Высокопреосвященнейший митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в миру Иоанн Николаевич Страгородский, явился, бесспорно, наиболее яркой и выдающейся личностью в сонме иерархов Нижегородской епархии советского периода. Именно ему, Промыслом Божиим, в труднейшие, переломные годы политической жизни в России, в период массовых репрессий, производимых новой властью в отношении духовенства, пришлось нести крест архипастырского служения как на Нижегородской (Горьковской) кафедре, так и в дальнейшем во главе Русской Православной Церкви. Это архипастырь, деятельность которого составила целую эпоху в истории российской Церкви Христовой.
Митрополит Сергий был воспитанником подлинно духовной нижегородской школы. Будущий Патриарх родился 11 января (ст. ст.) 1867 года, в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье потомственного протоиерея — Николая Иоанновича Страгородского. Род Страгородских с незапамятных времен принадлежал к духовному сословию.
В небольшом уездном городке Арзамасе, с которым были связаны детские и юношеские годы святителя Сергия, в ХIХ веке насчитывалось 30 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря. Здесь на тот момент священствовали два представителя семьи Страгородских, отец и сын: Иоанн Дмитриевич, дед будущего святителя, священник Воскресенского собора города, и Николай Иоаннович, священник Арзамасского Алексеевского монастыря. В Никольском женском монастыре подвизалась монахиней Евгения, тетка Ивана Николаевича, позже ставшая игуменьей Алексеевской обители. В семье о. Николая Страгородского была еще и дочь, Александра, одним годом старше своего брата Ивана: она вышла замуж за священника и также была религиозным и преданным Церкви человеком.
Глубокое религиозное воспитание Ивана и его сестры было заложено уже в их детские годы, в семье: отец много внимания уделял воспитанию детей (матери они лишились очень рано). Протоиерей Николай Страгородский, как и его отец, был деятельным и талантливым священнослужителем, известным миссионером в Нижегородской епархии. Именно он в 1879 году организовал и возглавил в Арзамасе миссионерское Братство Св. Креста. За свое многолетнее и подвижническое служение, которое он осуществлял до 1914 года, протоиерей Николай был удостоен самых различных наград, как от Святейшего Синода, так и от местных епархиальных властей.
Первоначальное образование Иван Страгородский получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище, где преподавал еще его дед, а впоследствии и отец.
В 1886 году Иван Николаевич окончил Нижегородскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Петербургскую духовную академию, блиставшую именами крупных ученых-преподавателей (в Петербург Иван и его товарищ отправились по собственному обдуманному решению, волонтерами, так как в 1886 году вызова в духовные академии из Нижегородской семинарии не было). На четвертом курсе Петербургской академии, 30 января 1890 года, Иван принял иноческий постриг с именем Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца), а менее чем через три месяца, 21 апреля, его рукоположили в иеромонаха. Для молодого монаха началась новая жизнь, хотя по своему мировоззрению и укладу мирской жизни он уже с младых лет был иноком. И еще прежде считал и неоднократно высказывался о том, что с наибольшим успехом послужить Церкви Христовой можно только если совершенно отрешиться от мира и всецело посвятить себя Богу.
9 мая 1890 года 23-летний иеромонах Сергий блестяще завершил свое богословское образование в Петербургской духовной академии, со степенью кандидата богословия. После защиты диссертации Совет академии признал за ним первое место среди 47 кандидатов-магистрантов и предложил ему остаться при Академии в качестве стипендиата, для подготовки к профессорскому званию. Однако иеромонах Сергий пожелал заняться практической работой на ниве Христовой. 11 июня 1890 года он подал ректору Академии, епископу Антонию, заявление с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии, а 13 июня последовал указ Св. Синода о его назначении. В октябре месяце он и его товарищ уже были в Японии, где российские миссионеры немедленно принялись за работу. Довольно быстро изучив японский язык, с осени 1891 года Сергий стал преподавать догматическое богословие в Духовной семинарии, в Киото. В декабре 1891 года он был командирован служить судовым священником на корабле «Память Азова», затем вновь вернулся в Японию. В 1893 году Сергий получил указ о своем переводе в Россию.
Прибыв в Петербург, он был назначен исполняющим должность доцента на кафедре Священного Писания Ветхого Завета, в родной ему Петербургской духовной академии. В конце того же года переведен инспектором Московской духовной академии, а в следующем году определен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита. Несмотря на столь краткий срок пребывания в Московской академии, о. Сергий сумел приобрести всеобщую любовь и уважение к себе. Когда 17 октября 1894 года он выезжал из Сергиева Посада в Афины, студенты сопровождали его до самого вагона, расставаясь с ним с искренним сожалением.
