В защиту церковного языка

10:06, 11 мая 2012

Святейший Патриарх Кирилл произнес знаковую речь во время своего апрельского визита в Болгарию.

Выступая в Софийском университете культурного наследия, Предстоятель Церкви напомнил, что язык отличает человека от любого другого творения Божия, от «бессловесных тварей». Церковнославянский язык, который мы используем в литургической практике, до начала XVIII столетия в России был многофункциональной лингвистической системой. На этом языке написаны как древнерусская художественная литература, так и научно-богословские труды, а также официальные государственные документы.

Церковнославянский язык живет и сегодня, что видно из сравнения богослужебных текстов, составленных в различные эпохи, включая и службы святым Новомученикам и исповедникам Российским, просиявшим в годину жестоких гонений в ХХ веке. «Возникает удивительное чувство, — рассуждал Святейший Патриарх, — когда осознаешь, что язык соединяет не только ныне здравствующих членов Церкви, но и отошедших в мир горний. Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, преподобный Иоанн Рыльский и множество других православных славянских святых молились на одном языке, хотя он и переживал развитие».

По мнению Его Святейшества, необходимо приложить усилия для сохранения и популяризации церковнославянского языка среди широкого круга людей. Миллионы людей в России любят этот язык, потому что творят молитвы, читают на нем Псалтирь, провожают родных в дорогу, просят Спасителя за живых и усопших. В то же время угроза церковному языку нарастает. Ощущается давление на восточнославянские языки со стороны т.н. «универсальных» языков и, в первую очередь, английского. При этом не лучшие, а худшие лексемы английского языка вторгаются в нашу речь. За последние 20 лет в русский язык ворвалась целая лавина заимствований, целесообразность которых находится под большим вопросом.

По словам Патриарха, проблема заключается также в изменениях устной речи, влияющих на внутренний мир человека. Язык, словно генетический код человека, незримо содержит информацию, влияющую на душевное и духовное устроение личности, а затем и на культуру поведения, созидательную сферу.

С помощью церковнославянского языка мы открываем Евангельские истины себе и детям, созидаем наш православный мир и утверждаем свой уклад жизни. За всю историю человечества «мертвыми» стали уже более 9000 языков. О смерти языка, соединяющего славян, грезили нацисты. Поэтому сохранение языка Церкви от умирания остается задачей не узкой конфессиональной группы людей, но задачей славянских православных народов, стремящихся сохранить Евангельские ценности и не желающих растворяться в заманчивой секулярной системе «равных» прав и возможностей.

Александр Корнилов. Императорское православное палестинское общество.

По материалам www.patriarchia.ru

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.