Нет такой сферы человеческой жизни, в которую не простиралась бы благодатная помощь Царицы Небесной. Ее многочисленные иконы расставлены словно вехи на карте истории нашей Родины и личной истории каждого православного человека. Им мы и посвятим серию публикаций в рубрике «Женский образ». И начнем с рассказа об иконе, ставшей, пожалуй, главной в отечественной военной летописи, — Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Именно в ней главным образом воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Божией Матери за Русскую землю.
Пожалуй, нет на Руси храма, в котором бы не было Казанского образа Пресвятой Богородицы, все мы неизменно спешим поклониться этой святой иконе, приходя на службу в храм.
«Приидите, возрадуемся державной Заступнице рода нашего Царице Богородице, — приглашает нас к светлому торжеству Святая Церковь, — приидите к тихому Ее чудному, почитаемому Ангелами, честному поклонимся образу. Ибо дарует Богородица верным обильные дары целебные от неистощимого источника, святой иконы, источая неоскудную благодать. Тьмы избавляет нас искушений и бед, и всякого греха, благочестно и богоприятно прославляющих и чтущих светлую и чудную святую икону Богоматери».
И само обретение, и роль Казанской иконы в истории нашего Отечества чудесны: они полны свидетельств того, что Пречистая Дева не оставляет Своим ходатайством и заступлением Свой удел, землю Русскую, которую мы называем Домом Пресвятой Богородицы.
«Да рыдает вечно сонм злочестивых»
В XVI столетии растущее и крепнущее Московское царство имело на восточных рубежах источник постоянной угрозы — Казанское ханство. Обломок Золотой Орды, оно постоянными набегами парализовало жизнь всего юго-востока Руси.
Казань, которую в 1552 году завоевал царь Иоанн Грозный, стала новым форпостом русского государства для дальнейшего продвижения на Восток и просвещения местного населения светом Христовой Истины. А явление в 1579 году в Казани чудотворного образа Пресвятой Богородицы стало явным знаком благодатной помощи Пречистой Девы в этом деле. Завоевательная политика послужила основой миссионерского движения на востоке Руси.
Обретение святого образа произошло так. Матерь Божия явилась во сне дочери стрельца Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы те взяли из земли икону Ее. Царица Небесная указала и место, где была сокрыта икона. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской фантазией. Сон повторился еще дважды. В третий раз Матрона увидела саму икону, на которой от лица Владычицы исходили столь грозные лучи, что девочка боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Испуганные мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля (по старому стилю, а по новому — 21-го) в глубоком огорчении обе они, сопровождаемые народом, пошли на указанное место.
Начали копать землю в указанном месте, но иконы не находили. И лишь стала копать сама Матрона, образ был найден. Он был завернут в кусок сукна и сиял чудным светом, как будто был совершенно новым, только что написанным.
Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-то из христиан, скры¬вавших святыню от магометан, ненавистников православной веры. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь в честь святителя Николая, а оттуда — в Благовещенский собор.
По пути следования иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что преимущественное исцеление слепоты открывало смысл явления святой иконы, которое совершилось для просвещения духовным светом окрестных народов, омраченных слепотою магометанского лжеучения.
«Да рыдает вечно сонм злочестивых, не исповедающих Тя в рождестве Чистую Богородительницу и не поклоняющихся Пречистой Твоей иконе», — по сей день победно воспевает Православная Церковь.
По всем фронтам
Многие списки с Казанской иконы — Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие — прославились в свое время различными чудесами. Один из таких списков находился в ополчении Минина и Пожарского, спасшего Москву и всю Россию от польско-литовско-шведских интервентов. Примечательно и то, что и ополчение благословил Патриарх-мученик Ермоген, когда-то, до монашеского пострига, — священник Ермолай, тот самый, который принял обретенную в Казани икону из рук маленькой Матроны. После славной победы над оккупантами князь Димитрий Михайлович Пожарский в благодарность Царице Небесной за спасение России построил в Москве на Красной площади Казанский собор.
