Истории многих семей сегодня забыты. Власть Советов постаралась стереть из памяти некоторые фамилии, в особенности представителей «эксплуататорского класса»: дворянства, купечества и духовенства. Память их рода искусственно обрывалась на поколениях дедушек и бабушек. И все же некоторые из нас задаются вопросом: кем были мои предки? Однажды этот вопрос задала себе и нижегородка Ирина Васильевна Копасова, когда узнала, что ее дед протодиакон Леонид Высоковский был расстрелян в 1937 году. Год тщательной работы в архиве, изучение большого количества документов и справочников дали потрясающие выводы, заставившие пересмотреть и собственную жизнь, направив ее в новое русло.
— Наши родители никогда ничего не рассказывали нам о семье: вспоминает Ирина Васильевна. — Лишь незадолго до смерти мама сказала, что наш дед был священнослужителем, который был расстрелян в 1937 году на Бугровском кладбище. По примеру других наследников невинно убиенных, мы, дети и внуки иерея Леонида Высоковского, в правом углу кладбища, на месте рвов, куда сбрасывались тела расстрелянных священнослужителей, установили ему памятник с оградой. Многочисленные обращения к администрации кладбища о закреплении места за этой могилой не помогли, и современная власть ликвидировала символические могилы. Мне стало обидно, и я решила узнать, за что пострадал мой дед.
За год работы с архивными документами Ирина Васильевна восстановила историю своей семьи до седьмого колена. Знакомство с клировыми ведомостями и другими справочниками позволило ей составить подробное описание того, где жили ее родные до революции, где служили, кем и в какие годы. Она выяснила, что все ее родственники по прямой линии вплоть до седьмого колена — священнослужители. Практически все они учились в Нижегородской духовной семинарии, были хорошо образованы, хотя служили в основном на бедных приходах. Многие из рода Высоковских, как свидетельствуют документы, ярко проявили себя на поприще духовного образования и просвещения.
— Родной брат моего прапрапрадеда иерей Филипп Петров открыл начальную земскую школу, — рассказывает Ирина Васильевна, — его сын Константин Филиппович был настоятелем I благочиния Княгининского уезда и тоже всю жизнь учительствовал. Родной брат отца Филиппа священник Доримедонт Петров был наставником во Введенском сельском приходском училище, законоучителем в Чернухинском сельском училище. А сын Доримедонта отец Иоанн упоминается в книге об известных людях Лыскова.
Список имен из династии Высоковских, которые были причастны к церковной педагогике, можно продолжать долго. Многие потомки этой фамилии, в том числе женщины, становились учителями. Сама Ирина Васильевна по образованию учитель географии.
— Но самое главное, что отличает всех Высоковских, как показало изучение родословной, — преданность и верность священнической клятве, предельная честность и порядочность, — подчеркивает Ирина Копасова. Никто из них в годину гонений не перешел на сторону власти и не отрекся от Христа. Мой дед протодиакон Леонид, его старший брат священник Александр и муж их сестры Анны Ивановны, священник Александр Сперанский, — все трое приняли мученическую кончину. Высоковские и не могли поступить иначе, это были не в их характере.
У Бога сирот нет
Дед Ирины Васильевной, отец Леонид Высоковский родился в селе Петровка Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье псаломщика Высоковского Иоанна Яковлева, который 30 лет прослужил в церкви в честь Рождества Христова в этом селе.
Его мать, Матрона Капитоновна (Аристотелева), также из семьи потомственных священнослужителей. Леонид был младшим ребенком в семье.
Старший брат Николай, поступив на первый курс Лысковского духовного училища, заболел оспой, в то время неизлечимой болезнью. Другой брат, Александр, также пошел по стопам отца, став священником. И сестры вышли замуж за священнослужителей:
Мария стала Рождественской, Анна — Сперанской, Ольга — Вадовой.
Леонид после курса Лысковского духовного училища продолжил обучение в Нижегородской духовной семинарии, где проучился всего четыре класса: умерла мать, а отец по достижении 65 лет вышел за штат — средств на обучение не стало. Поэтому с 1913 года Леонид Иванович начал службу дьячком в селе Можарки, а затем диаконом в Лыскове. Он был женат на сельской учительнице Марии Петровне Филенковой, дочери бедного крестьянина, которая смогла самостоятельно получить образование, закончив Курмышскую женскую прогимназию в 1904 году. Их семейная жизнь началась в селе Петровке, где родилась старшая дочь Илария, мать Ирины Васильевны.
