И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия». В колени впиваются камни, нещадно палит жаркое солнце, кажется, уже вечность прошла. Но это тот день, которому он шел так долго, этот тот выбор, который не все были готовы принять, как мучительно боялся он — как понять, как не ошибиться, куда идти. А потом сердцем стало понятно — нам надо идти за Ним!
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» — это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен , как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольным — равным апостолам. Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе — здесь немало потрудилась его бабушка — святая равноапостольная княгиня Ольга, в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Древнерусское язычество сильно отличалось от, например, строгого античного пантеона богов и было скорее бессистемным мировоззрением и обожествлением окружающего мира, природных сил. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Историки полагают, что христианское воспитание Владимир забыл еще в Скандинавии (он был женат на дочери варяжского конунга).
Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна — бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв (а человеческие жертвоприношения на Руси тоже не были редкостью): так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын. Это были первые мученики христиане на Руси — Федор и Иоанн.
Такой была Русь накануне Крещения…
А потом было два пути в одном направлении. Был внешний политический путь следования Руси по пути христианской Европы — в это время христианство принимали многие европейские страны. А был и личный путь Владимира, увидевшего, что никакие пиры и жертвоприношения, самые изысканные и неслыханные удовольствия не способны заполнить ту пустоту в его душе, которая с каждым днем становится все тяжелее и вот-вот поглотит его целиком.
О принятии христианства Русью до нас дошло несколько повествований. Летопись рассказывает о том, как князь решил выбрать новую веру для страны и отправил послов в разные страны наблюдать, изучать и запоминать. Везде было хорошо, но только послы в православную Византию так и не поняли — на земле ли они были и на небе — так удивительно было там. Есть и исторические свидетельства о посольствах Волжских булгар, хазар, немцев, греков, предлагавших Владимиру принять свою веру. Летопись сохранила ответ Владимира посольству Папы, предлагавшему крестить Русь: идите назад, ибо отцы наши сего не принимали.
Сохранила история и предание о том, как Владимир неожиданно ослеп, и зрение чудесным образом вернулось к нему только после Крещения — таких примеров история христианства знает немало: первые такое чудо произошло еще с апостолом Павлом. О времени крещения Владимира достоверно неизвестно, по скудости летописных свидетельств ясно только, что крещение его не было пышным и помпезным.
Вскоре — в 987 году в Византии вспыхнул мятеж и императоры стали просить помощи у Киева — Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил в жены сестру императоров Анну. Это был и дальновидный поступок, который бы возвел Русь на новый политический и геополитический уровень, но и дерзость для византийцев — принцессы крови не выходили замуж за варварских государей, даже если те были христианами. Поэтому вскоре после победы над мятежниками византийцы «забыли» об обещании. Вспомнить о нем пришлось уже когда Владимир осадил Херсонес и пообещал вскоре осадить и Константинополь. Вскоре Владимира и Анну обвенчали в Херсонесе, а вслед за молодой женой отправили на Русь и духовенство — крестить будущую империю. Главные труды по просвещению в вере Христовой Руси приняли на себя не греческие, а болгарские священнослужители, уже давно проповедовавшие на Руси, что важно — на славянском языке.
А как же — «огнем и мечем»? Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем»…
Любовь и умение дать пир на весь мир Владимир тоже обратил на благо: за трапезами, которые он давал после праздничных служб, находилось место и всем больным, нищим, голодным — от князя и весь народ учился милосердию и заботе о самых обездоленных.
Пирует с Владимиром сила бояр,
Пируют посадники-гридни,
Пирует весь Киев, и молод и стар,
И слышен далеко звон кованых чар.
Ой, ладо, ой ладушко-ладо…
Князь Владимир начал учить грамоте детей, выстроил первую линию обороны против кочевников, стал строить новые города, многие князья крестились, следуя его примеру. И не только на Руси: норвежский конунг Олаф Трюггвасон, знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком.
Не мстил Владимир и своим врагам: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, целью которого было не только самому прийти к власти, но и объединить западно— и восточнославянские земли под эгидой католической Польши. Когда заговор был раскрыт, Святополк принес покаяние и был оставлен на свободе.
Умер святой князь Владимир в приготовлениях к последнему военному походу, цель которого была — сохранить единство русских земель, не дать сыну Ярославу разъединить государство. Народная память сохранила образ Владимир Красного Солнышка, а церковное празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
автор: Анна Любимова
материал сайта «Православие и мир»