покой ему поручено было заведование Желтоводской обителью. Он вступил на место архимандрита Амвросия, управлявшего монастырем более 25 лет, и сам управлял им 12 лет. В продолжение этого времени Антоний заботился об устройстве и благосостоянии монастыря, на собственное иждивение построив и освятив небольшую Крестовую церковь во имя ангела своего Антония Великого. Здесь, в храме, украшенном живописными на холсте иконами, престарелый архиепископ воссылал свои теплые молитвы.
Он скончался в глубокой старости, 27 сентября 1797 года, и погребен в возлюбленной им обители. Похоронен на паперти соборной Троицкой церкви. После смерти Антония, по его завещанию, в Нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе осталось от него архиерейское облачение с двумя богатыми панагиями, одна из которых была жалована императрицей Екатериной II (реликвии эти, о которых упоминалось выше, сберегались в Спасо-Преображенском соборе вплоть до разрушительных советских лет. — Прим. Ред.).
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.