Епископ Павел родился в 1749 году в Дмитровском уезде Московской епархии, в селе Александрова Слобода. Отец его был духовного звания. Одиннадцати лет Павел отдан был обучаться в Сергиеволаврскую семинарию; при вступлении в духовное училище получил фамилию Пономарев. Успешно закончив не только семинарию, но и Московскую духовную академию, Павел не удовлетворился полученным образованием и поступил в Московский университет. По окончании университетского курса определен был учителем в воспитавшую его Лаврскую семинарию. В это же время Павел принял иноческий сан. После пострижения с учительской должностью некоторое время совмещал должность наместника Лавры при управлявшем ею Платоне (Левшине).
Во все время пребывания в Сергиевой Лавре Павел занимался и учеными трудами, переводами и историческими сочинениями. Кроме того, будучи наместником Лавры, под руководством митрополита Платона сочинил «Краткое историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры», изданное в первый раз в С.-Петербурге в 1782 году. За свои труды Павел в 1782 году был посвящен в сан архимандрита и переведен в ректоры Московской академии. Вместе с этим дан ему в управление и Заиконоспасский училищный монастырь. Ректором и учителем богословия он пробыл здесь около двух лет. В это время был также и цензором представляемых в Священный Синод или в Московскую синодальную контору сочинений духовного содержания.
В 1783 году Павел переведен из Заиконоспасского в Московский Симонов монастырь. В 1785 году из Симонова переведен в Воскресенский монастырь, именовавшийся Новым Иерусалимом, а через год — опять в Москву, в ставропигиальный Новоспасский монастырь. Управляя этим монастырем около 8 лет, Павел немало содействовал его устройству. При нем возобновлено было надворное монастырское строение, обновлены церкви: например, во имя Знамения Пресвятой Богородицы (1793), во имя Николая Чудотворца (1793) и во имя Сергия Радонежского под колокольней (1787).
Управляя знаменитыми в России ставропигиальными монастырями, архимандрит Павел стал известен Святейшему Синоду и самой императрице. В 1792 году он определен членом Святейшего Синода. А спустя два года Павел поставлен был епископом Нижегородским на место епископа Дамаскина (Руднева), удалившегося на покой. Рукоположение его было совершено 20 марта 1794 года членами Святейшего Синода в присутствии императрицы. Новопосвященный епископ произнес перед императрицей речь.
«Упасу, — говорил он, — елико возмогу, люди Твоя в правде и преподобии; возвещу им великая Божия; повем и дивная Твоя, ими же удивила еси вселенную; и на олтаре Господнем, его же есмь служитель, присно возжигати имам фимиам молений о священнейшей Твоей державе и всем пресветлейшем Доме Твоем». Эта речь, в числе образцовых, была опубликована в «Русской хрестоматии» Пенинского.
В Нижний Новгород Павел прибыл весной, в день праздника в честь Николая Чудотворца. На другой день по приезду он совершал литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе и по окончании обратился к пастве со своим словом: «Радуюсь и веселюсь духом, сподобившись узреть Богоспасаемый сей град, и вас купно, о возлюбленная о Иисусе Христе и чада, и братия, и преискренняя моя…». С подобными пожеланиями духовной радости и мира приветствовал он паству и в другие времена.
Однако в памяти современной ему паствы Павел остался весьма строгим архипастырем. Вступив на Нижегородскую кафедру, он увидел в своей епархии расстройство и недостатки, которые с ревностью о благе Церкви епископ начал твердо искоренять. При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. Провинившиеся либо посылались на работы в монастыри или в семинарию, либо находились на время под запрещением, а некоторые лишались священства. Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями; он простирал его и на детей духовного звания. По достижении десяти лет дети духовного звания непременно должны были поступать в семинарию, причем Преосвященный требовал, чтобы все семинаристы, без исключения, жили в казенных корпусах, под надзором наставников. Епископ весьма часто лично посещал семинарию и строго взыскивал за неисправности. Кстати, в бытность его, с 1797 года, Нижегородская семинария вместо прежних 2000 рублей стала получать, по указу императора Павла, по 4000 рублей в год.
