Епископ Назарий (впоследствии митрополит), в миру Николай Кириллов, родился в 1851 году в городе Новочеркасске Донской епархии, в семье священника.
Окончил курс Донской духовной семинарии в 1873 году со званием студента. В следующем 1874 году был рукоположен во священника к Николаевской церкви Богаевской станицы. Здесь, традиционно для сельского пастыря, наряду с обязанностями священнослужителя исполнял также должность законоучителя в приходском Богаевском училище. Но, вскоре овдовев, он оставил должность приходского священника и поступил для продолжения образования в Киевскую духовную академию, где в 1880 году завершил обучение со степенью кандидата богословия. В том же году назначен учителем латинского языка в Екатеринодарском духовном училище.
В течение последующих десяти лет (1881-1891) священник Николай Кириллов занимался преподавательской и педагогической деятельностью в Донской епархии: сначала в должности законоучителя реального училища в Ростове-на-Дону и одновременно преподавателя педагогики в местной Екатерининской женской гимназии (1881-1882), затем — законоучителя Новочеркасской мужской гимназии (1883-1892). Здесь же он проходил должности и по епархиальному ведомству: делопроизводитель Донского епархиального училищного совета и председатель совета Донского епархиального женского училища.
В 1892 году Николай Кириллов принял иночество с именем Назарий и был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. В Ставрополе архимандрит Назарий прослужил один год. В сентябре 1893 года был Высочайше утвержден доклад Св. Синода о рукоположении его во епископа Кирилловского. В октябре в Священном Синоде совершено наречение ректора Ставропольской духовной семинарии архимандрита Назария во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии.
«Вижу и в путях жизни моей, хотя немноголетней и немногосложной, десницу Божию, — говорил при наречении во епископа в своей речи Назарий, — и смирявшую меня, и миловавшую, и наконец непостижимо для разума моего ныне возводящую меня на высоту архипастырского служения. Но страшусь и трепещу при одной мысли о высоте сего служения. Отныне я должен, подобно граду, верху горы стоящему, подобно светильнику, на свещнице горящему, сиять и светить пред человеки… Страх и трепет объемлет мою душу, ибо я глубоко сознаю, сколько слабы мои силы и сколь велики мои немощи, чтобы себе поставити искусна пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2, 15)».
Хиротония архимандрита Назария совершена была собором архипастырей в предстоянии Высокопреосвященного митрополита Палладия (Раева) 24 октября 1893 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Однако уже 13 ноября этого же года епископ Назарий был назначен епископом Гдовским, викарием Петербургской епархии.
21 октября 1897 года Преосвященный Назарий перемещен на новую епископскую кафедру — Олонецкую и Петрозаводскую. Но и здесь служение его оказалось недолгим. 20 января 1901 года Владыка Назарий поставлен епископом Нижегородским и Арзамасским. К этому времени за ревностное служение Церкви он удостоился иметь ряд наград от Святейшего Синода: орденов св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени, панагии, украшенной драгоценными камнями.
21 февраля 1901 года Преосвященный Назарий вступил на Нижегородскую землю, где продолжил свое архипастырское служение в течение десяти последующих лет.
При вступлении на кафедру, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе им были сказаны такие слова: «Служение пастырское преисполнено трудов и скорбей, особенно в настоящее время маловерия, суеверия, безверия, всякого шатания умов и упадка нравственности. Поэтому прошу и молю вас, братие, молитесь и вы о мне, да поможет мне Господь в предстоящих пастырских трудах моих и да совершится сила Божия в немощах моих для спасения вашего и собственного…»
Именно Владыке Назарию суждено было стать участником официального освидетельствования мощей преподобного Серафима Саровского и вместе с митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) и другими архипастырями возглавить в 1903 году торжества по прославлению этого Светильника Отечества российского.
Из официального «Слова Преосвященного Назария, епископа Нижегородского и Арзамасского, в день памяти преподобного и богоносного Отца нашего Серафима, Саровского чудотворца»: «Вот перед нами дорогое детище преподобного Серафима — Дивеевский монастырь. Обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя… Многочисленные исцеления больных, на наших глазах совершившиеся, — эти недвижимые, вдруг восставшие, эти слепые, вдруг прозревшие, — о чем свидетельствуют, как не о том, что он, батюшка, среди нас, невидимо возлагает свои руки на недужных и испрашивает им от Бога благодать исцеления. Дивный во святых Твоих, Господи, и в наше время, когда некоторая часть наших братий оставляет Церковь Святую Твою, пренебрегает ее таинствами, учением и преданиями, Ты воздвиг во славу Свою, к великой радости верных Твоих, новый светильник Церкви, да светит всем неверующим и малодушным в лице преподобного Серафима».