В 1917 году семья переехала в село Спасское. Здесь отец Леонид служил диаконом, растил уже пятерых детей. А по стране тем временем гуляла революция, сметая со своего пути неугодный новой власти класс «эксплуататоров»-церковников.
В 1930 году на диакона Леонида Ивановича обрушилась первая волна репрессий. В марте его арестовали, а семью (младшему ребенку было несколько месяцев) выбросили на улицу — «раскулачили». Пять лет семья из восьми человек жила в бане.
Затем последовал второй арест — за «сбор колосков» (голодные люди подбирали оставшиеся после уборки урожая на колхозном поле колоски ржи) и три месяца принудительных работ.
В 1935 году после двух арестов Леонида Ивановича, не отрекшегося от веры и продолжающего служить в церкви, его семья перебралась в село Черное (сегодня это промышленная зона в Дзержинске), где Леонид Иванович начал служить протодиаконом в Троицкой церкви. Здесь Высоковские сняли крошечный домик, где восемь человек (пятеро детей, жена, теща и отец Леонид) ютились в одной комнате.
Отец Леонид был неразлучен со своими детьми. Он не читал им нравоучений, не проводил специальных воспитательных бесед — проповедовал Христа каждой минутой своей жизни. Был простым, незлобливым, веселым, трудолюбивым человеком. Живя в Черном, он часто уходил с детьми на берег Оки и пел. Проходившие мимо говорили: «Красиво поют, как в церкви»!
Вокальные способности — семейный талант Высоковских. И отец Леонид обладал уникальным голосом, за что НКВД даже предлагал ему работу в Оперном театре за отказ от службы в церкви. Как человек, верный священнической клятве, он ответил: «На кого я оставлю свою паству?».
В лихую годину
Печальный для православного духовенства 1937 год не пощадил и отца Леонида. 21 августа Леонид Иванович в селе Прудищи поздравлял своего старшего брата священника Александра Ивановича Высоковского с 60-летием (братья родились в один день с разницей в 13 лет). Когда на следующий день отец Леонид вернулся домой, дочь Ольга выбежала ему навстречу со словами: «Папочка, уезжай, пока тебя никто не видел! Они тебя тоже заберут!» — «Бог терпел и нам велел», — и отец Леонид перешагнул порог дома так, словно перешел Рубикон.
Семья собралась поздравить Леонида Ивановича с днем рождения, пришел и священник Павел Вознесенский с матушкой. Увидев пыль на дороге, отец Леонид сказал: «Это за мной» и стал собираться…
Сынишка Коленька прибежал с прогулки встревоженный: «У церкви «черный воронок»!» «Уходи, скрывайся, детей ведь сиротами оставишь», — укоряли родственники протодиакона. «У Бога сирот нет!» — отрезал исповедник. Вознесенские заторопились домой, как только услышали страшную весть. Но когда отца Леонида подвели к черной «карете», стоявшей у церкви, он увидел в ней отца Павла и диакона Андрея Ветелева и громко (голос у него был — дай Бог каждому диакону), весело расхохотался: «Ба, да я не один!»
Расстреляли их 8–9 сентября 1937 года в Горьком. Чуть позже, в январе 1938 года, были расстреляны его родной брат священник Александр Высоковский и муж сестры священник Александр Сперанский.
Родным же сообщили, что отец Леонид осужден на 10 лет без права переписки. Семья осталась в селе Черном до июня 1941 года, пока старшая дочь Илария не закончила медицинский институт и не была направлена по распределению на работу в село Тоншаево.
— Дети отца Леонида выжили в труднейших условиях войны и послевоенной разрухи, все сумели выучиться, получить профессии (они стали врачами и учителями). А помогли им выжить прежде всего взаимная выручка и любовь друг к другу, — замечает Ирина Васильевна.
Высоковские — старинный священнический род, на протяжении четырех веков служивший на нижегородской земле Богу и людям. Совсем недавно Ирине Копасовой удалось выяснить, что прямой предок ее деда в седьмом колене носил имя Георгий и, возможно, тоже был духовным лицом и положил начало священнической династии: семейной иконой Высоковских является образ великомученика Георгия Победоносца.
P.S. Изучение родословной священников Высоковских продолжается. Ирина Копасова просит откликнуться всех родственников. Тел: 8–920–02–20–357.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.