Трезвость — нравственная ценность

15:37, 7 октября 2014

Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народа в наше время является злоупотребление алкоголем. Именно в наше время, ибо никогда в своей истории наш народ столько не употреблял спиртного, как сейчас. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.

Приметой массовой современной культуры стало опасное заигрывание с темой алкоголизма и пьянства. Враждебные силы исподволь внушают, что якобы русский народ особенно нестоек перед этими бедствиями. Приписывают нам то, чего не было: что наш народ всю свою историю только пил и пил до беспамятства. Создают благодушно-беспечное отношение к этому, запуская в народ шуточки вроде такой: «Алкоголизм — тяжелая болезнь, а пьянство — русская народная забава». Шаблон замыливается, налет шуточности слетает, и вот уже синонимом алкоголизму звучит термин — русский недуг. И диагноз, и приговор…

Беда в том, что этот недуг, который по сути — недавний, опрокидывается в прошлое, в историю, отбивает силы сопротивляться. А в этом — ключ проблемы. Беда есть, сегодня эта проблема возникает практически в каждой семье, и знание того, что глубинных корней в истории нашего народа у пьянства нет, придает сил для борьбы.

В свете этого насущной необходимостью стало возрождение Дней трезвости — доброй традиции, начало которой было положено еще в прошлом веке. Первый Всероссийский день трезвости был проведен в 1913 году, а в марте 1914 года Святейший Синод принял решение ежегодно проводить Всероссийский праздник трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с целью показать преимущества трезвого образа жизни и объединить общество в противостоянии зависимостям. В наше время, когда потребление алкоголя на душу населения, включая младенцев и стариков, составляет 15–18 литров против 3,4 литра в 1913 году, проведение таких дней становится особенно необходимым.

День трезвости был восстановлен Священным Синодом 25 июля 2014 года. Синод принял «Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».

Лекарство или яд?

В рамках борьбы с пьянством очень часто звучат мнения, что этиловый спирт и все продукты, что его содержат, — яд. И борьба строится на полном запрете всего спиртсодержащего. Но, как и всегда, на деле злом является не сам предмет, а злоупотребление им.

В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом таинства Евхаристии. Промыслом Божиим не было бы допущено, чтобы веществом святейшего таинства служили предметы негодные и откровенно вредные. В посланиях апостолов указывается на лечебные свойства вина.

В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина, так и строгие предупреждения от злоупотребления им.

Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (правила святых апостолов 42 и 43).

Коварство недуга пьянства в том, что грань между так называемым разумным употреблением и собственно злоупотреблением настолько эфемерна, что буквально каждый алкоголик начинал свое падение в недуг с «дегустатора» и «тонкого ценителя».

Глубинных корней в истории нашего народа у пьянства нет, и это придает сил для борьбы с ним. Трезвенническое движение возникло в России в середине XIX века, возникло практически стихийно. Отсюда видно, что народ внутренне ужаснулся этому новому тогда для него явлению, ведь оно совпало с пришествием так называемого «первого русского чумазого капитализма».

Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Сегодня, во время второго пришествия капитализма, пьянство является одной из причин преступности и других пороков, пагубных болезней, кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией, считая пьянство безусловным злом, а распространяемые мнения о том, что систематическое употребление алкоголя не приносит вреда здоровью, — препятствием для профилактики алкоголизации.

Что мы можем?

Во-первых, нужно укоренять в сознании народа идеал трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.

Особенно важно культивировать трезвость как норму молодежной культуры. Здесь широкое поприще для братств, обществ, общин трезвости и иных церковных организаций, которые могут осуществлять просветительскую деятельность, оказывая воздействие личным примером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории трезвости».

Во-вторых, требуется работа с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи.

Их нужно шире вовлекать в общинную приходскую жизнь, а для этого, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, создавать при приходах разнообразные общественные объединения, клубы, кружки, секции.

В-третьих, необходима социальная, трудовая, психологическая, медицинская, семейная реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом.

Нужно создавать по опыту праведного Иоанна Кронштадтского дома трудолюбия и иные центры реабилитации, как то: группы само— и взаимопомощи, семейные клубы трезвости.

На современном историческом этапе лишь Церковь способна собрать воедино все здоровые силы общества и объединить духовные, медицинские, психологические и социальные методы работы с этой проблемой.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.