В наши дни крестные ходы уже не воспринимаются как что-то редкое и необычное. Однако какой смысл заключен в этой очень важной для православного христианина части его жизни и с каким духовным состоянием следует отправляться в крестный ход — многие не задумываются.
Об этом мы побеседовали с директором Павловского православного центра Андреем Жунусовым, постоянным координатором ежегодного крестного хода Павлово — Ардатов — Дивеево.
Древняя традиция Церкви
Крестные ходы организуются практически с самого основания Церкви. Это одна из наиболее древних христианских традиций.
Крестный ход Павлово — Дивеево совершается уже 16 лет. Традиционно в нем участвуют паломники из самых разных регионов: Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Сыктывкара, Твери, Норильска, Самары, Краснодарского края, Кирова, Ульяновска, Воронежа, Луганска (Украина), Кемеровской и других областей.
Обычно проведение длительных и многолюдных крестных ходов связывается с какой-то значимой для православного человека датой. Для крестного хода Павлово — Ардатов — Дивеево такой датой является 1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского. Инициатором хода в 1992 году выступил ныне покойный протоиерей Александр Калев.
24 июля паломники выходят из города Павлово, далее путь пролегает через поселки, села, деревни, затем — город Ардатов. В Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь богомольцы обычно прибывают вечером 30 июля, чтобы поучаствовать в Дивеевских торжествах, помолиться на всенощном бдении и Божественной Литургии 31 июля — 1 августа.
„Оказавшись в необычной для себя жизненной ситуации, — говорит Андрей Жунусов, — когда в течение достаточно длительного времени человек должен при незнакомых ему людях сдерживать свои страсти, свои греховные наклонности, сохраняя при этом на протяжении всего крестного хода покаянный и молитвенный настрой в душе, он учится христианскому смирению и христианской любви“.
Единство соборной молитвы
Прекрасно, если в процессе крестного хода у человека будет поддерживаться покаянный настрой, состояние слезного сокрушения о своих грехах. Причем это не должно быть его чисто внешним состоянием. Главное — чтобы такой настрой был у каждого в душе.
Именно на подобное отношение к крестному ходу и настраивают священники, участвующие в нем. Крестный ход можно назвать школой христианского смирения и христианской любви.
Ошибаются те, кто думает: вот пойду я в крестный ход, пострадаю маленько — и Господь мне сразу что-то существенное, материальное за это даст. Или все мои хвори сразу пройдут…
Человек идет в крестный ход для того, чтобы хоть немного приблизиться в своих личных качествах к подлинному православному христианину. Если ты хоть чуть-чуть после крестного хода стал терпимее к ближним, скромнее, неприхотливее — это и есть настоящий подарок тебе от Господа.
Еще одна очень важная черта всех крестных ходов — соборное молитвенное общение. Когда мы произносим „Символ веры“, мы говорим: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Как раз в крестном ходе у человека и возникает возможность почувствовать, что такое церковная соборность на самом деле.
Предлагая друг другу и практическую, и духовную помощь, люди сближаются. Особенно сильное впечатление крестные ходы оказывают на детей, подростков и молодежь. При взаимном общении, и личном, и молитвенном, общей христианской жизни у многих из них складывается подлинная христианская дружба, что продолжается потом многие годы.
Самая главная составляющая крестного хода — молитва. На всем пути обязательно совершаются молебны, панихиды, что дает возможность всем участникам помолиться за своих сродников и знакомых — как за живых, так и за усопших.
Кроме того, священники — участники крестного хода — оказывают молитвенную помощь и жителям тех сел, в которых нет действующих храмов. В таких местах обязательно совершаются молебны, что позволяет местным жителям совершать соборную молитву хотя бы один раз в год — во время крестного хода.
Труд христианского терпения
Кроме молитвенной, участники крестного хода оказывают еще и чисто практическую помощь жителям в тех местах, мимо которых они проходят. Так, например, в скиту Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, расположенном в селе Автодеево, участники крестного хода помогают сестрам-монахиням колоть дрова, грузить уголь, ухаживать за животными… Тому, кто отправляется в крестный ход, всегда нужно помнить, что истинная православная вера должна еще и подтверждаться жизнью, соответствующей убеждениям православного христианина.
„То молитвенное состояние, с которым человек начинает крестный ход и с которым он его проходит, крайне важно, — продолжает координатор крестного хода Андрей Жунусов, сам опытный паломник. — Чтобы его сохранить и поддерживать на протяжении всего пути, необходимо как можно чаще исповедоваться сопровождающим крестный ход священникам“.
Человеку, находящемуся в дороге, соблюдать все требования поста, предъявляемые к трапезе, очень сложно. Поэтому если есть желание причаститься Святых Христовых Таин, достаточно не есть скоромной пищи хотя бы один день перед Причастием.
Самый главный пост, который человеку предстоит выдержать во время крестного хода, — это пост на все его органы чувств. На язык — не осуждать ближнего за его немощи, не празднословить; на уши и зрение — стараться не обращать внимание на недостатки ближних, их слабости, проявляемые по греховности. Стараться не говорить себе мысленно: вот я какой молодец! А они-то все какие духовно слабые оказались!
Нужно всегда помнить, что все мы немощны и все можем впасть в тот или иной грех. Надо быть более требовательным к себе и более снисходительным к другим.
Если человек смог для себя это осознать, значит лично для него крестный ход завершился с духовной пользой.
Дмитрий Угрюмов
«Нижегородские епархиальные ведомости», №14(203), 2011 г.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.