Улавливающие души

19:14, 7 октября 2010

С начала 1990-х годов россияне являются вольными и невольными свидетелями разгула „паранормальных способностей“ своих сограждан. Особенной популярностью пользуются
целители, чья деятельность, как правило, сопровождается саморекламой. Мы неоднократно обращали внимание на так называемую матушку Фотинью (Светлану Фролову), создавшую самочинную церковь в Кстовском районе. Ее псевдодуховная деятельность вызывает особую тревогу Православной Церкви.

Последствия «реинкарнации»

Стать целительницей Светлана Фролова решила в середине 1990-х, окончив для этого школу магии и астрологии. Об ее успехах на новом поприще красноречиво свидетельствует тот факт, что на доходы от целительских услуг она смогла приобрести особняк на площади Горького, куда к ней приходили клиенты.

Казалось бы, чего еще желать? Однако Светлана Робертовна неожиданно бросает доходное целительство, продает особняк и отправляется в Кстовский район, в деревню Большую Ельню, чтобы „поднимать истинное православие на Нижегородчине, а затем и по всей России“.

Какова же причина такого поворота событий? Оказывается, указание свыше. „Я услышала голос от Господа, который благословил меня на священство“,— признается Фотинья. Кроме того, все тот же голос утвердил ее фактически главой всей земной церкви. Не вдаваясь в клинический смысл подобных голосовых рекомендаций, отметим, что, став „первой в истории“ женщиной-первосвященником, Светлана Робертовна отказалась от постоянных сеансов исцеления, потеряв, таким образом, львиную долю своих доходов. Превращение целительницы в „духовное лицо“ сразу отпугнуло значительную часть атеистически настроенных клиентов.

Финансовые трудности не помешали новоявленной матушке отстроить трехэтажный коттедж —„Обитель Света“ с пристройкой, оформленной наподобие традиционного православного храма, с алтарем, престолом, иконостасом, церковной утварью. Там, облачаясь в священнические одежды, Светлана Робертовна имитирует православную службу, во время которой молящиеся стоят на коленях на ковриках (эту особенность богослужения она заимствовала у мусульман). Перед службой „глава церкви“ проводит общую исповедь, на которой каждый во всеуслышание должен объявить свои грехи.

В основе еретического учения Фотиньи убеждение в том, что она является женской реинкарнацией Христа. Впрочем, и другие „бессмертные“ библейские персонажи с ее легкой руки обрели ныне вторую жизнь в лице наших со времен ни ков. Так, по убеждению фотинианцев, дух апостола Павла обитает сейчас в теле Владимира Путина.

Газета с того света

В ближайшем окружении матушки Фотиньи неожиданно явила себя „реинкарнация“ другого великого апостола — и сразу усердно принялась за выпуск приходской газеты „Храм света“. Надо сказать, все материалы газеты „защищены“ от судебного да и от любого другого разбирательства краткой припиской, снимающей всякую ответственность с автора: „И нет ничего от меня, а все от Господа“.

„Храм света“, изобилует откровениями, поучениями и уроками, которые фотинианцы получают во время крестных ходов — живого общения с матушкой Фотиньей на свежем воздухе. Приведем лишь несколько выдержек из этой газеты.

Учеба у костра

„Матушка Александра (еще одно имя Светланы Робертовны) со сверкающими глазами, полными любви, ведет учебу с примерами из жизни. И вдруг поднимаем глаза на звездное небо, а звезды все кучкой собрались над костром, а по краям неба их нет. Они тоже пришли учиться, такая у них редкая возможность, главное не упустить… Поблагодарили друг друга — и интересная картина: звездочки одна за другой начали разбегаться по местам“.

