Священномученик Николай Хвощев (1883 – 1937)

15:20, 2 февраля 2015

Священномученик Николай родился 3 декабря 1883 года в селе Калапино Лукояновского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье священника Александра Николаевича Хвощева.

Николай Хвощев учился в Нижегородской Духовной семинарии, но после четвертого года обучения покинул ее. 25 августа 1905 года он был определен на должность псаломщика к Богоявленскому собору уездного города Княгинина. Именно здесь, в Княгинине, Николай познакомился со своей будущей супругой Александрой, приемной дочерью местного мещанина Якова Евфимовича Сморчкова.

Осенью 1907 года Николай Хвощев успешно выдержал экзамен для рукоположения в сан священника и был назначен на священническое место в село Исупово Сергачского уезда.

24 октября 1907 года, в праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Николай Хвощев епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым) был рукоположен в сан диакона. А 26 октября, когда Святая Церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского, уже Преосвященным Евфимием, викарным епископом Балахнинским, был рукоположен в сан священника.

Характеристика из сельсовета на священника Николая Хвощева

На своем приходе молодой пастырь Николай Хвощев до революции исполнял обязанности законоучителя как в церковно-приходской, так и в земской школе. 14 апреля 1913 года, ко дню Святой Пасхи, за ревностное исполнение своих пастырских обязанностей отец Николай был награжден набедренником.

Протокол повторного допроса протоиерея Николая
Хвощева

На протяжении тридцати лет отец Николай Хвощев прослужил в Покровском храме в селе Исупово (ныне село Гагинского района). Когда в 1937 году начались массовые аресты священников и активных прихожан, то сотрудники районного Гагинского НКВД потребовали от местных властей представить характеристики на священнослужителей. Председатель сельсовета об отце Николае сообщил следующие факты: «В селе Исупово служит попом более 20 лет. В конце 1936 года Хвощев противодействовал радиофикации села, а в конце апреля 1937 года он организовал под своим руководством и участием группу церковников, которая по его поручению заперла комсомольцев на колокольне, которые прикрепляли антенну — в связи с находившимся клубом рядом с церковью, чтобы этим не дать возможность постановки радио. Безусловно имел связь с церковниками соседнего села Покров, они вели вместе работу по развалу колхоза и организовывали денежную помощь выходцам из колхоза».

8 сентября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Николая по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в районное отделение милиции. 10 сентября батюшка был допрошен следователем.

— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв мероприятий, проводимых советской властью. Признаете ли вы себя виновным в этом?

— Виновным себя в этом не признаю. Никаких контрреволюционных действий против мероприятий властей я не проводил.

— Как же можно рассматривать, как не контрреволюционную, вашу агитацию, проведенную среди верующих села Покрова, направленную на срыв мероприятий, намеченных местной властью по радиофикации клуба, в результате которой при попытке подвести антенну на церковь работники, проводившие это мероприятие, встретили сопротивление направленной на них толпы.

— Никакой агитации, разжигающей толпу на сопротивление в проведении данного мероприятия, я не проводил, данный инцидент получился стихийно помимо моего в этом участия.

— Кто же, как не вы, требовали от монтера прекращения проводимых им работ по радиофикации?

— Это ложь, я этого не делал. Несмотря на показания отца Николая, следователь продолжал настаивать на его признаниях.

— Следствию известно, что вы в своем сопротивлении дошли до крайности, допустив запереть монтера, работающего по проводке радио на церковной колокольне.

— Монтера на колокольне заперли без моего в этом участия. Заперли его женщины, сопротивлявшиеся против проводки антенны.

— Признаете ли вы себя виновным в использовании церкви для устройства собраний по вопросу подготовки верующих и оказанию ими сопротивления в части принятого активом села решения о закрытии церкви.

— Мне лично об этих собраниях известно не было.

На следующий день, 11 сентября 1937 года, отца Николая допросили вновь. На этот раз следователя интересовало, почему отец Николай не принимал участия в церковной службе в соседнем селе Покров.

— Кем из села Покров вы приглашались принять участие в церковной службе 16 июля этого года и почему вы это приглашение не приняли?

— Вечером накануне ко мне на квартиру пришел церковный староста и от имени церковного совета села Покрова просил меня принять участие в церковной службе, намеченной ими на 16 июня, и при этом сказал, что в службе примут участие и другие священники. Но на сделанное мне предложение я наотрез отказался, во-первых, потому что я чувствовал себя в этот день не совсем здоровым, и, во-вторых, я хорошо понимал ответственность за организацию коллективных служб, особенно в такой период как уборочная.

Выписка из протокола о расстреле

По окончании следствия, на основании показаний лжесвидетелей, отца Николая обвинили в том, что он «имел тесную связь с контрреволюционной группой церковников с. Покрова. Спровоцировал жителей на выступление против радиофикации клуба по инициативе комсомольской организации села. Под его же руководством верующие села Исупово Гагинского района оказали активу села сопротивление в деле использования помещения церкви под школу».

17 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Хвощев был расстрелян 1 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.

Память сщмч. Николая 17 сентября

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.