Самый нежный праздник

14:46, 10 января 2012

— Если нам немного абстрагироваться от нашей утомительной взрослости и обратиться к детской составляющей души, о чем Господь сказал „Будьте, как дети“, то она отзывается на этот праздник свершено особым образом. Это чувствуется каждый год, когда мы празднуем Рождество Христово в нашем храме.

Ардатов — маленькое поселение, и наш храм становится центром поселка. Здесь происходит особая ночная служба, когда храм одевается во все белое, поются особые рождественские песнопения. И во всей службе чувствуются такой восторг и такая радость, что они выплескиваются за церковные стены и разносятся далеко вокруг. И все это — лишь начало праздника, который не кончается.

Он просто находит себе подтверждение снова и снова. А потом, после службы, идешь из храма — и видишь праздник в обрамлении окружающего мира: белоснежные снега, сугробы, тропинки между домами, желтые окна, горящие в ночи, речка, через которую я прохожу по льду до дома, где ждет праздничный стол…

Утром в поселке просыпаются дети и собираются на колядки. Каждое рождественское утро они будят меня тем, что колотят мне в дверь. У порога стоит заранее приготовленный мешок со сластями. Дети поют колядки и рождественские стихи.

С неба ангел к нам спустился и сказал: „Христос родился!“. Открывайте сундучок, доставайте пятачок“.

И вот это счастливое состояние — то ли сон, то ли явь — оно повторяется каждый год. И всегда это — ощущение нереальности и какой-то сказки. Все это вкупе с елками и подарками делает Рождество — самым детским, самым нежным праздником.

— Сегодня в умах русских людей Новый год и Рождество перемешались. Все-таки традиции новогодние в большинстве семей крепче, чем рождественские. Возможно ли это как-то изменить?

— Люди, которые ходят в храм, достаточно быстро перестраивают свои приоритеты. Новый год — праздник для невоцерковленных. Хотя в церкви его тоже отмечают. Мы всегда вечером перед Новым годом собираемся в храме, поздравляем друг друга, служим молебен на начало нового года. Второй молебен служим с 13 на 14 января — по старому стилю. И все же для нас новая эпоха, новая жизнь — это Рождество Христово.

С Рождества начинается все. Оно имеет глубинное, основополагающее и жизнеобразующее смысловое значение, тогда как Новый год — просто арифметическая дата. У тех, кто это понял и согласился с такими доводами, вопросов больше не возникает.

— В чем заключается этот глубинный смысл?

— Согласно Божественным свидетельствам Евангелия отцы Церкви изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, служащим началом и основанием для прочих праздников. Мы живем в мире, пронизанном христианством. Рождество Спасителя разделяет человеческую историю на „до“ и „после“.

До Рождества — человеческая жизнь была лишена надежды, а само рождение полагалось лишь началом „скорбей и болей“. Общественная роль женщины сводилась к тому, чтобы быть объектом мужских желаний и своеволия. Ребенок зачастую воспринимался как лишний рот, пока не вырастет. Такой вот пессимистичной была картина мира. Что же изменилось с приходом в мир Спасителя?

Одна Жена стала вместилищем Тайны, и теперь всех жен, в благодарность Той Одной, нужно любить, защищать, уважать. Ребенок — это умилительно более, чем обременительно. И человечество узнало, что поклоняться нужно отныне не грубой силе и фактическому могуществу, а такой силе и такому могуществу, которые способны унизиться до образа раба.

На рождественской службе в церквях поют: „Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, престол херувимский — Деву“. Небо — это не то, что вверху. Настоящее Небо — это там, где Бог. Христос родился в пещере — и пещеру сделал Небом.

До воплощения только Небесные Силы, да и то не все, были так близко допущены к Божеству, что Господь именовался сидящим на херувимах и ездящим на серафимах. А теперь Он приблизился к Деве и через Нее так приблизился к нам, что Она превзошла близостью херувимские престолы. Так поют в церквях от лица всех думающих об этом и понимающих это. И каждый из нас может сказать вслед за ирмосом: вижу!

— Почему в древней Церкви Рождество Христово не праздновали как отдельный праздник?

— Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество. Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова.

И все же Рождество отмечалось, только вместе с Богоявлением, и для празднования был строго установлен день — 6 января. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, но означенная дата носила глубокий символический смысл.

Древняя церковь соотносила „двух Адамов“— первого человека на земле и Христа — нового, второго Адама. Первый Адам — виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам — создатель жизни и источник спасения людей. Притом считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам, — в день шестой.

Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения Римской Церковью в первой половине IV века (по преданию — при папе Юлии). Празднование Рождества Христова было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римской империи культ бога солнца Митры, которого славили 25 декабря.

К середине четвертого века идея сделать Рождество общеправославным великим праздником стала насущной для всей Церкви. Многим отцам Церкви хотелось, чтобы Рождеству уделялось должное внимание. В то время навязывалось мнение, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий. И тогда православные окончательно поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову.

Замечательно, что из восточных церквей впервые произносят проповеди на этот праздник три великих святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

— С чем связано, что католики и православные празднуют Рождество в разное время?

— Разнятся календарные стили — юлианский и григорианский. Православное Рождество по времени отстает от католического на 13 дней: католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н. э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, оказался недостаточно четким — „лишнее“ время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.

Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников — Пасха — стал наступать намного раньше положенного срока. И папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский — чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим и календарным годом. Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако Церковь такого решения не одобрила. В 1923 году по инициативе константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают грузинская, иерусалимская и сербская православные церкви, афонские монастыри, живущие по старому юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов.

— Как праздновать Рождество, если не все в семье воцерковлены?

— Все зависит от того, каковы отношения в семье. Здесь нет и не может быть универсальных рекомендаций. И все же я думаю, что любой разумный человек способен понять, что Рождество — это Рождение Христа, начало нашей эры. И потому, даже если кто-то из членов семьи неверующий, он не будет возражать, чтобы в праздник пропеть тропарь, помолиться, поставить вертеп под елку, и все это — сохраняя мир в семье.

Россия — страна чудес и Божией милости. Мне приходится бывать на Западе. По моим наблюдениям, хотя русские празднуют Рождество не так массово, но они празднуют именно Рождение Христа. На Западе это не так. Там праздник превращается в торговое шоу, которое начинается задолго до Рождества. И никто при этом не задумывается, чье же Рождество они собираются праздновать.

На площадях, на улицах в странах, составлявших христианскую цивилизацию, вы, из-за их фальшивой политкорректности (как бы не обидеть представителей других религий!), не увидите никаких упоминаний о Спасителе и Богородице. Это печально.

Радует, что у нас в стране Рождество остается именно Рождеством Христовым — любимым семейным праздником. Ведь что может быть трогательнее, чем рождение ребенка в этот мир, радость матери, отца, радость семьи? А тут родился Христос — Бог! Этот праздник переполняет любое сердце, способное ощутить радость Христова Рождества!

Беседовала Татьяна Фалина