Проповедь эта была произнесена Владыкой Назарием в Успенском соборе Саровской пустыни 17 июля 1903 года.
За время его правления Нижегородская епархия значительно преобразилась, как в плане благоустройства, так и в духовном отношении. С плодами его деятельности православные нижегородцы могут соприкоснуться и в наши дни. Это прежде всего храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде (ныне действующий храм на углу современных улиц Трудовой и Горького). Закладка его совершена была еще Преосвященным Владимиром (Никольским) 7 июня 1899 года, освящение состоялось 12 октября 1903 года Владыкой Назарием. Спасский храм был поставлен в память чудесного события спасения императорской семьи в октябре 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, близ села Борок, во время крушения поезда.
В том же 1903 году, 23 ноября, Преосвященный Назарий освятил новое здание для нужд Братства в честь св. Георгия (Дом Георгиевского братства). Дом этот был построен отчасти на средства, завещанные Нижегородской духовной консистории епископом Владимиром (Никольским), который задумал и начал это строительство.
Владыка Назарий осуществил и еще один замысел своего предшественника — постройку Спасо-Преображенского собора — нового просторного храма, в неовизантийском стиле, в рабочем поселке Сормово. 1 октября 1903 года был освящен главный Спасский престол, а 9 октября — расположенная внизу Ильинская церковь.
При епископе Назарии в 1901-1902 гг. был произведен также большой ремонт Спасского Ярмарочного собора, а у западного входа в собор выстроена новая колокольня. С 1902 по 1908 год возведена прекрасная Владимирская церковь в селе Гордеевке (ныне район города), «тщанием прихожан Смоленской Одигитриевской церкви», находящейся рядом (клир и приход у этих церквей был один). Храм, освященный Владыкой Назарием, был каменным, с престолами: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери, правый придел — во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1908 году Преосвященный Назарий, как правящий архиерей, возглавил делегацию от Нижегородской епархии на Всероссийском съезде духовенства в Киеве.
В 1909 году за свои многочисленные и плодотворные труды епископ Назарий был возведен в сан архиепископа. В том же году стал Почетным членом Казанской духовной академии.
В июне следующего года он просил разрешения у Святейшего Синода взять месячный отпуск, чтобы съездить к себе на родину, в Донскую епархию, и поклониться там праху своей матери. После этой поездки он принял окончательное решение просить о своем переводе из Нижегородской епархии в другую. 25 июня 1910 года в неофициальном письме на имя митрополита Киевского Флавиана архиепископ Назарий, в частности, писал: «Десятый год я управляю Нижегородской епархией и уже чувствую некое истомление. Волжские нравы, нижегородская ярмарка, не в буквальном только смысле, и довольно суровый для меня, южанина, климат, в последнее время особенно болезненно стали действовать на меня. Псковская же епархия несомненно покойнее Нижегородской, и по климату благоприятнее. Это уже третья попытка моя проситься о перемещении с берегов Волги, — и как бы я был благодарен Вашему Высокопреосвященству, если бы вы не осудили меня за ее неподобаемость, которую не могу не осознавать…»
Однако вместо Псковской епархии архиепископу Назарию предложили сначала кафедру Рижскую, на что в своем очередном письме от 30 июня митрополиту Флавиану он писал: «Рига не по мне. Не обладаю я теми качествами, какие необходимы архиерею в иноверческой немецкой стране, на кафедре, которую занимали некогда великие иерархи. Я очень прост для столь видного положения. Желал бы я оставить Нижний для небольшой, хотя и с маленьким содержанием, но русской епархии». Далее, уже в другом письме, от 26 июля 1910 года, Владыка Назарий изложил ему свою просьбу: «Если признаете невредным для дела Святой Церкви перевести меня в Полтаву, то благословите предложить меня Св. Синоду. Ваше Высокопреосвященство столь благоволенно относится к первой моей просьбе, что я не теряю надежды, что и настоящая будет принята Вами снисходительно».
