Урок слепому благополучию

17:15, 24 ноября 2023
Почему Лазарь из притчи не сможет помочь богачу

Одна из самых интересных, содержательных и глубокомысленных, притча о богаче и Лазаре (16:19–31) всегда вызывала к себе интерес церковных писателей, проповедников и библеистов. Она дает и нравственные уроки, и зарисовки жизни и верований иудеев того времени, и возможность заглянуть в потусторонний мир.

Господь Иисус Христос рассказал эту притчу окружавшему Его народу в третий год Своей проповеди. Она была обращена, главным образом, фарисеям, которые, по замечанию апостола Луки, «были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (16:14). Вероятно, добровольная бедность Спасителя и Его учеников, считавшаяся признаком греховности, вызывала неприязнь и насмешки с их стороны. Сама история следует после притчи о неверном управителе. Соответственно, оба эти рассказа служат иллюстрациями к учению Христа о нестяжательстве.

Среди привычного зла

Основное действие в притче разворачивается в духовном мире. То, какой была жизнь главных героев до смерти, является лишь предисловием, а развитие их судьбы после перехода в мир иной показано красочно, подробно и выразительно.

Вообще в Евангелиях мало притч с затейливым сюжетом, где картины разбавлены диалогами. Таких рассказов немного, но все они особенно захватывающи. Уже сама форма этой притчи, не говоря уже о содержании, заставляет сосредоточенно вслушиваться в слова Христа. Можно представить, как все замерли в ожидании того, что же скажет Авраам страдающему богачу. Итак, великий патриарх, воплощение праведности, отвечает современнику Спасителя… Но что же это за человек, Иисус из Назарета, Который отваживается не просто упоминать об Аврааме, но и влагать в его уста выдуманную речь? Поистине, этим повествованием Господь подтверждает Свои слова, сказанные иудеям в другой ситуации: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8:56).

Завязкой притчевой драмы стала… обычная жизнь. Для человека античного времени, жителя Палестины, не было ничего удивительного в том, что бок о бок живут очень богатые и чрезвычайно бедные люди. Часто так и бывало, что у ворот роскошного дома или имения ютились бедняки, в надежде получить хоть какое-то подаяние. Общество было классовым, разделено на сословия, и каждое из них жило своей жизнью. Поэтому умирающий от голода и болезней у дома богача Лазарь был привычным явлением. Помочь ему могли, но зачем? Чтобы только продлить боль и страдания? Даже не говорится, что после смерти его похоронили. Настолько плохи были дела у Лазаря.

Так же обыденно рядом с умирающим человеком мирно и благополучно жил богач, имя которого Господь нам не сообщает. Жил настолько сытно и беззаботно и так уверенно себя чувствовал, что позволял себе каждый день пировать! И одевался, как отмечает Рассказчик, в «порфиру и виссон», то есть по-царски. Скорее всего, он знал, что за оградой сидит нищий. Но ведь сегодня поможешь одному, а завтра к тебе явится десяток таких же оборванцев. Всем помочь невозможно, общество не изменить, такова воля Божия. Поэтому богач спокойно предавался удовольствиям. Но, несмотря на всю его основательность, он тоже умер, «и похоронили его».

Уже по одной предыстории можно понять, насколько изменилось человечество в своем сознании под влиянием христиан­ства. Сегодня вопиющие проявления бесчеловечности предаются огласке и порицанию, общество в своем большинстве настроено на помощь обездоленным. Гуманность заняла важное место в жизни людей.

В притче же оба героя отходят в мир иной со спокойным осознанием нормальности положения земных вещей: ни Лазарь не жалуется на судьбу, ни богач не сожалеет. Однако подлинная суть происходящего среди живых раскрывается в загробном мире. Лазаря ангелы относят на «лоно Авраама», а богач оказывается в аду. Все толкователи обращают внимание на особенность речи Спасителя: нищий назван по имени, а богач нет. Святитель Григорий Палама объясняет это так: «Потому, можно сказать, что имя нищего сего, по евангельскому выражению, вписано на небесах (Лк 10:20), а богатого и память вместе с именем изглажена оттуда и погибла (Пс 9:6;33:17). Ибо и псалмопевец говорит о таковых: «не помяну имен их устами моими».

Такое разное бессмертие

В повествовании отсутствует слово «душа». Но тот факт, что притча описывает нам слова и действия Авраама, Лазаря и богача в духовной сфере, говорит о вере иудеев в бессмертие души. Христос в Своих проповедях и рассказах опирается на очевидные явления жизни и представления людей. Он использует веру в существование духовного мира, где бессмертные души праведников находят себе место успокоения в раю, представленном объятиями патриарха Авраама, а бессмертным душам грешников предназначаются вечные страдания в аду, подземной яме. Также, по мысли притчи, место покоя отводится только для праведных евреев, так как там их встречает праотец и родоначальник израильского народа. О язычниках ничего не сказано, но по намеку понятно, что в рай им дороги нет.

