Епископ Иоасаф родился около 1750 года и в крещении наречен Иоанном. Его отец был священником в селе Заболотье Переяславльского уезда Владимирской епархии. Иоанн поступил в Новгородскую семинарию, где некоторое время довелось ему обучаться у Тихона Задонского, в мирском его быту. Во время учения Иоанн, одаренный от природы, успешно осваивал науки, подавая большие надежды. Как лучший из учеников, для продолжения образования он был послан в Сергиеволаврскую семинарию, управляемую в то время будущими знаменитыми иерархами Русской Церкви — Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным). По окончании полного курса в Сергиевой Лавре, Иоанн Заболотский определен был учителем в воспитавшую его Новгородскую семинарию, где после нескольких лет преподавания он возымел желание поступить в монашество.
Иоанн был пострижен в 1774 году ректором семинарии Феофилом (Раевым), который позже стал епископом Тамбовским. При пострижении Иоанн был переименован Иоасафом.
Еще будучи светским учителем, Иоасаф обращал на себя внимание духовного начальства способностями к проповеданию слова Божиего. Это стало причиной того, что вскоре по пострижении он вызван был из Новгорода в Московскую духовную академию и определен в ней проповедником на место Амвросия (Подобедова), ставшего ректором академии. Через год своего служения (1775) Иоасаф произведен московским архиепископом Платоном в игумена Московского Крестовоздвиженского монастыря. Проповедническое служение совершал Иоасаф с честью около трех лет, сделался известен самой императрице, вызвавшей его в Санкт-Петербург. Таким образом, из проповедников Московской академии игумен Иоасаф в 1777 году переведен на должность законоучителя Санкт-Петербургской академии художеств. В 1778 году архиепископом Гавриилом (Петровым) Иоасаф был произведен в архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся близ Финского залива, в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Спустя два года (1780), по именному повелению, архимандрит Иоасаф назначен членом Святейшего Синода. Как придворный проповедник, во время управления Сергиевой пустынью многие речи и проповеди произнес Иоасаф в присутствии императрицы и двора. Двенадцать поучительных «Слов» и две речи его были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1780 году.
В 1782 году был переведен в Казань Антоний (Зыбелин), епископ Нижегородский и Алатырский, и на его место епископом назначен архимандрит Иоасаф. Рукоположение совершал над ним в Сергиевой пустыни 23 мая 1782 года Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил с другими иерархами, бывшими тогда в столице. При посвящении присутствовала сама императрица. Перед нею новопосвященный епископ произнес речь, в которой благодарил царицу за проявленные к нему милость и щедроты, обещая содействовать благу Отечества в новом служении, как и в прежнем.
10 июня он выехал из Санкт-Петербурга в свою епархию, куда прибыл через 18 дней, 28 июня.
Управляя Нижегородской епархией (время правления его оказалось кратким), он отличался, как и прежде, талантливым проповедничеством слова Божиего и, как замечали его современники, некоторой пышностью во всем образе жизни. Иоасаф являл собой в полном смысле начальника и «пастыря своих овец». Из проповедей, произнесенных им в самом Нижнем Новгороде, известны в рукописях два «Слова» и речь. Из них первое произнес он в Нижегородском кафедральном соборе 13 декабря 1782 года перед избранием судей. В этот же день, после литургии, говорена им и речь к предстоявшему дворянству. Другое Слово произнесено было 22 сентября 1783 года по случаю открытия Дворянского училища от Приказа общественного призрения.
От его сильных и обличительных наставлений не укрылись и раскольники. Для воздействия на них с пастырской своей заботливостью Иоасаф в 1783 году отправился в город Семенов, окруженный раскольническими скитами. Сюда прибыл он 1 октября и в этот день, по окончании литургии, говорил поучение против раскольников.
«Что вижу, — начал он, — посещая град и место сие? Вижу чад своих разсеянных; овцы неимущия пастыря, род прелюбодейный и отрекшийся от Церкви. Что вижу, соглядая паству свою? Вижу оную развращенную, страждущую на одре зельнаго раскола, поправшую и совесть и закон, и удалившуюся от святыя Церкви в леса, в скиты, всех непотребств преисполненные». После обличительной и возбуждающей к раскаянию проповеди епископ совершал литургию в Семенове и на другой день — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По окончании литургии пламенный архипастырь снова вышел на кафедру с посохом и продолжил: «Еще, о несмысленные Галаты! простираю к вам Божие слово; еще ударяю жезлом своим в ожесточенное ваше сердце; еще прикладываю пластырь к ранам вашим, и коллурие, по слову Божию, к ослепшим очесам вашим». Обличительные слова архипастыря потрясли слушателей. Однако его управление епархией было слишком кратковременным, чтобы довершить начатое дело проповеди в среде раскольников; вскоре епископ был переведен из Нижнего Новгорода.
За короткое время своего правления Иоасаф успел заняться устройством Нижегородской духовной семинарии. Будучи сам любителем французского языка, приказал возобновить его преподавание в семинарии в лучшем виде. При нем сложилась та особенная аудитория и положено было начало тем ученым диспутам, которыми впоследствии прославил Нижегородскую семинарию его преемник Дамаскин (Руднев).
Много перемен хотел произвести в своей епархии Иоасаф, но через год по вступлении на Нижегородскую кафедру, 22 сентября 1783 года, он был переведен в Тверскую епархию на место Арсения (Верещагина), перемещенного в Ростов. Как на Нижегородской, так и на Тверской кафедре Иоасаф именовался членом Святейшего Синода. Епископом в Твери он был менее двух лет; 30 мая 1785 года на той же кафедре возведен в сан архиепископа. Во все время управления Тверской епархией Иоасаф также отличился проповедничеством. Он часто имел случай встречать императрицу в Твери и в городах своей епархии, находящейся между двумя столицами. Не проходило ни одного почти проезда императрицы, когда бы Иоасаф не говорил речей при ее встрече и провожании. За проповедание слова Божиего Иоасаф заслужил любовь и уважение.
Но преждевременная смерть разрушила все его планы и надежды на него других. Он кончил жизнь свою около пятидесяти лет от рождения, 13 февраля 1787 года. В год его кончины все речи и проповеди, произнесенные им в Высочайшем присутствии, были собраны вместе и изданы в Москве.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.