13 августа 1910 года последовал Синодальный Указ о назначении Преосвященного Назария архиепископом Полтавским и Переяславским. Последнюю свою Божественную литургию в Нижнем Новгороде он совершил 26 августа, в Крестовоздвиженском монастыре. И опять же митрополиту Флавиану в письме от 30 августа он писал: «Сегодня оставляю Нижний. Нижегородцы, конечно, не все, провожают меня сердечно. Отсюда через Москву, где остановлюсь на два дня, проеду на родину. В Москве необходимо представиться Великой Княгине Елизавете Федоровне, чтобы поблагодарить за посещение меня прошлым летом в Нижнем. В Полтаву явлюсь числа 12 сентября…»
Спустя три года после переезда в город Полтаву, в 1913 году Преосвященный Назарий поставлен архиепископом Херсонским и Одесским. И пребывание его на этой кафедре продлилось вплоть до самой революции. Как и ряд других выдающихся иерархов Церкви и участников Поместного Собора (1917-1918), он вынужден был подать прошение об уходе на покой. 28 сентября 1917 года Святейший Синод вынес постановление об его увольнении на покой с назначением настоятелем Московского Донского монастыря. Именно архиепископ Назарий, как управляющий этой обителью, 28 февраля 1919 года подписал «Акт осмотра мощей св. Виленских угодников мучеников Антония, Иоанна и Евстафия», чьи останки были вывезены еще в период Первой мировой войны с оккупированных западных территорий России.
В 1919 году Святейшим Патриархом Тихоном Владыка Назарий был вновь назначен архиепископом Курским и Обоянским, а через год возведен в сан митрополита, оставаясь в той же епархии.
После начавшегося обновленческого раскола он вновь обратился к Патриарху с просьбой об увольнении на покой. Первоначально просьба эта была удовлетворена. Однако 22 августа 1923 года Владыка в письме к Святейшему Патриарху напишет: «Уже две недели, как я переживаю одну тревогу за другой. Первое, что постигло меня, — это выдворение меня, по случаю закрытия Коренной пустыни, в Знаменский монастырь, а второе — неожиданное возвращение меня Вами вновь на Курскую кафедру. Принося Вашему Святейшеству благодарность за это внимание к моему смирению и с покорностью по послушанию… я имею честь и крайнюю нужду доложить Вам, что я далеко не пользуюсь достаточным здоровьем, перевалив на восьмой десяток лет. Нервы мои очень расшатались, а новые условия жизни служебной потребуют большего, не по силам моим, напряжения. Я могу еще пока служить обедню, но управлять церковным кораблем, не имея положенного Управления или Совета при себе, — откуда я возьму силы и средства для сего?» Лишь 19 октября того же года последовала окончательная резолюция Святейшего Патриарха — освободить Преосвященного Назария от управления Курской епархией.
В вышеназванном письме, рассуждая о ситуации в Курской епархии, он также высказал свое отношение к обновленцам: «При наличии Живо-церковников и при существующем органе управления здесь должно образоваться двоевластие. К чему приведет этот раскол, Бог весть. Скорбь великая объемлет мое сердце, и я дерзнул повернуть пред Вами мое по сему поводу слово… Молюсь Спасителю Христу Богу нашему и Духу Святому, да прольет Господь в души наши благодать мира и огонь любви».
Но отдых Владыки Назария был недолгим: на покое он пребывал лишь в течение двух последующих лет. И именно в это время, готовясь к очередному своему Собору в 1925 году и стремясь привлечь к участию в нем митрополита Назария, обновленцы обратились к Владыке с письмом. Когда особая делегация приехала к нему, он встретил ее такими словами: «Грядущего ко мне не иждену вон. Чем могу служить?» Глава делегации протоиерей Митусов, объяснив цель своего посещения, начал зачитывать обращение, которое митрополит Назарий комментировал своими репликами. «Священный Синод…», — читал Митусов. — «А разве такой существует? — прерывал митрополит. — Я такого не знаю». — «Курское Епархиальное Управление…», — продолжал посетитель. — «А разве такое есть?» — возражал архиерей. — «Под председательством архиепископа Константина…» — «Я, — прерывал митрополит Назарий, — такого не знаю, я знаю только Константина Константиновича».
Выслушав молча продолжение обращения, он «при видимом спокойствии заговорил довольно резким тоном о событиях и лицах недавнего прошлого», очевидно, излив все то, что наболело в его душе, и в заключение сказал: «Передайте Пресвященному епископу Константину: если он хочет соединиться с нами, пусть приходит… откажется от всего, что связано с Собором 1923 года, — это будет зафиксировано известным официальным актом…» На этом переговоры закончились.
В 1925 году Господь вновь призвал Владыку к архиерейскому служению, и он снова возглавил Курскую епархию. За время многолетних его трудов, пожалуй, единственной ошибкой было то обстоятельство, что в 1926 году митрополит Назарий отслужил панихиду по скончавшемуся в обновленчестве митрополиту Воронежскому Тихону, бывшему Курскому архиерею, но впоследствии по настоянию других архиереев он покаялся в этом.