В 1895 году архимандрит Сергий защитил свою магистерскую диссертацию на тему «Православное учение о спасении» и был удостоен степени магистра богословия. В 1897 году он вторично был отправлен в Японию, в качестве помощника начальника Православной духовной миссии.
Вернувшись через два года в Россию, 29 июля 1899 года архимандрит Сергий был официально определен ректором Петербургской духовной семинарии, а с октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 25 января 1901 года — ректор этой академии, положивший немало трудов на улучшение учебной и научной работы (его деятельность здесь продолжалась в течение шести лет).
На протяжении своей просветительской и педагогической деятельности в эти годы архимандрит (и позже — епископ) Сергий постоянно занимался самообразованием и богословской наукой, опубликовав в академических журналах ряд научных статей. Он принимал весьма деятельное участие в различных научных, просветительских, благотворительных обществах, был председателем в петербургских «Религиозно-философских собраниях». (В 1906 году был удостоен звания Почетного члена Петербургской духовной академии).
25 февраля 1901 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сергия во епископа Ямбургского. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, митрополит Киевский и Галицкий Феогност, митрополит Московский и Коломенский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископы — Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и Сарапульский Владимир.
Весной 1905 года, когда в обществе ожидали объявления манифеста о веротерпимости, на молебне в день основания Петербургской академии, 17 февраля, ее ректор епископ Сергий выступил с речью, где прозвучали поистине пророческие слова: «После столетий мирного пребывания под защитой закона, за крепкой стеной государственной охраны, наша Церковь выходит теперь беззащитная, не прикрытая никем, прямо на поле брани под удары врагов… В дальнейшем потребуют от нас уже не красных фраз и не заученных силлогизмов, не пестрого наряда показной учености, от нас потребуют духа и жизни, потребуют веры… настоящей православной учености, настоящего познания христианства, потребуют, чтобы мы писали не чернилами, да еще заимствованными, быть может, из чужих чернильниц, а кровью из нашей собственной груди…»
6 октября 1905 года был утвержден доклад Синода о «быти Преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». С целью лучшего и непосредственного ознакомления с жизнью православных приходов Преосвященный Сергий лично объехал свою новую епархию, познакомился с финляндским духовенством на местах, узнал нужды Финляндской церкви. В 1906 году он участвовал в работе сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
Начиная с 6 мая 1911 года, Владыка Сергий являлся постоянным членом Святейшего Синода, а в марте следующего года возглавил Предсоборное совещание при Синоде. За свои многолетние просветительские труды 6 мая 1912 года, ко дню Св. Пасхи, он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1913 году на архиепископа Сергия были возложены обязанности управления еще двумя основными Синодальными ведомствами: полномочия председателя Миссионерского Совета (через два года по личной просьбе был освобожден) и Учебного Комитета. 6 мая 1915 года награжден орденом св. блгв. Александра Невского.
10 августа 1917 года Высокопреосвященный Сергий избран на новую архиерейскую кафедру, он становится архиепископом Владимирским и Шуйским. 28 ноября следует Указ Святейшего Патриарха Тихона об утверждении его на этой кафедре с возведением в сан митрополита.
Владыка принимал активное участие в работе Всероссийского Священного Собора 1917-1918 годов в Москве. При Временном правительстве он оставался единственным архиереем, входившим в Святейший Синод из прежнего, дореволюционного состава, а когда Поместным Собором 1917-1918 гг. Синод был упразднен, митрополит Сергий стал постоянным членом вновь образованного Священного Синода, уже под руководством Святейшего Патриарха Тихона.
С 1922 года митрополит Сергий Владимирской епархией не управлял. Первоначально он примкнул к обновленческому церковному движению. Именно эта его ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла существенную роль во всех последующих событиях в жизни митрополита, будущего Патриарха Сергия и истории Русской Православной Церкви в целом.
В 1924 году, после публичного покаяния, совершенного в старом соборе Донского монастыря, митрополит Сергий вместе с другими иерархами был принят в лоно Православной Русской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном.
Новым местом служения Сергия (Страгородского) была определена Нижегородская епархия, его родная земля, о чем ему было сообщено в следующем послании:.
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Сергию,
Митрополиту Нижегородскому.
Определением Святейшего Патриарха и Священного при нем Синода от 31 марта 1924 года, за №109, постановили: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского Архиепископа Евдокима считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимирского Сергия».
О чем настоящим Ваше Высокопреосвященство и поставляется в известность.
Член Священного при Святейшем Патриархе Синода Серафим, Митрополит Тверской.
Марта 31 дня 1924 г.
Москва, Донской монастырь.