В рассказе Авраам указывает на границу между раем и адом, которую невозможно пересечь. Это говорит о неизменности и окончательности участи для тех и других душ. Однако при всем этом в притче упоминается воскресение из мертвых. Оно представляется явлением временным и единичным, а не массовым. О всеобщем воскресении Господь говорит в притче о Страшном суде.

Что же определило посмертную судьбу богача и Лазаря? Блаженный Феофилакт Болгарский рассуждает: «Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести … Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места». Терпение и смирение Лазаря спасли его, тогда как богача погубили черствость, гордыня и сластолюбие.

Грех запоздалого милосердия

Мучаясь в огне, богач ­обратился к Авраа­му с просьбой послать Лазаря остудить пламень в его утробе хотя бы каплей воды на пальце. Праотец евреев отказывает ему в этом, ссылаясь на то, что их посмертные судьбы соответствуют земной жизни: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доб­рое твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Просьба богача вызвала праведное возмущение в среде святых отцов. «Как не устыдился просить, — восклицает преподобный Нил Синайский, — чтобы для облегчения мучений послан был тот, кого не жалел он томимого голодом, страдавшего от струпов? Как осмелился неуклонным оком смотреть на того, на кого в жизни не удостаивал обратить когда-либо и косвенного взгляда? Как отважился сказать, что нужен ему перст, которым гнушался прежде, как источающим гной? Как не стыдно было просить капли воды ему, который нищего, когда был в нужде, не удостаивал крупиц!»

Понимая свою обреченность, богач просит Авраама послать Лазаря обратно в мир людей, чтобы он предупредил братьев богача об опасности тоже быть осужденными после смерти. Вероятно, он осознал порочность своей жизни на земле, и в нем проснулась жалость к людям. Он понял, что можно изменить течение устоявшейся жизни. Если его братья, такие же состоятельные люди, будут помогать бедным и страждущим, то сделают двойное благо: помогут нуждающимся, подобным Лазарю, и спасут свои души. «Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию другим», — замечает блаженный Феофилакт.

Согласно иному толкованию, богач в аду не меняется, а остается жестоким и коварным. Его огненные страдания усугубляются видом блаженного Лазаря, которого он презирал на земле и продолжает ненавидеть за гробом. Чтобы лишить бывшего нищего небесного покоя, богач и просит Авраама прислать Лазаря в ад якобы для облегчения его мук. А когда этот замысел не сработал, предлагает по благовидному поводу вернуть Лазаря к жизни среди людей, где тот продолжил бы влачить жалкое существование, от которого его избавила смерть.

«Откуда у него внезапно взялось такое милосердие к другим людям и такая забота о спасении других? — углубляет мысль святитель Николай Сербский. — Нет, это не милосердие, но еще один влажный перст, о котором он просит, чтобы его прикосновением облегчить свои муки. Этим он открывает особый свой грех: соблазнение других… Легкомысленной жизнью подал пример своим братьям, и тем и их погубил, проложив им дорогу в ад… Поэтому он прежде всего хотел бы, чтобы Лазарь пришел к нему и простил его; а затем — искупить свой грех перед братьями. Тогда бы пламя его утихло и муки уменьшились. Он обращается с этой просьбой к Аврааму не столько
ради своих братьев, сколько ради себя самого».

Авраам отвечает отказом, выражая очевидную истину о духовных причинах поведения человека и иллюзиях по этому поводу. И главное заблуждение состоит в том, что чудеса якобы меняют человека. Они лишь очаровывают, дарят впечатления, но не производят коренных перемен в душе. «Ни поразительнейшие знамения, ни видения грозные, ни видения насладительнейшие, — утверждает святитель Игнатий Кавказский, — не производят благотворного впечатления на сердце, не доставляют ему спасения, если оно не направлено на путь спасения Законом Божиим. Если же оно озарено этим светильником, данным свыше в руководство для всех, желающих получить блаженство в вечности, то достигнет оно этого блаженства без помощи видений и чудес». Недаром Христос не творил чудес ради развлечения, а только в подтверждение Своего учения и для укрепления веры. И, самое важное, Его воскресение из мертвых не убедило евреев ни в Его правоте, ни в Его Божественном посланничестве, ни в Его Богосыновстве.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.