Однако, несмотря на требовательность и строгие порядки, четырехлетнее правление Преосвященного Павла принесло добрые плоды. Духовенство стало деятельнее и усерднее к исполнению своих обязанностей, повысился уровень успеваемости и поведения семинаристов. Павел часто посещал различные места своей епархии, не оставляя без внимания и раскольников, вооружаясь против них и словом и делом.
Из монастырей он особенно благоволил Высокогорской Арзамасской пустыни, которой исходатайствовал в 1798 году у Святейшего Синода быть самостоятельной обителью, независимой от Саровской пустыни.
В 1797 году Павел удостоился вместе с нижегородским духовенством встречать царя. Император Павел Петрович вместе с великими князьями Александром и Константином Павловичами проездом в Казань дважды посетили Нижний Новгород, оказывая Преосвященному Павлу и другим духовным лицам знаки своего внимания. Для встречи императора были не только поправлены все ветхости в Кафедральном соборе, но и обновлены, по распоряжению архипастыря, облачения священникам, диаконам и певчим.
26 октября 1798 года епископ Павел был переведен из Нижегородской епархии в Тверскую, на место Иринея (Клементьевского). На последнем году своего управления за усердную деятельность в Нижегородской епархии Павел награжден был орденом св. Анны 1-й степени. В последний раз епископ совершал богослужение 24 ноября в Нижегородском Скорбященском соборе. Прощаясь с нижегородской паствой, он говорил в этот день слово, внушая твердо держаться веры во Иисуса Христа и удаляться безверия и суеверия как врагов спокойствия и благополучия. Между наставлениями он воздавал своей пастве и благодарность. «Во-первых, — говорил он, — благодарю Бога, сподобившаго меня потрудитися в вас и подкреплявшаго мя на пути труда; а притом благодарю и вас, братия, яко восприяли меня с любовию и облегчали труды мои вашим охотным слушанием и усердием. О, коль сладостно отцу, егда видит труды свои, прилагаемые о чадех своих, награждаемыми успехом, соответствующим его тщанию. Не скрою сию радость, юже аз имех о вас Богу тако изволившу».
2 декабря 1798 года Преосвященный выехал в Тверь. На Тверской кафедре через полгода, 15 мая 1799 года, из епископов Павел возведен был в сан архиепископа и жил в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде. В 1800 году он был из Твери переведен в Ярославль, на место скончавшегося Арсения (Верещагина). Через год после того Павел награжден орденом св. Александра Невского. До 1803 года он оставался в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде и занимаясь учеными трудами. Как член Академии наук он участвовал в ее собраниях, внеся свою лепту в общий труд составления словаря. Но в 1803 году Павел был уволен в управляемую им Ярославскую епархию. В Ярославле архиепископ и скончался 19 марта 1805 года, 56-ти лет от рождения.
Погребение совершено было в кафедральном Успенском соборе. Надгробное слово произносил учитель богословия, соборный иеромонах Иустин: он указывал на трудолюбие почившего епископа, называя его ревностным учителем православной веры, прозорливым и добрым архипастырем, твердым защитником истины.
В память о Преосвященном Павле (Пономареве) в Нижнем Новгороде на колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора оставался (до разорения собора в советские годы) колокол большой, или праздничный, в 715 пудов, литый в 1795 году. Надпись на колоколе, которую приводит архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «Памятники церковных древностей» (1857), была следующая.
Лета отъ мироздания 7303, а отъ воплощения Божия Слова 1795 года Ноября 2 дня перелитъ сей колоколъ въ Богоспасаемый Нижний Новъградъ въ первенствующий кафедральный соборъ ко храму всемилостиваго Спаса и боголепнаго Преображения Господа Бога нашего Iисуса Христа изъ прежняго разбитаго колокола, литаго 1716 году, въ которомъ было весу 550 пудъ, съ прибавлениемъ меди, купленной на деньги отъ доброхотныхъ дателей Нижегородскихъ христолюбивыхъ гражданъ, собранныя при державе благочестивейшия и самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея России самодержицы и при наследнике Ея благоверном государе цесаревиче и великомъ князе Павле Петровиче, при всей высочайшей Его фамилии, тщанием преосвященнейшаго Павла, епископа Нижегородскаго и Алаторскаго.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.