Важно отметить, что и при начавшемся в Церкви так называемом «григорианском расколе», и даже после перехода в «григорианство» помощника Владыки — епископа Новооскольского Серафима (Игнатенко), Преосвященный Назарий продолжал стоять на принципах единства с Патриаршей Церковью. Он был среди 25 архипастырей, которые подписали в апреле 1926 года суждение по поводу деятельности «григорианцев» с одобрением позиции митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в то время.
Скончался Преосвященный митрополит Назарий 2 июля 1928 года, в весьма преклонном возрасте, на 77 году жизни. Место его погребения не известно.
Речь архимандрита Назария при наречении его во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии,
24 октября 1893 года
Ваше Святейшество, Милостивейшие Архипастыри и Отцы!
Избранием Вашего Святейшества и соизволением Благочестивейшего Государя нашего призываюсь я ныне к великому, трудному и ответственному служению в Церкви Христовой.
Вознесши первее всего благодарение Господу Богу, всегда благодеявшему мне и ныне взыскавшему меня великою Своею милостию, — возблагодарив Благочестивейшего Государя нашего, изволившего утвердить определение Вашего Святейшества о бытии мне епископом, вас, Святейшие Архипастыри, благоволившие избрать меня, меньшего из братий моих, чтобы поставить на степень, на коей и сами стоите пред Господом, и изъявив, по установлению, на призвание меня к епископскому служению беспрекословную готовность, что еще осмелюсь сказать пред вами, богомудрые Отцы?
Верую, от Бога мне сие призвание. Изволися сие Вашему Святейшеству, поелику первее изволися сие Духу Святому (Деян. 15, 28); изволися сие и Помазаннику Божию, поелику сердце Его в руце Божией (Пр. 21, 1). Вижу и в путях жизни моей, хотя немноголетней и немногосложной, десницу Божию — и смирявшую меня, и миловавшую, и наконец непостижимо для разума моего ныне возводящую меня на высоту архипастырского служения. Но страшусь и трепещу при одной мысли о высоте сего служения. Отныне я должен, подобно граду, верху горы стоящему, подобно светильнику, на свещнице горящему, сиять и светить пред человеки… Страх и трепет объемлет мою душу, ибо я глубоко сознаю, сколько слабы мои силы и сколь велики мои немощи, чтобы себе поставити искусна пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2, 15).
Но что — мои силы, мои немощи! Что значат вообще силы или немощи человеческие, когда Бог не сущая нарицает яко сущая (Рим. 4, 17), когда сила Его, ради славы Его, в немощи совершается (2 Кор. 12, 9)! Галилейских рыбарей не смутила мысль о слабости их сил, когда они, оставив все, пошли на зов Божественного Учителя, чтобы, по слову Его, соделаться ловцами человеков. Ни страха, ни малейшего сомнения не проявили они и тогда, когда Господь, по наречении их апостолами, послал их в мир, яко овец посреди волков (Мф. 10, 16); напротив, в простоте веры и совершенной преданности воле Божественного Учителя и Господа, они приняли и совершили подвиг указанного им служения.
Это указание веры святых апостолов и послушания их Господу успокаивает мое смущенное страхом сердце. Я оставляю все сомнения и колебания, предаю себя воле Божией и смиреннейше приемлю жребий апостольского служения. Уповаю, что Дух Святый, Сам поставляющий епископов (Деян. 20, 28), Божественною благодатию, чрез тайнодейственное моление ваше, святители Божии, уврачует мои немощи и восполнит мое оскудение.
Успокаивает мое сердце и ободряет мой дух еще и то, что епископское служение мое указано мне в Великом Нове-Городе, в коем от лет древних подвигом добрым подвизалися и нетленно почили великие святители и пастыри Церкви Российския: молитвами их да поможет мне Господь послужить спасению боголюбезных чад церкви Новгородския, — послужить им всеми дарами Божественной благодати, когда таковых сам удостоен буду с возложением рук архиерейства вашего! В сем граде святительствует умудренный опытом благостнейший Архипастырь, отныне мой ближайший наставник и руководитель: я уверен, что он научит меня, како подобает в дому Божии жити.
Итак, смиренно приклоня главу мою, прошу и молю вас, святители Божии, благословите меня на путь, в который иду, а когда настанут минуты священного тайнодействия, вознесите теплые молитвы ко Господу, да снидет и выну почиет на мне благодать Всесвятаго Духа.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.