В Горнее со тщанием

15:24, 14 ноября 2011

Посещая сегодня русские места на Святой Земле, мало кто из наших соотечественников задумывается о том, что всего полтора столетия назад Палестина была для православных паломников чуждой мусульманской средой. Тогда трудно было даже представить, что такие христианские святыни, как Мамврийский дуб, Елеонская гора и «Горнее», куда «со тщанием» шла Пресвятая Дева после Благовещения к своей родственнице праведной Елисавете, чтобы разделить радость о спасении человечества, — все эти места станут подлинно русской территорией: как по духу, так и юридически.

Все те очаги гостеприимства, где русский человек в наше время чувствует себя как дома, были приобретены в 60–70-е годы XIX века ученым-подвижником, знаменитым начальником Русской духовной миссии в Палестине архимандритом Антонином (Капустиным). Он купил 13 участков площадью около 425 тысяч квадратных метров, заплатив за них до миллиона рублей золотом и оформив право собственности таким образом, что недвижимость эта не подлежала продаже, обмену или другим операциям, ведущим к ее отчуждению, вплоть до его смерти, а затем перешла во владение Священного Синода Русской Православной Церкви. В купчей также было указано, что если Синод перестанет существовать, то земли эти сделаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то поступят в распоряжение Иерусалимского Патриархата.

Среди многочисленных приобретений архимандрита Антонина были Мамврийский дуб, стоящий на месте явления праотцу Аврааму Святой Троицы, вершина Елеонской горы, а также самое большое владение Российской империи на Святой Земле — местечко Эйн-Карем (в переводе с арабского «источник в винограднике»). Здесь он основал женскую общину, которая получила название Горненской и со временем превратилась в цветущую обитель.

Место посещения Божией Матери
Это было одно из любимых мест архимандрита Антонина, почиталось оно как святое и местными жителями. В библейскую эпоху здесь жили родители святого Иоанна Предтечи, праведные Захария и Елисавета, и здесь родился сам пророк. Именно сюда, к своей близкой родственнице Елисавете, пришла Дева Мария из Назарета Галилейского после того, как Архангел Гавриил возвестил Ей о рождении Сына Иисуса. Здесь Богородица прожила три месяца. На том месте, где по преданию праведная Елисавета приветствовала Божию Матерь возгласом: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!», был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а рядом с монастырем сохранился источник, откуда Пресвятая Дева брала воду.

История приобретения Эйн-Карема в собственность Российской империи изобилует множеством детективных и фантастических сюжетов. Похоже на чудо, что архимандрит Антонин, совершенно не имея финансовых средств, сумел увлечь идеей покупки этого арабского поселка многих высокопоставленных персон, которые пожертвовали на его приобретение значительные суммы. Среди жертвователей были член Государственного совета Мельников, владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, владельцы известных гастрономов братья Елисеевы, а также простые русские богомольцы и паломники из России. Сделка совершалась в полной секретности, причем торги за участок длились в течение нескольких месяцев. Но до сих пор остается неизвестно, почему его прежний владелец Джельяд предпочел продать землю русским, ведь католики, чей монастырь находился поблизости, предлагали ему гораздо большую сумму. Также странны обстоятельства смерти Джельяда: он был убит на следующий день после оформления документов. Некоторые исследователи объясняют это его конфликтом с католическими миссионерами, но тайна этой истории не разгадана до сих пор. Как бы то ни было, после продажи участка Джельяда в Эйн-Кареме в феврале 1871 года узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита.

Отец Антонин назвал купленный участок земли «Горний град Иудов» — сокращенно Горний, или Горнее. Он сам выбрал место для небольшого храма и составил его архитектурный план.

Архимандрит считал, что строительство русской церкви в этом месте может вернуть в православие многих арабов, которые в результате пропаганды перешли в католичество и протестантство.

Труды и дни
В 1898 году община в Горнем обрела статус монашеской. При первой настоятельнице монахине Валентине она достигла расцвета: на ее территории были построены многочисленные домики для проживания монахинь и паломников, трапезной, ризницы и других нужд.

Горные склоны покрылись богатой растительностью, выращенной руками насельниц, число которых на рубеже XIX и ХХ веков достигло двухсот. В 1903 году здесь были созданы иконописные и золотошвейные мастерские.

