Созвучие священных линий

18:10, 30 января 2024
В Нижнем Новгороде экспонируется собрание резных икон

12 января в выставочном зале культурно-просветительского центра «Свято-Никольский» Автозаводского благочиния Нижегородской епархии открылась выставка Дениса Мизина «Тайна резных икон». За плечами мастера участие во многих выставочных проектах, в том числе православной ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». На то, чтобы собрать нынешнюю коллекцию, ему потребовалось около двух лет. Ведь изготовление иконы — процесс многоэтапный и трудоемкий.

Дело для души

Именно так выглядело традиционное декоративно-прикладное искусство Руси. В экспозиции было представлено более 25 икон из благородного бука, в чертах которых узнаются традиции пермской деревянной скульптуры.

Автор выставки поблагодарил всех посетителей за интерес к традиции резьбы и поделился своим опытом постижения искусства создания деревянной иконы:

— Вообще-то я специализируюсь на изготовлении промышленных изделий: деталях какого-нибудь большого узла для объектов, которые сейчас, возможно, летают в космосе или плавают глубоко под водой, — а иконы делаю для души. Меня сподвигла на это моя жена, женщина верующая. Пять лет назад я получил на это благословение. Когда я принес ей первую икону — образ святых Петра и Февронии — она была так восхищена, что я решил продолжить этим заниматься. Теперь все мои работы проходят через ее одобрение, — улыбается Денис. — Сейчас делаю уже на заказ, можно сказать, в промышленном масштабе, но каждую икону после того, как заканчиваю ее делать, обязательно освящаю.

Кстати, на православной выставке-ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» изделий Дениса Мизина было так много, что для их освящения пришлось попросить батюшку приехать на производство.

Перед началом презентации зрителей приветствовал клирик Никольского собора иерей Александр Чехоев. Он напомнил собравшимся о давней истории почитания резных икон на Руси и подчеркнул значимость экспозиции в контексте возрождения традиционных художественных промыслов.

Куратор Автозаводского благочиния Нижегородской епархии по культуре Иван Дегтев в своем выступлении рассказал об этапах становления деревянных резных икон в истории российского церковного искусства. Он перечислил крупнейшие центры резьбы по дереву, оказавшие влияние на отечественную культуру (Пермь, Тверь и Кострома), обозначил особенности местных школ деревянной скульптуры и объемной резьбы.

— Такие выставки нужны! — уверен Иван. — Ведь деревянная резьба — это больше чем продолжение русской традиции, потому что ни одна из византийских резных икон до нашего времени не дошла. Мы знаем, что они были, но дерево такой материал, который подвержен гниению. Дошли до нас иконы из слоновой кости, и, по большому счету, деревянная резная икона — это та икона, которая наиболее всего соответствует такой северной стране, как Россия. Знаете, есть в Плесе замечательная Петропавловская церковь, которую когда-то написал Левитан на картине «Над вечным покоем». Вот она представляет собой образец деревянных резных икон, там абсолютно нет написанных. Понятно, что церковь отреставрирована, и даже та, которую писал Левитан, до нашего времени не сохранилась, но то, что она обладает высокой степенью аутентичности, — факт. Когда туда приезжаешь, нет ощущения, что это что-то чужеродное в православной культуре. Наоборот, мы вспоминаем свои корни.

Мероприятие было украшено выступлением юных артисток — учениц фольклорного отделения детской школы искусств «Созвездие». Выступление Анны Свешниковой, Анастасии Авровой и Анастасии Перцевой под аккомпанемент концертмейстера Алексея Плеханова, подготовленное преподавателем Натальей Качаловой, эмоционально и сюжетно отразило концепцию экспозиции. Каждый посетитель выставки в этот день смог погрузиться в атмосферу увлекательного путешествия во времени. Наверняка не только меня оно вдохновило продолжить изучение национального художественного наследия.

Ценность — в деталях

С давних времен мастера создавали из благородного дерева различные предметы украшения и культа. Такие изделия отличались высоким качеством и прочностью, и при должном уходе могли служить веками. Именно на деревянных досках начали появляться и образы святых. Первую икону, по преданию, как мы знаем, создал на доске от стола, где обедали Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, евангелист Лука. Его изображение Пресвятой Богородицы пережило тысячелетия.

Традиция изображать святые лики на дереве первоначально широко распространилась в Византийской империи, где, согласно летописям, первые резные иконы датируются уже I веком от Рождества Христова. На русской земле образцы этого искусства появились в XI веке. В то далекое время на Руси, с ее умельцами и огромными запасами древесины, традиция не только прижилась, но и получила стремительное развитие. Деревянные иконы пользовались большим спросом, и спрос явно опережал предложение, так что в новопросвещенных светом Евангелия восточнославянских землях резные образы стали настоящей ценностью. Они становились все более популярны: начали появляться деревянные кресты, иконы-складни, именные образы, ковчеги для хранения частиц святых мощей и многое другое. Для их изготовления мастера использовали только пригодные для резца местные породы деревьев. Иногда, для особого случая, на заказ, в ход шел привезенный из-за границы дорогой и редкий в то время древесный материал: кипарис, можжевельник, тис и груша. Но так или иначе в связи с малым количеством искусных иконописцев изделия из дерева, особенно иконы и кресты, были очень дороги.

Рельефные иконы из дерева создавались с особым вниманием к каждой детали. Мастера, расписывавшие их, применяли краски на основе природных пигментов. Обработка огнем предупреждала гниение и порчу, а отделка драгоценными металлами, камнями, чеканкой и тканью добавляла блеск и изысканность. Иконы обрабатывались лаком, смазывались очищенными маслами и пчелиным воском для защиты от влаги, плесени и насекомых. Русские умельцы широко использовали в работе зарисовки из рукописных изданий Священного Писания и других книг. Их неповторимые творения ценились не только в России, но и за рубежом.

В конце XVI и начале XVII веков русское резное искусство достигло своего расцвета. И несмотря на то, что многие бесценные произведения гибли в войнах, пожарах и природных катаклизмах, оно продолжает восхищать своей красотой и изяществом, оставаясь важной частью культурного наследия нашей страны.

В век технологий и цифровизации увидеть аутентичную резную икону — большая удача, и выставка в «Свято-Никольском» стала отличным шансом насладиться собранием настоящих произведений этого древнего искусства. Работы Дениса Мизина завораживают мастерством и переносят в удивительный мир, овеянный загадкой столетий.

Вероника Калинина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.