В поисках неуловимого

11:33, 15 апреля 2024
По следам Андрея Рублева — святого иконописца, создавшего эталон

Что вы знаете об Андрее Рублеве? Я — только то, что он написал знаменитую «Троицу». Так было до того, как я оказалась во время своей командировки в Москве. О его жизни и правда известно очень мало. Когда, например, родился этот монах-иконописец? Где был пострижен? Где его захоронение? Все ответы можно получить в московском Спасо-Андрониковом монастыре и Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Именно туда мы с коллегами и отправились, чтобы совместить приятное с полезным: погулять по древней обители и узнать для себя что-то новое.

Для начала скажем, что преподобный Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского и был связан с исихастской традицией — древней духовной практикой, составляющей основу православного аскетизма. Может быть, поэтому произведения Рублева стали высшими достижениями русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Средневековье в центре Москвы

Путь к Андроникову монастырю начинается от станции метро «Площадь Ильича». У одного из его выходов следует свернуть на улицу Сергия Радонежского. Она и должна привести к Андроньевской площади, в центре которой стоит храм в честь преподобного Сергия, и к стенам древней Спасо-Андрониковой обители, которые начинаются тут же, чуть правее него.

Первой весточкой о монастыре на нашем пути стала часовня из красного кирпича с необычным названием Проща, здесь же, на Сергиевской улице. На этом месте, как нам рассказали в музее, первый игумен обители преподобный Андроник вместе с братией провожал своего учителя преподобного Сергия Радонежского, прощался с ним. Троицкий игумен шел в Нижний Новгород для умирения князей Бориса и Дмитрия. Именно отсюда дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород.

Мы подошли к одному из корпусов музея напротив стен обители. Там нас встречал Дионисий Денисов, заведующий сектором научно-методической работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ему мы и задали свои вопросы.

Образ в предании

Когда родился Андрей Рублев, кем были его родители, где был пострижен и погребен — по этим и другим вопросам до сих пор существуют разные версии, условные даты. 

— Дело в том, что его житие составлялось спустя многие столетия со времени жизни иконописца и основывалось на достаточно поздних источниках, — объясняет наш гид. — Имя Андрея Рублева упоминается в связи с заказом ему разных произведений в житиях преподобных Сергия и Никона. Они достаточно поздние, XV–XVI веков. В них скудные сведения. В XVI веке на художника обратили внимание, когда Стоглавый собор во главе с митрополитом Макарием в одном из своих правил постановил «икону Троицы писать, как Андрей Рублев и другие греческие иконописцы».

В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Рублев именуется уже святым подвижником и боговидцем. Очень ценили его старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия. Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, его имя сохранялось как эталон церковного искусства.

Светлый образ истинного монаха и аскета доносит предание, которое было записано преподобным Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Ведь в этом монастыре Андрей Рублев всегда почитался как местночтимый святой. Чтили его и современники. Иконописца и его наследие ценил Иосиф Волоцкий, собирал в своем монастыре иконы Рублева.

История пропавшего камня

В XVIII–XIX веках в русском православии усилилось секулярное влияние. И творчество Андрея Рублева отошло в тень. Веком Рублева стал XX век. В его начале ученые и деятели культуры открыли всему миру икону «Троица» и выступили за сохранение ансамбля Андроникова монастыря как места, связанного с именем великого иконописца.

Рублевский шедевр, долгое время находившийся под множеством поздних записей, произвел фурор: ранее никто не видел подлинную «Троицу» в цвете. По словам Дионисия Денисова, с 1920-х годов, как только закрыли Спасо-Андроников монастырь, предпринимались попытки по созданию здесь музея. Но обитель уже готовили к сносу. И только после окончания Великой Отечественной войны вопрос был решен в пользу культуры. С инициативой выступил тогда архитектор-реставратор Петр Барановский, который доказал, что именно в Андрониковом монастыре был погребен великий русский иконописец. Во времена ремонтных работ на территории монастыря он нашел могилу Руб­лева и успел зарисовать надгробный камень. На следующий день камень оказался разбитым и использованным на щебенку. Территория монастыря не была заасфальтирована, и рабочие засыпали ямку, уничтожив артефакт, который остался только в зарисовках. Расшифровав текст, Барановский увидел, что там упоминается имя Рублева, его погребение и даже дата погребения.

Общественность этот факт очень взбудоражил — и в 1947 году на территории монастыря был учрежден музей имени Андрея Рублева, образованы центральные научно-реставрационные проектные мастерские, которые взялись за реставрацию памятников Андрониковой обители.

Кто лежит под древним престолом?

Белокаменный Спасский собор монастыря — первый каменный храм Москвы, самый старинный. Он строился при жизни святого Андрея, преподобный сам его расписывал. Строгий, одноглавый, четырехстолпный. Напоминает Дмитриевский собор во Владимире. Только кажется старше и тяжелее и немного потемнел от времени. В XIX веке его сожгла наполеоновская армия. Полная масштабная реставрация была приурочена к празднованию 600-летия со дня рождения преподобного Андрея Рублева в 1960 году, его инициировал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. К этому времени в монастыре были отреставрированы некоторые здания, в том числе Спасский собор, купол которого восстанавливали буквально по фрагментам, найденным во время реставрации.

В том же юбилейном году в алтаре Спасского собора были найдены росписи Андрея Рублева. А в 1993-м обнаружен древний престол и прямо под ним — захоронения. По одной из версий ученых, это могилы преподобных старцев Андроника и Саввы, основателей монастыря.

В 1988 году, на торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси, состоялось общецерковное прославление Андрея Руб­лева. С тех самых пор в Спасском соборе вновь идут богослужения.

Что до места захоронения преподобного иконописца, оно было утрачено еще с XVIII века. Сохранилось лишь упоминание, что оно находилось недалеко, к юго-западу от собора, у юго-западного угла, где впоследствии была поставлена колокольня. Это место никто не раскапывал.

Обитель-музей и место тайны

Музей древнерусской культуры и искусства — место атмосферное. Его экспозиция располагается в двухэтажном храме Михаила Архангела и примыкающей к ней трапезной палате. Низкие полукруглые своды, крутые лестницы и гулкие шаги по ней. Небольшие помещения. В них богатая коллекция иконописи XII — начала XX веков, составленная из памятников церковного искусства, которые были вывезены из разрушенных храмов. Основатели и первые сотрудники музея находили и спасали их в советское время, видя в этом свою миссию. Подлинные произведения преподобного Андрея в свое время были разобраны центральными музеями страны. Представлены здесь не только иконы. Есть и резные скульптуры, и богослужебные сосуды, медное литье, оклады богослужебных книг, шитье и даже фрагменты росписей разрушенных храмов.

Зал монументальной живописи можно принять за храм: отличие в том, что все четыре стены, не только восточная, покрыты сплошными рядами икон.

Еще в 1960-е годы специально для музея была создана копия рублевской «Троицы». Ее написал художник-реставратор Василий Кириков, написал как точную копию, повторяющую все дефекты. Единственным отличием было то, как собран иконный щит, на которой написан образ.

Сегодня комплекс Андроникового монастыря за исключением Спасского собора — это музейная территория. В Андроньевском парке установлен памятник великому иконописцу. А рядом — Троицкая часовня с копией одной из самых прославленных русских икон..

Татьяна Гарина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.