В Нижнем Новгороде митрополит Сергий поселился на квартире, которая размещалась в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявления о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при б. Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода, объединяющего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского. При этой приходской общине и состоял «служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский) с 1924 года по 1 октября 1926 года. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле был уже закрыт (а в 1929 году взорван). Владыка Сергий, зарегистрированный местными Советами как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Ждановского района Нижнего Новгорода, чаще всего совершал архиерейские богослужения именно в этом храме. (Судьба же Крестовоздвиженской обители и общины сложилась трагически, как и нижегородской Церкви и ее духовенства в целом. Уже к январю 1928 года все монахини с территории монастыря были выселены, собор пустовал. Община перешла поначалу в Казанский кладбищенский храм, но просуществовала лишь до 1935 года: в том злополучном году были арестованы члены клира Казанской церкви и сам правящий тогда архиерей Горьковский, митрополит Евгений (Зернов), только за то, что Пасхальной литургией в соборе «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации» они были приговорены к заключению и исправтрудлагерям. Горсовет закрыл и кладбищенскую церковь «ввиду ее вредного влияния на подрастающую молодежь». 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского Крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос. — Прим. Ред.).
10 декабря 1925 года митрополит Сергий был назначен Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и далее уже фактически постоянно проживал в Москве, однако продолжал носить титул митрополита Нижегородского (с 1932 года — Горьковского), вплоть до 1934 года. Обязанности управляющего Нижегородской епархией в этот период возлагались поочередно на одного из викариев Нижегородских.
С 30 ноября 1926 года до марта 1927 года Преосвященный Сергий находился в тюремном заключении в Москве, в Бутырской тюрьме. (Следователь ОГПУ называет его в своем донесении «одним из активнейших членов церковно-антисоветской группировки»). И все же митрополит Сергий был освобожден из-под стражи, под подписку о невыезде из Москвы. С 27 марта 1927 года он вновь вступил в управление Русской Церковью как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (на тот момент Высокопреосвященнейшего Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, который был расстрелян в 1937 году).
Первые годы руководства митрополита Сергия Русской Православной Церковью стали периодом больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и новых расколов. Церковь в России практически встала перед тяжким трагическим выбором: искать компромисс с советской властью или погибнуть под беспощадным натиском этой власти. Еще ранее, под предлогом помощи голодающим (а в 1921-1922 гг. в России действительно началось это ужасающее бедствие — голод) развернулась кампания ограбления православных храмов, в которых усердием и жертвой народа веками сосредотачивались ценности. Причем, как стало известно много позже, уже в наше время, лишь незначительная часть этого «экспроприированного» богатства была использована действительно для того, чтобы спасти людей от голодной смерти. В строго секретном письме В. И. Ленина В. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года было сказано, что церковные ценности следует употребить для государственной работы, хозяйственного строительства и укрепления международного положения (о помощи голодающим — ни слова). И главное: расстрелять как можно «большее число представителей духовенства и реакционной буржуазии», воспользовавшись событиями в Шуе, где верующие попытались защитить свои храмы. Наступление на Церковь, по большевистскому плану, реализовывалось сразу по двум направлениям: террор и одновременно разложение Церкви с помощью обновленцев. В этой драматической обстановке высшая церковная власть страны оказалась заложницей новой гражданской богоборческой власти, основным принципом которой была абсолютная безнравственность… Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), первый встав перед лицом практически неразрешимой на тот момент ситуации, не мог и не успел водворить церковный мир, скончавшись в 1925 году.
В такой сложнейшей обстановке первоочередной задачей митрополита Сергия, возглавившего РПЦ, стало определить место Православной Церкви в Советском государстве. Далеко не весь епископат признал его законным главой Церкви, а многие в последующие годы и вовсе отделились от него, особенно после появления Декларации об отношении Церкви к Советской власти, опубликованной в газете «Известия» 29 июля 1927 года («Мы, церковные деятели… с нашим народом и с нашим правительством»).
И по сей день, уже в современных публикациях, посвященных истории РПЦ, нет единого мнения в оценке этого исторического документа. Однако открывшиеся достоверные данные о масштабах уничтожения духовенства, разграбления церквей и монастырей, и в том числе личные документы Святейшего Патриарха Тихона, дают возможность сегодня сделать вывод, что принятие митрополитом Сергием этой декларации позволило всей Российской Православной Церкви законно существовать в стране в этих страшных условиях, а не погибнуть. Время показало мудрость митрополита Сергия, который одним из первых понял, что государственный террор против Церкви не может длиться бесконечно, что рано или поздно Советская империя и Православная Церковь будут вынуждены искать возможности для сосуществования (особенно яркое подтверждение правильности этой позиции произошло в годы Великой Отечественной войны, перед лицом общего для страны и Русской Церкви вероломного врага).
27 апреля 1934 года Высокопреосвященнейшему Сергию был присвоен титул Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский, с правом ношения двух панагий.
22 декабря 1936 года был принят «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Русской Православной Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) (к этому времени уже 11 лет реально возглавлявшему Русскую Церковь).
