Святое место, достойное памяти

10:53, 26 июня 2012

Сегодня на одном из самых оживленных мест Нижнего Новгорода — площади Лядова и прилегающей к ней территории — ведутся большие строительные работы. Бульдозерами расчищаются площадки, сносятся старые деревянные дома, ковш экскаватора то и дело вычерпывает на поверхность очередную порцию грунта… В проекте — сооружение подземного перехода, перенос инженерных коммуникаций. По завершении реконструкции центр города должен преобразиться, стать более удобным и более красивым для нижегородцев и гостей.

Сегодня на одном из самых оживленных мест Нижнего Новгорода — площади Лядова и прилегающей к ней территории — ведутся большие строительные работы. Бульдозерами расчищаются площадки, сносятся старые деревянные дома, ковш экскаватора то и дело вычерпывает на поверхность очередную порцию грунта… В проекте — сооружение подземного перехода, перенос инженерных коммуникаций. По завершении реконструкции центр города должен преобразиться, стать более удобным и более красивым для нижегородцев и гостей.

Но важно, чтобы будущий лоск новой площади не заслонил память о том, что на этом историческом месте прежде находилось кладбище Крестовоздвиженского монастыря, где были упокоены многие известные нижегородцы, прославившие свою малую родину в литературе, искус­стве, военном деле, образовании.

Исторические источники, дошедшие до нашего времени (в частности, справоч­ник по Крестовоздвиженскому монасты­рю, изданный в конце XIX века в Нижнем Новгороде), повествуют, что кладбище обители было изначально общегородским погостом.

До 1814 года монастырь назывался Зачатьевским и располагался под крем­левским холмом вблизи волжского бере­га. Однако из-за частых пожаров, самый сильный из которых случился в 1809 году, и по причине неудобного местополо­жения обитель пришлось перенести на новое место.

В начале 1812 года, как сказано в исто­рических источниках, настоятельница обители игумения Дорофея (Новикова) обратилась к епископу Нижегородскому Моисею и губернатору Руновскому с прошением предоставить землю неда­леко от города для устройства монас­тыря. Архипастырь одобрил благое жела­ние игумении и указал на место рядом с Ка зан ским общегородским кладбищем, где стояла одноименная церковь, „с тем, впрочем, условием, чтобы и по присое­динении кладбища с церковью к мона­стырю было дозволено погребать на сем кладбище бесплатно всех жителей горо— да“,— говорится в справочнике.

20 апреля 1812 года вышел указ импе­ратора Александра I, дозволяющий пе­ренести женский монастырь I класса на новое место.
Изменился и статус Казанс
кой клад­бищенской церкви. Она вместе с налич­ным причтом по распоряжению епископа Моисея в 1816 году была присоединена к монастырю. Вплоть до устроения собор­ного храма в Казанской церкви прохо­дили все богослужения, за исключени­ем ранних обеден, совершаемых в церкви святого Василия Блаженного.

Крестовоздвиженская обитель ревност­но относилась к содержанию погоста. В 1885 году Казанское кладбище, имевшее территорию более 200 саженей по пери­метру (426 метров — авт.), было обнесено новой оградой из толстых половых досок, окрашенных масляной краской и вставлен­ных в 200 каменных столбов.

На Казанском кладбище были похо­ронены многие знатные нижегородцы. Среди них — Прасковья Евграфовна и Дарья Леонидовна Грузинские: супруга и дочь Леона Александровича Грузинского, потомка царя Вахтанга; губернский предводитель дворянства Алексей Александ­рович Турчанинов с дочерьми Ольгой и Верой; писатель Павел Иванович Мельни­ков с супругой; участник войны 1812 года, потерявший в сражении руку, генерал— майор Антон Ефимович Махотин — отец Главного начальника всех военных учеб­ных заведений России генерал-лейтенан­та Николая Антоновича Махотина. Нашел упокоение на этом погосте и известный нижегородский фотохудожник Андрей Осипович Карелин.

На Казанском кладбище захоронена и девица Ирина Александровна Гулимова, которая 10 апреля 1821 года чудесно исцелилась от тяжелой болезни, мучившей ее 17 лет. После исцеления Ирина посту­пила в Крестовоздвиженский монастырь, где вела праведную жизнь и получила от окружающих имя „Божий человек“. На погосте также был похоронен ниже­городец Яков Стешев с супругой, на чьи средства строилась Казанская церковь.

Играли в футбол… черепами

К сожалению, в годы богоборческой власти участь монастыря и находивше­гося при нем погоста была незавидной. 19 августа 1935 года комиссия по культам при президиуме Горьковского крайиспол­кома постановила „ликвидировать быв­ший Крестовоздвиженский монастырь под снос“. Но приказ выполнен не был…
Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье. А в особо атеистические хрущевские годы и вовсе был уничтожен. Стерто с лица земли и кладбище. Лишь несколько захоронений перенесли на кладбище по улице Пушки­на (Бугровское).
„Ограждение кладбища разрушено, территория Западного поселка, где рас­положена могила Анненковых, загромож­дена помойками, уборными. Территория бывшего кладбища никем не охраняет­ся. Студенты близлежащих общежитий играют в футбол черепами“— эти стро­ки из акта комиссии управления благо­устройства и коммунальных предприятий г. Горького как нельзя ярко представляют то, что происходило на бывшем погосте в 1960-е годы.

Относиться по-христиански

Нынешняя настоятельница Крестовоз— движенского монастыря монахиня Фила­рета (Гажу) показывает нам места современных „переустройств“ на территории, относившейся к погосту. Идет грандиоз­ный перенос коммуникаций. „Вот посмот­рите — сплошные раскопки,— говорит настоятельница.— Никто не занимается археологическими исследованиями, как это должно быть при строительстве и земляных работах на историческом месте. А ведь то тут, то там могут оказаться старые захоро­нения. Это же наша память. И относиться к ней нужно по-христиански».
В нижнем храме Крестовоздвиженской церкви матушка Филарета показала нам гроб с костями, которые были найдены на территории монастыря. „Это, естест­венно, не один человек. Смотрите: есть и взрослые черепа, и маленькие — дет­ские. Вот кусок ткани от шинели, воз­можно, принадлежавшей какому-то служащему,— показывает настоятельни­ца.— Мы все собрали и положили в один гроб. Хотелось бы, чтобы на месте быв­шего погоста был установлен поклонный крест с именами усопших. Может быть, часовня, куда могли бы прийти нижего­родцы помолиться за упокой души людей, чьи имена уже вписаны в историю“.

Текст Игоря Чистякова