Великое утешение

11:47, 20 августа 2010

Праздник Успения Пресвятой Богородицы открывает нам важную истину. „Он уверяет нас в том,— пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский,— что с нас снято проклятие за грехи Воплотившимся от Пресвятой Девы Марии Христом Спасителем и даровано всем воскресение из мертвых в последний день мира. Не утешительно ли это для всякого верного христианина? „Твое успение славят Архангелы и Ангелы,— поется в этот день,— адуются земнородные, ликуя о Твоей Божественной славе, припадают и воспевают: Благодатная, радуйся! С Тобою Господь, Подающий миру великую милость!“

Удивительный праздник

Со стороны покажется удивительным, что мы отмечаем и считаем праздником день смерти Матери нашего Господа. Но в том-то все и дело, что наша Церковь возвещает всему миру Благую весть о том, что смерти больше нет! Что наш Господь — Победитель смерти и ада.

„В Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника,— пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— торжественно возвещается в  Церкви смерть Господня, как спасительная и живоносная для всех нас. Торжественно воспоминается и  смерть Матери
Господа, как в высокой степени для нас поучительная и утешительная.

Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери…“ Успение Пресвятой Богородицы — двунадесятый богородичный праздник. Верующие готовятся к нему двухнедельным
постом. Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь проводила в посте и молитве.

Успение в IV веке уже повсеместно праздновалось в Византии. Но первоначально праздник отмечался не в одно время: где-то — в январе, а где-то — в августе. Общее празднование Успения 15 августа (по юлианскому календарю) в большинстве
восточных и западных Церквей устанавливается в VIII–IХ веках.

Смерти нет!

До Воплощения Сына Божиего смерть была главным врагом для человека, потому что она похищала его, как лютый зверь свою добычу, безвозвратно, и не было никаких средств, чтобы избавиться от нее, поскольку грех, источник смерти, господствовал над людьми. Ветхий Завет пронизан этой тоской. Но после пришествия Господа во плоти и одержанной Им победы над грехом и смертью ужас смерти исчез: она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего Воскресения.

„По мере того как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, исчезает и страх
смерти,— пишет схиархимандрит Кирилл (Павлов),— так что торжествующие победители греха с радостью встречают ее и уже не умирают, а точно засыпают покойным сном. Самый очевидный пример торжества над смертью мы видим ныне в Успении Пречистой
Девы Марии. Она склонилась во гроб только для кратковременного отдохновения. За Божией Матерью мы видим апостолов, мучеников и всех святых, встречавших смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ сего мира, его скорбей и несчастий дарует им вечное блаженство“.

Жизнь — смирение

Земная жизнь Пресвятой Богородицы, Ее подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Христа Спасителя — Ее Сына — протекала в безвестности. Вся Ее жизнь — образец беспримерного смирения. Святые отцы учат, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Она
видела и поругание, и распятие Своего Возлюбленного Сына. Действительно, оружие прошло душу Богоматери, как Ей это предсказывал старец Симеон Богоприимец.

Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа.

Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще около 15 лет. Апостол
Иоанн Богослов по завещанию Господа заботился о ней как сын (см. Ин 19: 26–27). Живя в Иерусалиме, Пресвятая Дева любила посещать те места, где бывал Спаситель, и часто молилась там, чтобы Он скорее взял Ее к Себе на небо. Во время молитвы на
горе Елеонской Бож ией Матери явился Архангел Гавриил и передал Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

„Смирение было отличительной Ее чертой,— пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин).— А ведь именно смирение наиболее трудно для людей, и в то же время является матерью всех добродетелей. Подчеркивая важность этой добродетели, Богоматерь говорит: „Яко призре Господь на смирение рабы Своея…“

„И из Святого Евангелия, и из Предания мы  узнаем,— продолжает отец Иоанн (Крестьянкин),— что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и пре краснейшее
из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают Благословенную в женах. И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее
смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в  Гефсимании, рядом с
родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей“.

«Я с вами во все дни…»

В час кончины Богоматери Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и
принял Ее пречистую душу.

В песнопении праздника поется: „Апостолы, собранные здесь от концов вселенной, погребите Мое тело в Гефсимании. А Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой!“ Эти слова звучат в храме как бы от лица Самой Пресвятой Богородицы.

Спустя три дня прибыл в Иерусалим отсутствовавший при погребении апостол Фома.
Благодаря этому обстоятельству Церковь узнала, что произошло после успения Пречистой Девы. Фома был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, жалея его, решили пойти и отвалить камень от могиль ной пещеры, чтобы Фома мог проститься с телом Пречистой Девы. Но когда открыли вход, то Ее пресвятого тела не нашли — только погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились вместе в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время
молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе окруженную ангелами Божию Матерь в сиянии небесной славы.

„Радуйтесь! — приветствовала она их и ободрила.— Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницей перед Богом“. Апостолы в  радости воскликнули: „Пресвятая Богородица, помогай нам!“

С тех пор непрестанно, стоя у Престола Царя всех, ходатайствует Она за весь мир, как и
поется в этот праздничный день: „Богородице, (оставшись) после смерти Живою, как после Рождества — Девой, Ты присно спасаешь наследие Твое!“

Дмитрий РОМАНОВ

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.