Епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский), в миру Иоанн Степанович Петров, родился в 1828 году в станице Федосеевской области Войска Донского. Отец его, Стефан Петров, состоял причетником при местной церкви (позже, служа на Алтае в Православной миссии, он был рукоположен в священника).
В 1849 году Иоанн Петров окончил Воронежскую духовную семинарию, в том же году поступил в Киевскую духовную академию. На четвертом курсе обучения, 29 марта 1853 года, Иоанн принял монашество с наречением имени Владимир. 14 апреля был рукоположен в иеродиакона. По окончании курса Духовной академии, со званием магистра богословия, 22 октября 1853 года рукоположен в иеромонаха. (В дальнейшем, будучи уже архиепископом Казанским, в память о годах, проведенных в Киевской духовной академии, Владимир учредил в ней постоянную, именную свою стипендию — лучшим ее студентам).
С октября 1853 года иеромонах Владимир был определен преподавателем философских наук в Орловскую духовную семинарию. Здесь наряду с обязанностями преподавателя он занимался разборкой семинарской библиотеки, а также принимал участие в составлении историко-статистического описания Орловской епархии.
30 апреля 1857 года назначен на должность инспектора и профессора по Священному Писанию в Иркутскую духовную семинарию. Но уже в следующем году переведен на аналогичную должность во вновь открытую Томскую семинарию, где прослужил до 13 сентября 1861 года. Затем, как весьма одаренный преподаватель, иеромонах Владимир был перемещен в Петербургскую духовную академию — в качестве инспектора и экстраординарного профессора богословия, с возведением в сан архимандрита, с присвоением лично степени настоятеля третьеклассного монастыря.
По инициативе и при непосредственном личном участии архимандрита Владимира в С.-Петербурге было создано Православное миссионерское общество — для содействия Алтайской и Забайкальской миссии. Он дважды являлся автором Устава данного общества и членом его Совета. В связи с этим многотрудным добровольным поприщем 24 ноября 1865 года. Св. Синод определил ему новое место служения — Сибирский край, где архимандрит Владимир возглавил Алтайскую духовную миссию и стал строителем нового мужского Благовещенского монастыря в Алтайских горах (ему присвоена степень настоятеля второклассного монастыря). В звании начальника Алтайской духовной миссии Владимир состоял в продолжение 18 лет. За это время, а именно в 1879 году, он был возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии. Наречение и хиротония совершены были в городе Томске.
В 1882 году епископ Владимир с разрешения Святейшего Синода открыл новую православную миссию — Киргизскую (противомусульманскую), в Семипалатинской области. Здесь, как и на Алтае, он проявил необыкновенный миссионерский и организаторский талант.
Владыка Владимир остался в церковной истории как выдающийся миссионер, умудренный опытом и богатый знаниями. За период управления им Алтайской и Киргизской миссиями присоединено было из раскола к православию и обращено в христианство из язычников и магометан 6679 человек, причем лично Владимиром крещено 408 человек. В большой степени благодаря именно ему в далекий Алтай и киргизские степи пришли православные духовные книги и, в первую очередь, Евангелие, переведенные для тогдашнего иноверческого населения этих краев (под непосредственным руководством и редакторством Преосвященного Владимира). Простые, но глубоко западающие в душу поучения Владыки звучали в православных храмах и в Бийском Алтае, и в Кузнецком Аладаге, на русском языке и на инородческих наречиях. Надо отметить, что за весь период деятельности Преосвященного Владимира с 1866 по 1883 год им было основано 19 селений для новокрещеных, а также выстроены в различных местах сотни отдельных домов для беднейших из обращенных в православную веру. В разных пунктах Киргизской духовной миссии при епископе Владимире было сооружено и им освящено 28 церквей и молитвенных домов, построено более трех десятков жилых зданий для миссионеров и служащих лиц, устроены детские приюты, лечебницы, библиотеки, свечной завод, открыто в с. Улале центральное миссионерское училище. В холодном крае всесокрушающих ветров Преосвященный, преданный всей душой миссионерскому делу, самоотверженно и одухотворенно служил Православию, неся проповедь любви и кротости, подкрепляемую собственным примером.
В 1883 году он получил назначение на самостоятельную кафедру в городе Томске, с титулом епископа Томского и Семипалатинского. За трехлетнее служение на этой кафедре Владыка открыл Епархиальное женское училище в Томске, а также противораскольническое Братство св. Димитрия Ростовского в городе Бийске.
