Путь к Богу требует участия и ума, и сердца человека. Порой, еще находясь «на подступах» к храму, он уже испытывает разочарование, и все желание погружаться в церковную жизнь испаряется. Как сохранить решимость и каких ошибок нужно остерегаться новоначальным? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
— Самая главная ошибка новоначальных, на мой взгляд, это нетерпение. Первые шаги в церкви очень эмоциональны. Человека как на крыльях несет. Он видит только хорошее и очень хочет поделиться своей радостью и новыми «знаниями» со всем окружающим миром. Начинает учить домашних, да и не их одних, как нужно жить по-христиански, не спрашивая у них, а хотят ли они так жить? Через некоторое время наступает отрезвление, и христианин приходит в норму, становится спокойным, уравновешенным, никому не досаждает желанием научить. Но некоторые, к сожалению, перегорают и уходят из Церкви навсегда.
Хорошо, если на первых порах новоначальный встретит хорошего, разумного духовного наставника. Это, пожалуй, очень важное условие на пути воцерковления. А второе условие — книги, которые он будет читать. Священное Писание должно стать настольной книгой, а к нему толкования святых отцов, чтобы не заблудиться. И, конечно же, основы православия — понимание Символа веры. Нередко, вместо того чтобы хорошенько проштудировать Закон Божий и катехизис, новичок читает советы старцев для монашествующих, увлекается исихазмом и т. д. А он к этому не готов, духовно слаб, и в результате — разочарование. Это как с младенцем. Сначала пьет молоко, потом кашку, а уж после и до шашлыка дойдет. И без молитвы нельзя. Этому тоже надо учиться, как и покаянию. Для этого придется переосмыслять свою жизнь, увидеть, что нужно изменить в себе, чтобы стать христианином.
Первый раз пришла на литургию и ничего не поняла. Все как бы очень значительно, но что означают все эти перемещения и отдельные фразы, и как на них реагировать?
— Никакой газетной площади не хватит, чтобы обстоятельно ответить на ваш вопрос. Скорее всего, вы совершенно не подготовились к посещению литургии. А к любому делу, даже самому простому, если оно для нас новое, мы готовимся. А Божественная литургия, между тем, основное богослужение, о котором написано и сказано так много, что трудно не заметить. Откройте Закон Божий для детей, и вы получите элементарные понятия о таинствах Покаяния и Причащения, о проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Все это части Божественной литургии. Я посоветовал бы для начала после Закона Божия прочесть в серии «Азы православия» книгу священномученика Серафима (Звездинского) «Хлеб Небесный (Проповеди о Божественной литургии)» и еще замечательное произведение Николая Васильевича Гоголя «Размышление о Божественной литургии». Он все объясняет очень просто, доходчиво, к тому же своим удивительным языком. А потом и другие книги придут, слава Богу, их предостаточно.
Как правильно входить в церковь, в какой момент креститься? К каким иконам нужно подойти обязательно и как правильно к ним приложиться? Как определить, куда поставить свечи за здравие, за упокой?
— Входить в храм надлежит спокойно, тихо и благоговейно, как в таинственное жилище Царя Небесного, Которого могут оскорбить разговоры, шум, а тем более смех. Здесь все и всегда должно быть благопристойно. Помните об этом, даже если вы идете в храм как в музей. В церкви свои, сложившиеся тысячелетиями правила поведения, которые мы обязаны соблюдать хотя бы из уважения к традиции и памяти предков.
Мужчины перед входом обнажают голову, женщины же, напротив, покрывают ее платком или другим головным убором. Сейчас почти в каждом городском храме предлагаются косынки. Войдя в храм, следует по обычаю остановиться и сотворить три поклона. Если идет богослужение, то мужчинам положено становиться на правой стороне, а женщинам — на левой. Если же службы нет, правильным будет пройти к иконе на аналое в центре храма, два раза осенить себя крестом, приложиться губами к нижней части иконы (но не к самому лику!) и еще раз перекреститься. После этого можно поставить свечи, если вы их приобрели, перед иконами Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих и помолиться о здравии ваших близких, а также возле Распятия, где горят свечи на тетраподе (четырехугольном подсвечнике), об упокоении душ усопших.
Вообще, находясь в церкви, лучше смотреть, как, что и когда делают молящиеся там люди и стараться делать то же самое. Иногда в храме совершаются не только поясные, но и земные поклоны (например, при выносе Святых Даров), но нужно также знать, что от Пасхи до праздника Святой Троицы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), во все великие праздники поклоны земные при храмовых богослужениях отменяются.
Когда народ в церкви осеняют Крестом, Евангелием, иконой или Святой Чашей, все должны креститься, преклоняя голову. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, креститься не нужно, только преклонить голову.
Видя, что люди берут у священнослужителей благословение, вы наверняка тоже захотите благословиться. Сделать это нужно так: подойти к священнику или епископу (у диаконов благословение не берется) и сложить ладони крестообразно (правая сверху). После благословения целуют десницу благословляющего, но не крестятся ни до, ни после этого.
Зная даже этот минимум правил, вы будете чувствовать себя в церкви увереннее, и ваше первое посещение храма не станет последним.
В каком возрасте лучше начинать водить ребенка в храм? Нужно ли стоять с ним все богослужение или приводить только к причастию?
— Ребенок посещает храм еще до своего появления на свет Божий, если мама его причащается Святых Таин. Он уже слышит Евангелие. А потом его крестят в храме, причащают. И храм для него становится родным домом. Конечно, пока он не разумеет богослужения, его приносят или приводят к моменту причащения. С возрастанием — к Евхаристическому канону, а позже и на все богослужение полностью. Родители и крестные призваны объяснять малышу все, что делается в храме, это их прямая обязанность, они поручались в таинстве Крещения, что будут воспитывать христианина.
Недавно впервые ездила в монастырь. Не совсем поняла, чем отличаются инокини от послушниц. Все ли они считаются сестрами монастыря?
— В женском монастыре все сестры. Но ступени монашества разные. Сначала для кандидата испытательный срок. После него сестра облекается в подрясник, апостольник и скуфью, получает ремень и четки и уже официально становится послушницей. Теперь она насельница монастыря, которая готовится к принятию монашества. Она выполняет различные послушания, доказывает твердое намерение стать монахиней. Послушница не дает монашеских обетов, не носит монашеской одежды — рясы, но ей разрешается носить подрясник. Иночество (рясофор) — это вторая ступень к монашеству. Инокиня облекается в рясу и клобук, но еще не дает перед Богом монашеских обетов. В связи с этим она часто именуется рясофорной инокиней. Следующая ступень — монашество в собственном смысле, принесение невозвратных обетов. Начинается оно с пострижения в малую схиму, мантию.
Допустимо ли не ходить на исповедь к батюшке, если он тебе не нравится?
— Что значит не нравится? Вы же не на концерт в филармонию идете, а в Дом Божий. Исповедуетесь Богу, а не священнику, он только свидетель вашего покаяния. Перед исповедью он читает молитву, где есть такие слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… Аз же точию свидетель есмь». Покаянию надо учиться через смирение. А вот духовного наставника вы можете выбирать. Это очень серьезное и ответственное дело. Но необходимое. С духовным наставником вы будете советоваться в вопросах духовной жизни. А исповедоваться и причащаться следует без всяких сомнений у того священника, который в данном храме совершает эти таинства.
Если видишь недостатки на своем приходе, можно ли жаловаться? Например, на грубое обращение.
— Поступайте, как вам совесть велит. Все ситуации сугубо индивидуальны. А подскажут слова Христа в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь…» (Мф 18:15–17).
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.