В 1910 году при архимандрите Леониде (Сенцове) началось строительство собора во имя Живоначальной Троицы, которое затянулось почти на 100 лет — из-за I мировой войны, большевистской революции и советского богоборческого периода. В XXI веке собор наконец-то достроили и в октябре 2007 года, в рамках торжеств, посвященных 160-летнему юбилею Русской духовной миссии в Иерусалиме, посвятили Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он величественно возвышается на вершине склона монастыря, увенчанный куполами с крестами.
В 1987 году был построен еще один храм — в честь святого Иоанна Предтечи, который считается покровителем и игуменом Горненской обители.
После революции 1917 года обитель находилась в подчинении Зарубежного Синода, но с образованием государства Израиль была возвращена Московской Патриархии. В 1955 году по благословению Патриарха Алексия I (Симанского) в Горний была послана на послушание большая группа сестер, и с тех пор их численность постоянно возрастала. В настоящее время здесь несут послушание более 70 насельниц во главе с настоятельницей игуменьей Георгией (Щукиной). Совсем недавно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла сюда были направлены три инокини из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Распорядок дня в Горненской обители таков. В 5.30 — полунощница, акафист, часы, затем литургия. В 9.00 — общая трапеза и далее послушания до обеда. После обеда час-полтора отдых, затем снова послушания и вечерняя служба. Каждое воскресенье насельницы монастыря молятся за ночной Божественной литургией в храме Гроба Господня. Сестры живут в небольших домиках в монастыре. Лет тридцать назад большинство их них приехало в Горний из Пюхтицкого монастыря, но сегодня их только четверть от общего числа. Нынешние насельницы представляют различные страны, где много православных христиан, — Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Болгарию и Польшу.

Приезжающие в Горненскую обитель паломники очень сильно удивляются, обнаруживая пейзаж не с каменной пустыней, а с невероятно буйной растительностью. На территории монастыря, как в райском саду, растет множество плодовых деревьев — лимоны, гранаты, миндаль, апельсины, мандарины, нектарины, а прямо из-под камней — бесчисленные сорта цветов и трав. Правда, летом из-за палящего зноя буйство красок значительно бледнеет. В Горненской обители много масличных деревьев, которые в период плодоношения густо увешаны плодами. В октябре и ноябре сестры заняты на уборке маслин, а весной на заготовке травы-кислички, которая в марте покрывает все окрестности нежной зеленью и по вкусу напоминает российский щавель. Все это южное растительное изобилие идет в пищу сестрам, паломникам и прихожанам, которые приходят помолиться в храмы обители.

Незаметный подвиг
Горненский монастырь, когда-то находившийся на территории деревни, сегодня входит в городскую черту Иерусалима. От него до старого города — 40 минут езды городским автобусом. Сюда постоянно приезжают паломники, и не только из России, Украины, Белоруссии, но и из европейских стран: Германии, Швейцарии, Франции. Особенно много их в большие церковные праздники, на Рождество и Пасху, и именно уход за паломниками сестры считают главным своим послушанием. При монастыре действуют четыре небольшие двухэтажные гостиницы со всеми удобствами, где гостей всегда встречает теплый и радушный прием.

Сестры очень дорожат своим пребыванием в Горненской обители. Они говорят так: каждый остается на Святой Земле столько, сколько позволит Господь. Всякий раз, уезжая в отпуск в Россию, они не знают, вернутся ли обратно. Часто случается так, что по той или иной причине кто-то не возвращается: значит, срок пребывания на Святой Земле для человека закончился.

Тем не менее, жизнь в этих местах нельзя назвать спокойной и умиротворенной: напряжение, связанное с противостоянием представителей различных религий, проникает даже в Горненскую обитель. 19 мая 1983 года, когда здесь не было каменных стен, в монастырь проник молодой человек и убил двух инокинь, Веронику и Варвару. Одну из них он поразил ударом в сердце, а другой перерезал горло. Его поймали и признали невменяемым, но насельницы монастыря сочли убийство ритуальным и с тех пор почитают погибших монахинь мученицами за Христа. Их могилы на монастырском погосте украшены особенным образом. После этого убийства сестры начали возводить монастырские стены, помогая рабочим носить огромные камни и замешивать раствор. Тем не менее, матушка Георгия, руководящая Горненской обителью с 1991 года, вслед за своими подопечными повторяет: «Слава Богу за все! Мы сыты, о нас заботятся, нас не обижают. Живем во святая святых — у Гроба Господня».

Человек удивительной, непростой судьбы, матушка Георгия являет собой пример настоящей, скромной внешне, но подвижнической по духу монашеской жизни. Она родилась в Ленинграде, рано потеряла родителей, пережила блокаду, сиротство, детдом. Благословение на монашеский путь ей дал преподобный Серафим Вырицкий, к которому она пришла незадолго до его кончины.

— Помню, я приехала к нему в Вырицу, а он уже не принимает: был стар и очень слаб, — вспоминает матушка Георгия. — Я расплакалась, так как очень сильно хотела к нему попасть, и он принял меня. Я встала на колени перед кроватью, на которой он лежал, все ему рассказала о себе, о том, что я хочу в монастырь. «Да, это твой путь», — сказал он и благословил меня на монашество. Так я стала насельницей Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии, откуда позже приехала на Святую Землю.

В этих простых, но берущих за душу словах, за которыми видятся годы непрерывных трудов, смирения, молитвы и горячей любви к Богу, оживает многовековая традиция русского монашества, полуторастолетняя история Горненской обители, а вместе с ней и история русского духовного присутствия на Святой Земле.

Светлана ВЫСОЦКАЯ