Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.
Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?
Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.
У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.
Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.
Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.
Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.
Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.
Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников ( старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.
Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.
Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.
Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.
Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@nne.ru или на электронный адрес сайта епархии info@nne.ru, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.
Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.