Перед Казанской иконой Божией Матери из села Каплуновки молился Петр Великий со своим воинством перед Полтавской битвой. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством генералов Милорадовича и Платова разбили арьергард французского маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, противник потерял тогда семь тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, и армия покорителя Европы начала таять.
Чудотворный список Казанской иконы наряду с мощами святого благоверного князя Александра Невского — одна из главных святынь Санкт-Петербурга. Он находится во Владимирском соборе. Во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну икону из Владимирского собора обнесли с крестным ходом вокруг города. Подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I: «Пока Казанская икона Ее в городе и есть молящиеся в нем, враг не сможет войти в город».
Казанская икона Божией Матери традиционно является защитницей и покровительницей русской армии, сопровождая ее в тяжелые годины. Ей молились фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, адмиралы Ушаков и Нахимов, генералиссимус Суворов. Во время Великой Отечественной войны Казанскую икону возил под крышей своего автомобиля маршал Георгий Жуков — об этом рассказывает в своих воспоминаниях его дочь.
Сохранились многочисленные свидетельства явлений Пресвятой Богородицы русским воинам на фронтах Первой и Второй мировых войн.
В ключевые моменты военной истории Казанская икона появляется перед православным русским воинством как знамя победы. Как известно, все иконы Божией Матери относятся к различным иконописным типам. Казанская икона относится к типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». И это неспроста: «Одигитрия» — знамя земной воинствующей Церкви. Это означает, что Пречистая Дева, именуемая нами Взбранною Воеводою (то есть, не много — не мало, Верховной Главнокомандующей) зримо присутствует в среде верных христиан, воюющих с врагами видимыми и невидимыми.
В службе праздника Казанской иконе и другим, относящимся к этому же иконографическому типу, праздничный канон предваряется всегда каноном Одигитрии: «Радуйся, Чудо чудес, Одигитрие Владычице, радуйся, Радость всех городов и сел, непобедимое христианское в бедах Хранилище и Ограда и на врагов Побеждение!»
«Листок для народа» № 24 за 1914 г. со ссылкой на газету «Варшавский дневник», где опубликован рассказ жителя Варшавы: «Я был на Калишском вокзале, и там меня пригласили к раненому офицеру, с которым никто по незнанию немецкого языка не мог переговорить, а между тем немецкий офицер чего-то требовал. Я спросил офицера, что ему нужно. Он обратился ко мне с просьбой разменять 200 марок. После этого я стал разговаривать с ним о войне. Офицер мне сказал: “Мы не предполагали, что нам придется воевать не только с людьми, но и с духами. Когда наши войска начинают брать верх, над русскими войсками появляется видение — Женщина в белом одеянии, прикрывающая русских огромным плащом, так что мы их перестаем видеть… А Женщина глядит на нас огненными глазами… Ее взора никто выдержать не может… Как же мы можем победить, если русским помогают духи”?».
Газета «Биржевые ведомости» за 25 сентября 1914 года: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым (город в Холмской Руси, ныне территория Польши, Белостокское воеводство — прим. ред.). Приводим из него выдержку буквально. «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось». После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Аналогичное сообщение было и в № 2519 газеты «Колокол».
Августовская икона Божией Матери (празднование 1 сентября). Пожалуй, самый редкий образ Пресвятой Девы, имеющий чрезвычайно драматичную историю. Утвержденный для почитания Священным Синодом в 1916 году после тщательного исследования свидетельств о чуде явления Богородицы воинам над Августовским лесом, он не успел получить достаточного распространения в России из-за надвигавшейся революции, но оброс легендами, одна из которых относит время чудесного явления к 1941 году, ко времени битвы под Москвой, и даже связывает с этим образом идею памятника Родины-Матери в Волгограде. Наиболее известные списки иконы хранятся в нижней церкви Храма Христа Спасителя («Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах», в Государственном Историческом музее («Явление Божией Матери русскому воинству»), а также в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии, где этот образ считается главной святыней.
Дмитрий Романов
Журнал «Моя надежда» март 2010
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.