О невежестве

„Да, миряне погрязли в невежестве,— констатирует газета.— Ну, а что служители Господа? Оказывается (и крестный ход это показал), они сами погрязли в невежестве, если до сих пор читают Евангелие очами физическими (пьют вино, едят мясо и рыбу), не понимая, что все Евангелие написано символами. Но люди не хотят этого знать, хотя информация об этом есть, ее никто не скрывал. Не обходимо только прочесть „Ева ангел и Я“.

Курьез, да и только

По словам журналистов, неоднократно готовивших репортаж о странной обители, односельчане относятся к Фотинье индифферентно, и лишь озабоченные прихожане ельнинского храма действительно жаловались в областную администрацию.

Однако нижегородские власти существование обители матушки Фотиньи считают
скорее курьезом, чем серьезной проблемой: религиозные идеи она использует для того,
чтобы приобрести популярность в народе, а ее домовая церковь не требует никакой
регистрации. Таким образом, деятельность Фотиньи в глазах чиновников всего лишь
проявление „сумасшествия“ либо „новый проект“ бывшей целительницы.

Между тем этот „новый проект“ продолжает привлекать поклонников из различных городов и весей. Богатых или бедных, надломленных физически или духовно, всех их роднит между собой отчужденность от православной веры и вместе с тем потеря надежды на чью-либо
помощь. Среди приходящих к Фотинье много людей, которые просто хотят исцелиться, ничего не понимая в ее „духовной миссии“. „Обитель Света“ обещает спасение души и исцеление тела, что одинаково подходит как для верующих, так и для неверующих клиентов.

Мировая история изобилует примерами харизматических личностей, поставивших
душеуправство выше личного благосостояния. В этом смысле история Фотиньи не
нова. Личное „подвижничество“ „матушки“ только разжигает ее страсти, служа
благодатной почвой для роста гордыни и любоначалия, а насаждаемые ею строгие
посты противоречат требованиям не только церковного Устава, но и обыкновенного человеколюбия. Между тем истинные православные подвижники никогда не выставляли напоказ свой святой образ жизни и даже нарушали Великий пост, если приходящий к ним ближний не постился.

С такими, как матушка Фотинья, бесполезно бороться жалобами и упованием
на власть, потому что они — недуг духовный, показатель уровня просвещенности
и запросов нашего общества. Пока люди будут искать не Бога, а посредника, готового выполнить их запрос немедленно, силами ангелов или чиновников, потребность во всемогущих фотиньях не угаснет.

Иерей Алексий Ёлкин: «Всему виной — равнодушие»
— Фотинья со своей обителью существует в нашем селе больше 10 лет, хотя среди местных жителей приверженцев у нее нет. Люди приезжают из Кстова, Нижнего Новгорода и других городов, не только бедные, но и те, которые имеют достаток и положение. Кто-то сначала
заходит в наш храм, где его предупреждают об опасности, а кто-то сразу попадает к Фотинье.

В большинстве своем это люди либо не православные, либо крещеные формально, то есть не воцерковленные. Вначале они попадают вроде бы в знакомую обстановку, видят церковную утварь, слышат православные молитвы, но если в такой церковной службе примет участие
верующий человек, он сразу поймет, что здесь что-то не так. К примеру, мне рассказывали, что на службе они танцуют под песню „Пусть всегда будет солнце“. Ну разве можно под эти танцы устраивать свою духовную жизнь? Наряду с молитвами читаются заговоры, которые к православию не имеют никакого отношения, но обмануть доверие несведущего человека легко.

Мне известно, что многие православные пытались бороться с этим злом, но пока безрезультатно. Возможно, потому, что большинство людей, да и власти проявляют равнодушие в этом вопросе. И никого не волнует, что кто-то отдает Фотинье свои квартиры, теряет из-за нее работу и семью.

В том, что Фотинья кому-либо помогает, я лично сомневаюсь. Пси хо лог она хороший и имеет дар общения с людьми, который направляет не туда. Что же касается врачевания болезней, то если даже кто-то и получает облегчение болезни на некоторое время, то совершается это бесовской силой, а никак не с помощью Божией.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.