В 1886 году в связи с ухудшением здоровья епископ Владимир подал прошение в Святейший Синод, с просьбой о переводе его на архиерейскую кафедру в город Ставрополь, на Кавказе. На новом месте своего пастырского служения Преосвященный Владимир по-прежнему отличался активной деятельностью. В 1888 году, в память 900-летия Крещения Руси, на архиерейском подворье при нем был выстроен новый каменный храм во имя св. князя Владимира. Кроме того, открыт епархиальный свечной завод, организовано при Кафедральном соборе Владимирское братство, в здании которого размещались бесплатная столовая для нищих, приют для беспризорных детей, богадельня. Занимающемуся миссионерской деятельностью епископу Владимиру удалось в 1889 году, помимо присоединения к Православной Церкви раскольников самых различных толков, обратить в православие из буддизма 57 человек из числа ставропольских буддистов-калмыков. Для этой цели им было основано новое оседлое поселение, Князь-Михайловское, с православной церковью.
4 декабря 1889 года Преосвященный Владимир был определен на Нижегородскую кафедру. 23 декабря он прибыл в Нижний Новгород, где спустя несколько дней стало известно, что Владыку утвердили в звании Почетного члена Санкт-Петербургской духовной академии. Надо сказать, что он и прежде неоднократно бывал на Нижегородской земле, являясь духовным чадом своего предшественника — Преосвященного Иеремии (Соловьева). Несмотря на то, что Преосвященный Владимир прослужил в Нижегородской епархии лишь два с половиной года, он и за столь короткий период времени сумел снискать признательность, уважение и любовь нижегородцев, причем во всех слоях нижегородского общества.
Много трудов положил здесь Владыка на дело народного образования: к отъезду его из Нижнего Новгорода в епархии было 430 церковно-приходских школ с 10000 учащихся детей. Миссионерская деятельность под опытным руководством Преосвященного Владимира оживилась и окрепла, получив значительную материальную поддержку. Им же была учреждена пенсионная касса для заштатных священнослужителей (на основание этой кассы Преосвященный лично пожертвовал значительную денежную сумму).
Во время голода в 1891 году Святейший Синод, по ходатайству епископа Владимира, выдал духовенству Нижегородской епархии 15000 рублей в виде безвозвратной ссуды. Вся паства нижегородская почитала Владыку как заботливого отца: в голодный год он учредил бесплатные столовые при всех обителях, мужских и женских, а также пособия для особенно нуждавшихся.
В Нижнем Новгороде епископом Владимиром в августе 1890 года освящено новое здание Козьмо-Дамиановской церкви — величественного пятиглавого храма в русском стиле с колокольней, на улице Рождественской. (По свидетельству современников, это был один из лучших храмов Нижнего Новгорода «по своей архитектуре, внутренней отделке и убранству иконостаса». Он был построен по проекту архитектора Л. В. Даля на средства Д. А. Обрядчикова и встал рядом со старой церковью Козьмы и Дамиана, небольшой, сохранившейся с древних времен. К сожалению, в советские годы весь комплекс этих храмов был не только закрыт для верующих, но и варварски уничтожен — взорван в июле 1928 года. — Прим. Ред.).
7 мая 1892 года указом Святейшего Синода Преосвященный Владимир (Петров) был в очередной раз перемещен — на Казанскую кафедру, в сане архиепископа Казанского и Свияжского. 25 мая того же года он совершил свою последнюю литургию в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода и на следующий день, после принесения напутственной молитвы и преподания благословения собравшемуся в Кафедральном соборе народу, отбыл к новому месту своего святительского служения, в Казань.
В Казанской епархии Высокопреосвященный Владимир прослужил остаток своей жизни, в течение пяти лет, оставив по себе добрую память мудрого и энергичного архипастыря.
2 сентября 1897 года, после продолжительной и тяжелой болезни, в загородном архиерейском доме Владыка скончался. Погребение в Бозе почившего Высокопреосвященнейшего Владимира состоялось 6 сентября. Отпевание в Казанском кафедральном соборе совершали архиепископ Рижский Арсений, епископ Самарский Гурий, епископ Нижегородский Владимир (Никольский) (преемник почившего Владыки на Нижегородской кафедре), епископ Сарапульский Никодим, епископ Балахнинский Аркадий, а также десять архимандритов и все городское духовенство.
По окончании отпевания гроб с телом архипастыря был поднят на руки архимандритами, протоиереями и иереями и обнесен вокруг собора. Шествие это происходило при красном звоне во всех городских церквях; на каждой из четырех сторон собора совершалась лития.
Почивший Высокопреосвященнейший архиепископ Владимир был погребен в Казанском кафедральном соборе, в склепе, под правым приделом.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.