Когда в 1937 году была развернута массовая компания по уничтожению духовенства, в Горьковской епархии погибла его родная сестра. Выйдя замуж за священника, она носила фамилию Архангельская; овдовела накануне революционных событий. 8 октября 1937 года была арестована со стандартным обвинением в «антисоветской деятельности». В «вину» матушке Александре была поставлена ее связь с духовенством (была замужем за священником), а также родство с Владыкой Сергием (братом), от которого она якобы и получала различные задания и инструкции по проведению антисоветской деятельности. Несмотря на полнейшую нелепость всех обвинений, решением «тройки НКВД» от 23 октября 1937 года Александра Николаевна Архангельская была приговорена к высшей мере наказания (будучи в возрасте 71 года!). 1 ноября ее расстреляли. Знал ли о гибели сестры Преосвященнейший Сергий, неизвестно…
В годы Великой Отечественной войны в большой степени благодаря именно личной гражданской позиции Блаженнейшего Митрополита Сергия произошел великий перелом во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Советской власти.
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием было написано и немедленно разослано по всей Земле Русской «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «…Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией… Положим же души свои вместе с нашей паствой… Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»
В эти трагические дни воззвание главы государства И. В. Сталина к народу последовало лишь через 10 дней от начала войны, 3-го июля (и начиналось оно вполне по-церковному: «Братья и сестры!..»).
4 сентября 1943 года произошло знаменательное событие: состоялась встреча И. В. Сталина и трех иерархов Русской Церкви — митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). На встрече были оговорены необходимые условия сосуществования Церкви с действующей властью. Это был исторический момент — начало возрождения Русской Православной Церкви в ее родном отечестве. Напомним, что к 1941 году в стране были закрыты и разрушены тысячи православных храмов и монастырей, разграблено церковное имущество, погибли сотни тысяч представителей духовенства.
В оставшихся и во вновь открывавшихся в годы войны церквях ежедневно возносились горячие молитвы о спасении России и ее народа. Своими проповедями духовенство укрепляло патриотический настрой населения страны, поддерживало моральное состояние общества. Церковнослужители были и в рядах действующей армии, участвовали в партизанском движении, в создании оборонительных укреплений. Церковь шествовала над госпиталями, оказывала значительную материальную помощь фронту, по всем храмам был организован сбор пожертвований денежными средствами и ценными предметами. Трудно перечислить все виды разнообразной деятельности русского духовенства на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной…
8 сентября 1943 года в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября, в день памяти св. блгв. Александра Невского, Небесного покровителя Русской Земли, состоялась интронизация Святейшего Патриарха в Московском кафедральном Богоявленском соборе. По окончании литургии Патриарх Сергий обратился к архиереям и пастве, молившейся в соборе: «…Церковь, как багряницею, украшается кровью мучеников, подвигами преподобных, великими трудами святителей и других угодников Божиих, поэтому я призываю всех верных чад Церкви к подвигам христианской жизни, чтобы наша Православная Церковь облеклась в красоту христианских добродетелей… В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением патриаршего сана. Фактически я уже 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным, и не так сильно опасался за возможные ошибки… Теперь же, когда облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступить безошибочно, по Божией правде и вести людей к вечному спасению».
12 сентября 1943 года вышел первый номер вновь возобновленного «Журнала Московской Патриархии», ответственным редактором которого стал сам Патриарх Сергий.
Сохранение строго православного догматико-канонического строя Русской Православной Церкви — историческая заслуга Местоблюстителя Патриаршего престола, впоследствии Святейшего Патриарха Сергия. Важнейшей заботой его было назначение архиереев на пустующие кафедры. В изменившихся условиях необходимо было пополнять кадры духовенства, решать насущные церковные проблемы.
Бессменно, подвижнически, до самой своей кончины руководил Святейший Патриарх Сергий жизнью Церкви. Неожиданная кончина его последовала 15 мая 1944 года, прервав многолетнее и плодотворное служение этого выдающегося православного русского иерарха.
18 мая отпевание происходило в Московском Патриаршем Богоявленском соборе, при участии митрополитов Алексия, Николая и Иоанна, одиннадцати епископов и свыше ста представителей московского духовенства. Большая траурная церковная процессия с гробом и хоругвями обошла вокруг собора, после чего тут же, в Никольском приделе собора, было совершено погребение скончавшегося на 78-м году жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия.
После кончины Патриарха Сергия его почитатель профессор В. Н. Лосский напишет о нем такие слова: «До конца времен Церковь сохранит память великого святителя наряду с другими именами, которые знает каждый христианин… Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси. Но как Патриарший Местоблюститель он почти 18 лет управлял Русской Церковью… Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве — столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в Богоустановленность Церкви».
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.