Традиция или священнодействие?

10:53, 11 января 2024
Как и зачем проводить Святки

Несмотря на суровые морозы, которые, как правило, бывают на праздник Крещения, многие, отдавая дань великому дню, стремятся окунуться в купель и набрать освященной воды. Но не выходит ли так, что за желанием соблюсти традиции отодвигается на задний план сама суть торжества, да и вообще, можно ли «отмечать» духовное событие? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Отец Владимир, Крещение Господне, понятно, — один из важнейших фактов в земной жизни Спасителя. Но в чем его значение для людей, конкретно для нас?

— Действительно, Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Многие святые отцы говорили о важности этого факта. Важным он остается и для нас, людей XXI века. Святитель Иоанн Дамаскин так это объясняет: Господь Иисус Христос как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается Своею пречистой плотию в струи Иордана в знамение того, что Он есть Истребитель греха и Победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага.

— Зачем Христос погружался в Иордан? Ведь Он безгрешен.

— Да, но смотрите, что Он говорит Иоанну: «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» (Мф 3:15). Что это значит? Христос — Богочеловек. Человеческая природа Его безгрешна, но Он стал человеком, чтобы принять на Себя грехи мира, дать человеку возможность стать Богом, по слову святителя Афанасия Александрийского. Он, как поется в церковном песнопении, «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил оскверненную грехом первых людей воду, как Рождеством Своим освятил оскверненную землю: «Днесь вод освящается естество».

— Что делать со святой водой? Допустимо ли добавлять ее в суп или поливать цветы? Как быть, если она испортится?

— Вспоминая Крещение Господне, Православная Церковь накануне праздника, в сочельник, и в сам праздник освящает воду, которой потом освящаются люди, употребляя ее для кропления и вкушения, как говорится в молитве, «на всяку пользу изрядну». Воду великого освящения на праздник Богоявления называют великой святыней (с греческого «то макрон агиасма»). По верованию Церкви, это не просто вода духовной значимости, но новое бытие, своего рода низшая степень святого Причащения.

Известно, что Церковь предлагает верующим различную святую воду (с прос­форной печати, с копия на проскомидии, малого водосвятия), и она различается по степени воплощенности Божественных энергий. И только великая агиасма — вода, освященная в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления — имеет такое огромное значение для верующих, только она употребляется как Причащение теми, кто по каким-либо причинам не допускается к Святым Телу и Крови. Такой человек «точию агиасму пиет». В прежние времена существовал даже особый чин причащения от Богоявленской воды. Великая святыня хранится и не портится иногда больше года. Конечно, если человек относится к ней как к святыне и использует ее как святыню, а не подливает, как это делают некоторые женщины, в пищу своему мужу, надеясь таким образом исцелить его от пьянства, а также непутевым сыну или дочери, чтобы наставить их на путь истинный. Не для того предназначена вода Святых Богоявлений. Ее, например, дают тяжелобольным, когда они не могут принять Святое Причастие, смачивают губы находящимся без сознания на пороге жизни и смерти. Даже само хранение в доме этой великой святыни — это проявление религиозного чувства человека, воспитательный момент христианского благочестия.

Ну, а если уж по какой-то причине крещенская вода не сохранилась, нужно вылить ее в реку, или ручей, или в храме в непопираемое место, а впредь помнить об этом и задуматься, почему так у вас случилось.

— В 1990-е годы, когда к нам в город прибывали многочисленные представители различных культов, один из таких «проповедников» совершил некий «обряд крещения» над теми, кто приходил его послушать. Среди них была моя приятельница, которая теперь переживает по этому поводу. Считать ли это грехом, и если да, то какие молитвы читать?

— Апостол Павел пишет в Послании к ефесянам: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:4). Это значит, что, если ваша знакомая была крещена, а потом приняла «крещение» у сектантов, то действительно ее первое крещение в Православной Церкви. Но, конечно, нужно сказать об этом на исповеди, покаяться в маловерии, в измене, в обращении к сектантам. Принявший ее исповедь священник скажет, что нужно читать и что делать.

— Имеют ли сакральный смысл крещенские купания, или это сугубо народная традиция?

— Любое действие имеет какой-либо смысл. Крещенские купания — это, конечно, народная традиция, церковным уставом они не предписаны. В православной энциклопедии «Азбука веры» говорится, что купания в проруби на Крещение Гос­подне известны в деревнях в XVIII–XIX веках в связи с народным обычаем проводить Святки в потехах, баловстве, рядиться в шутовские наряды, озорничать и пакостничать (могли, например, заколотить ворота снаружи, раскидать дрова). Участники этих безобразий верили, что омовение в крещенской воде даст очищение от тех грехов, которые были совершены в период Святок. Понятно, что это заблуждение, обусловленное богословским невежеством. Да и сегодня, в силу невежества, некоторые люди и сами не знают, зачем прыгают в прорубь, считая, что такое купание оградит от болезней, очистит от грехов, хотя вовсе не собираются оставить свои грехи. От грехов человек очищается посредством искреннего раскаяния, молитв и участия в таинстве Покаяния. Купание же в проруби не является аналогом ни таинства Крещения, ни таинства Покаяния.

— Святки — это церковное или народное понятие? И какие развлечения допустимы в эти дни?

— Понятие это церковное, но к нему примешалось многое из древнего язычества. Святки (святые дни) — это период с 7-го по 17 января, от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника. Они называются также святыми вечерами, когда принято ходить в гости, поздравлять близких, делиться радостью с окружающими. Пост в среду и пятницу в эти дни отменяется. Не совершается коленопреклонение и венчание.

Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор 16:15). Эти слова можно отнести и к праздничным периодам Церкви, в первую очередь к Светлой седмице и к Святкам.

Святитель Филарет (Дроздов) писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувством дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце», — учит святой Иоанн Златоуст. И, конечно, гадания едва ли можно отнести к развлечениям. Скорее, это магические обряды, заниматься которыми Церковь не благословляет.

— Батюшка, какие аргументы приводить, когда человек говорит: «Не надо крестить ребенка, вот вырастет и выберет веру сам»? Оправдано ли такое мнение?

— Каких-либо ограничений в этом вопросе нет. Крещение возможно для человека любого возраста, в любое время. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не было обязательным правилом. Сейчас принято крестить малыша после 40-го дня с его рождения. Сам Христос говорил: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк 10:14). Да, удобнее всего крестить ребенка в течение первых месяцев от рождения. Это традиция.

Для крещения от человека требуется одно, но непременное условие — вера. Ее может иметь взрослый человек. Детей же крестят по вере их родителей и воспреемников (крестных). Они исповедуют веру за младенца и дают обещание доброй совести. Если родители — верующие люди, было бы странным, что их чадо растет некрещеным. И напротив, если семья неверующая, чему папа с мамой научат крещеного ребенка? Едва ли он вырастет настоящим христианином. В любом случае решать родителям.

О воспреемниках (крестных) надо сказать особо. Быть крестным — большая ответственность. Крестный обязан молиться за своего крестника, по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник мог уже сам общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах. То есть он должен обучить крестника основам христианского вероисповедания и на собственном примере показать человеческие добродетели: любовь, доброту, милосердие. Эти требования можно приложить и к родителям. Крещение — таинство, и оно не должно быть формальным.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.