Приближается начало нового учебного года, и накануне этого события мы побеседовали с министром образования Нижегородской области Сергеем Наумовым о возможных новшествах, изменениях, о православном компоненте в образовательном процессе.
— Сергей Васильевич, какие нововведения в образовательном процессе вступят в силу в наступающем учебном году? С чем они связаны?
— В наступающем 2011/12 учебном году самое главное новшество, которое касается образовательного процесса,— новый федеральный государственный образовательный стандарт. На сегодня утверждены стандарты начального и основного общего образования, а для старшей школы — 10–11-х классов — разработан проект стандарта. Это именно тот проект, который вызвал всенародное горячее обсуждение.
В наступающем году новые стандарты коснутся только первоклассников. Они будут первыми, кого переведут на новые стандарты образования. Параллельно с этим в учебный процесс будет добавлен третий час физической культуры.
В новом учебном году обязательный час физической культуры будет введен для первоклассников. В остальных классах это произойдет по мере готовности. Сегодня примерно 35 процентов обучающихся занимаются три раза в неделю физической культурой.
С 1 сентября 2011 года вводятся новые санитарные правила и нормы (СанПиН). В связи с этим педагогические коллективы должны организовывать образовательный процесс, соблюдая новые СанПиНы.
— В настоящее время происходит сокращение числа общеобразовательных школ. Чем это обусловлено?
— Приведу несколько цифр. За период с 2004 года количество учащихся в Нижегородской области сократилось на 62 тысячи человек. И за этот же период уменьшилось количество образовательных учреждений примерно на 400 единиц. При этом 58 процентов нижегородских школ расположены в сельской местности, а учатся в них всего 17,5 процента учащихся. Уже из этих цифр видно, что на селе при большом количестве школ число учащихся минимально. Более того, если принять все сельские школы за 100%, то окажется, что 72% из них относятся к малокомплектным.
Представьте себе, что примерно 12 процентов первоклассников, которые пойдут в школу 1 сентября, будут обучаться в классах-комплектах. Это значит, что они будут находиться в одном помещении с учащимися 2-х, 3-х и 4-х классов, у одного учителя, который вынужден будет одновременно обучать учащихся четырех разных классов по четырем разным программам, а первоклассников — по новым стандартам.
Таким образом, сокращение школ вызвано прежде всего сокращением количества учащихся. Динамика численности молодых семей на селе связана в свою очередь с развитием или отсутствием производства на селе, т. е. с наличием или отсутствием рабочих мест. Для того чтобы школа существовала, мало иметь школьное здание и педагогический коллектив — нужны дети, учащиеся.
Процесс сокращения школ — это желание правительства не сэкономить на сельском образовании, а, наоборот, предоставить возможность ребенку получить образование качественное. Поэтому, говоря о реорганизации системы образования, мы в первую очередь имеем в виду создание в перспективных населенных пунктах с развитым производством базовых школ с хорошим материальным оснащением.
Создание базовых школ и предоставление сельским детям качественного образования — задача правительства Нижегородской области.
— Как бы вы оценили результаты эксперимента по введению в школах основ православной культуры? Как этот предмет, если будет принято решение о его введении, будет соотноситься с новыми образовательными стандартами?
— В Нижегородской области сложно оценивать результаты этого эксперимента, поскольку мы не являемся его участниками. При этом я бы хотел сказать, что образовательный стандарт с основами православной культуры вполне соотносится, потому что новые стандарты начального и основного образования предусматривают введение новой предметной области и нового учебного предмета „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ во втором полугодии 4-го и первом полугодии 5-го класса. Программа рассчитана на 34 часа.
Если говорить о Нижегородской области, то у нас давно разработан региональный курс „Религии России“ с учебником, программой и хрестоматией. Рассчитан он на учащихся 8–9 классов и широко изучается в школах Нижегородской области. Большая часть курса направлена на изучение православия.
Разрабатывали мы его совместно с представителями Нижегородской епархии и основных религиозных конфессий. Автор учебника „Основы православной культуры“ Алла Бородина проявила горячий интерес к нашему региональному курсу и дала высокую оценку проделанной работе.
— Как вы считаете, изжито ли атеистическое наследие советских времен в учебниках и методических пособиях по гуманитарным дисциплинам? Представлен ли в современной учебной литературе православный взгляд как одна из альтернативных точек зрения?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо быть большим знатоком учебников и методических пособий, что министру, учитывая огромную занятость, сложно сделать. Да и вопрос, на мой взгляд, в определенной степени философский. Я не возьмусь утверждать, что атеистическое наследство в нашем образовании изжито. Конечно же, оно присутствует, но в меньшей степени, чем это можно было ощущать 5 или 10 лет назад.
Безусловно, по мере удаления от советского периода атеистическое наследие нивелируется. При этом православный взгляд в современной учебной литературе также представлен. Православное восприятие окружающего мира, процессов, которые происходят в разных сферах жизни, занимает все более твердые позиции. Но в идеале, учитывая, что и в советские времена были верующие люди, и в нынешние времена есть атеисты, и та и другая точка зрения, как и многие другие, имеют право на присутствие.
Главное — избегать крайностей. И дело не только в методических пособиях и учебниках. Учитель должен быть тактичен и уметь представлять различные взгляды по тем или иным вопросам. Только в этом случае ученик научиться мыслить и вырабатывать свое отношение к окружающему миру.
— В последнее время распространяются тревожные слухи о том, что образование в России, в том числе и школьное, станет платным. Можете ли вы развеять эти опасения?
— Эти опасения связаны с введением нового образовательного стандарта среднего общего образования. Проектом стандарта предполагаются обучение по индивидуальным учебным планам и возможность изучать не все предметы, а только десять. Естественно, что у обеспокоенных родителей возникли многочисленные вопросы.
Во-первых, должны ли будут они платить за изучение 11-го или 12-го предметов. Во-вторых, хватит ли полученных ребенком знаний для поступления в вуз. Дело в том, что стандарт среднего образования, то есть 10–11-х классов, сегодня очень обсуждаемая проблема, в каком-то смысле больная проблема.
Многое в этом стандарте еще будет дорабатываться. Но каким бы он в итоге ни стал, правительство Нижегородской области не предполагает превращения среднего образования в платную образовательную услугу. Дети получают и будут получать в рамках федерального государственного образовательного стандарта знания исключительно за счет бюджета Федерации — стандарт поэтому и называется федеральным государственным.
В этом вопросе родителям не надо беспокоиться. Полученного объема знаний и количества изучаемых предметов, которое выберет ребенок, будет достаточно для того, чтобы поступить в вуз и получить профессиональное образование. Но результат поступления во многом зависит от уровня полученных во время обучения знаний, и главное для ребенка — хорошо учиться.
Вместе с тем каждая школа сегодня имеет возможность оказывать платные образовательные услуги. Но не надо забывать, что они — дополнительные. То есть обучение, предусмотренное стандартом, бесплатное, а все, что школа может предоставить сверх стандарта, будет платным, но на добровольной основе.
В заключение хотелось бы отметить, что та дискуссия, которая развернулась в обществе по вопросам стандарта образования, подчеркивает заинтересованность российских граждан в сохранении и развитии нашего отечественного образования.
Беседовала Светлана Высоцкая
«Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.