Верный путь длиною в жизнь

12:07, 14 сентября 2023
К юбилею служения митрофорного протоиерея Владимира Романова

В сане священника — более полувека, из них 40 лет — в должности настоятеля храма в Нижнем Новгороде, а день его рождения совпадает с праздником Сретения, что, возможно, не случайное совпадение. Митрофорный протоиерей Владимир Романов — один из старейших духовников Нижегородской епархии.

Мальчик, родившийся в военном 1942 году на окраине города Горького, и не думал о том, что жизнь его пройдет в служении Создателю. Мама Владимира Романова была простой работницей торфяной электростанции из подмосковного города Шатуры, в Горький она приехала к родной сестре и вскоре вышла замуж.

С отцом Владимиру довелось провести вместе совсем немного лет: тот был участником Финской войны, получил ранение и вскоре умер. Свое военное детство священник вспоминает так:

— Годы были тяжелые, ни игрушек, ни продуктов. Только соль, чай плиточный, рыбий жир, растительное масло и хлеб. Питались в основном печеной картошкой.

Но, как говорит сам отец Владимир, в жизни все промыслительно. Заменила близкого человека крестная Таисия Анд­реева, дочь репрессированного священника из Арзамаса.

Наставница

— Таисия Николаевна, — рассказывает батюшка, — скрывала от всех, что была из духовной семьи. Она служила на заводе инженерно-техническим работником, а иконы прятала в закрытый шкафчик — и мне это было очень интересно. В глазах моей матери крестная пользовалась авторитетом, к ней прислушивались, и крестили меня по ее подсказке. Лето 1947 года я помню: как мы шли по Высоковскому проезду после моего крещения: кругом простор и редкие домики, даже вкус того причастия до сих пор помню.

Крестная уделяла довольно много времени своему крестнику и направляла ход его мыслей. После окончания школы помогла с трудоустройством на завод, но Владимиру там не нравилось: шумно, грубость на каждом шагу. Тогда Таисия Николаевна и предложила ему попробовать себя на службе Господу и подать документы в духовную семинарию.

Владимир отправил пакет с документами в Троице-Сергиеву лавру по почте. Рекомендательное письмо и благословение для поступления он получил от архиепископа Горьковского и Арзамасского Иоанна, к которому, проявив смелость, попал на личный прием. Но в советское время переписка находилась под строгим контролем, и документы благополучно «потерялись». Только через много лет Владимир узнал, что его маме после той попытки поступить в семинарию угрожали люди в военной форме: «Если ваш сын не уймется, в дурдом запихаем».

Но юноша был настойчив: через год сам, бросив работу на заводе, отправился в лавру и все-таки поступил учиться в семинарию. В его трудовой книжке есть запись 1963 года: «уволен за прогул».

Учеба с Патриархом и места служения

В семинарии Владимир Романов учился неплохо, без замечаний. Последний, четвертый курс он оканчивал уже в Ленинградской семинарии, куда приехал 1966 году. Учиться здесь было легче, видимо, сказался навык в учебе. Наш герой учился в одно время с Патриархом Кириллом. По одним коридорам ходили и были хорошо знакомы.

Семинарию Владимир окончил по первому разряду. Можно было и в академии остаться, как некоторые однокурсники, но мать Владимира была в преклонном возрасте, и он вернулся в Горький. По приезду женился, и владыка Флавиан, архиепископ Горьковский и Арзамасский, в 1967 году в храме села Великий Враг Кстовского района рукоположил Владимира Романова во священники.

Первым его приходом стала церковь в деревне Подолец Городецкого района, вторым — городской Преображенский храм в Карповке. Здесь отец Владимир прослужил полтора года. Сам он так вспоминает об этом приходе:

— Людей на службу приходило много, крестили по субботам до 200 человек. В то время в Карповке служил отец Александр Соколов, он стал одним из моих учителей, ведь мне было всего 25 лет, жизненного и пастырского опыта не было, и я комплексовал, конечно.

В 1970-е годы в закрытом городе Горьком действовало всего три храма, и духовников было не более девяти. Люди шли и ехали за словом Божиим куда только возможно. Священники были целиком погружены в жизнь своей паствы и более ничем не занимались: советскими властями они были отстранены от хозяйственной и канцелярской жизни храмов.

Около трех лет довелось отцу Владимиру послужить в храме в честь Преображения Господня в Верхних Печерах. Но главным в его жизни стал храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы в Высокове. В общей сложности с небольшим перерывом протоиерей Владимир Романов прослужил в нем настоятелем 40 лет. И сейчас по мере сил служит.

По словам отца Владимира, в Высоков­ском храме в советские годы было не протолкнуться, и всех надо выслушать, наставить или утешить. В первое воскресенье Великого поста к причастию до тысячи человек приходило.

Темный лес и подростковые трудности

— В Карповском приходе люди были приезжие, из глубинки, приехавшие на строительство Автозавода, они попроще были, — вспоминает батюшка. — Здесь, в Высокове, другая ситуация. Приход составляла интеллигенция: врачи, учителя, бухгалтера. Почувствовал разницу. Выручали интуиция и кругозор, я же городской житель. Человека внимательно послушаешь, потом опыт прибавился…

К прихожанам батюшка всегда старается быть внимательным, и они в ответ благодарят его теплом своей души. Но есть область жизни, в которой отец Владимир наставлений не давал и не дает до настоящего дня, — семейные сложности. Он считает, что семья — это темный лес и разбираться в ее проблемах — неблагодарное дело. О том, как должно верить, говорит так:

— Вера — она простая, детская, если начинаем анализировать, это от лукавого. Но человек — существо разумное, создан по образу и подобию Божию, и поэтому надо воспитывать детей своих в православной вере: чем раньше, тем лучше. Воспитывать своим примером: ходить вместе в церковь, молиться дома и не делать зла, но не в коем случае не заставлять. От родителей дети должны получать постоянные чувства — любовь и благожелательность, без излишних требований.

Детей отец Владимир понимает, а современным подросткам сочувствует:

— Сейчас у них день длится подчас дольше рабочего дня взрослых: репетиторы, тренировки, подготовка к экзаменам, — и в воскресенье они просто хотят отоспаться. Многим из них совсем не понятно, что читается и поется на литургии.

Без метаний

За время своей долгой службы протоиерей Владимир Романов награжден двумя Патриаршими крестами с украшениями, которые он из скромности надевает только по большим праздникам. Главным в жизни считает не награды, а вовремя сделанный правильный выбор своего пути:

— Благодарю Бога за крестную, за то, что не пропустил ее слова мимо ушей, никогда не сворачивал со своей стези и не колебался. Когда человек находит в жизни нишу и добивается успеха, главное, чтобы он был счастлив своей находкой, чтобы жизнь была наполнена и содержательна. Сейчас многие мечутся, не могут найти себя и упираются в пустоту или живут по инерции и даже попыток не делают.

С начала служения отца Владимира ситуация с доступностью храмов изменились, а время как будто сжалось в пружину: для посещения богослужений у нынешних прихожан его находится все меньше.

— Молодые люди живут очень напряженно, — констатирует наш герой. — Часто вижу: подъехала к храму машина, человек из нее бежит в лавку, не заходя в храм, опять в машину — и по газам. Он меня не знает, я — его. Но этот человек пришел в храм с доверием, и значит в душе у него что-то есть. Дай-то Бог, чтобы нам хватило времени в земной жизни прийти к Создателю!

Подготовила Мария Герман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.