Вершина года

12:50, 29 марта 2010

Приближаются дни Страстной седмицы, каждый из которых именуется Великим, а за ними Светлая седмица, каждый день которой — Светлый. Это особое время как в богослужебном году, так и в жизни христианина. Естественно, в связи с этим возникает множество вопросов. На некоторые из них, поступившие на телефон доверия, по нашей просьбе отвечает протоиерей Николай Натаров, настоятель Благовещенской церкви пос. Желнино, г. Дзержинска.

— Говорят, что в Великий Четверг „годовое причастие“? Что это значит?
— В этот день вспоминается Тайная Вечеря, на которой и было установлено Таинство Причащения, но благодать Таинства равна, в каком бы месте и в какой бы день ни была совершена Литургия. Церковь верует, что „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ (Евр 13:8). Поэтому считать, что причастие в один из дней иное, чем обычно, какое-то „годовое“ — грех. За этим суеверием стоит лукавая мысль, что причастившись на такой службе, можно целый год не появляться в храме.

— Для чего освящают соль в Великий Четверг? Как ее использовать?
— Соль — символ христианского учения. Господь говорит в Евангелии: „Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?“ (Мф 5:13). Свеча — символ света благодати Христовой, а соль — благотворного, сохраняющего действия ее в мире, подобно тому, как обычная соль сохраняет продукты от порчи.
С такими напоминаниями и существует обычай освящать в храме соль. Ее используют в пищу в течение всего года, добавляя понемногу в солонку с общей солью. Таким образом, в наших домах хранится освященная соль, и ею освящается вся наша пища.

— Что делать с огарком свечи с чтения Двенадцати Евангелий?
— Действительно, существует красивая русская традиция, согласно которой молящиеся в храме на богослужении утрени Великой Пятницы, когда читаются Двенадцать Страстных Евангелий, на протяжении всей службы стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. Дома от этих свечей зажигают лампадки. Огарок обычно хранят на божнице, им пользуются в течение всего года для зажигания лампады. Есть обычай в этот день копотью от горящей четверговой свечи рисовать кресты на дверных и оконных проемах с молитвой, для охранения от зла.
Однако следует помнить, что все наши внешние обрядовые действия, использование различных предметов бессмысленны, если не задумываться об их внутреннем содержании.

— Выпекая куличи, готовя пасхи и прочую праздничную снедь, необходимо их пробовать. Грешно ли это?
— Пробовать на вкус кулич не грех, а необходимость, дабы не испортить продукт, а вместе с ним и праздник всем своим домашним и гостям. Не нужно фарисействовать, греховна не скоромная пища, а наше стремление угождать своей плоти. Если кто-то под видом пробы утоляет страсть чревоугодия, то такая „проба“, конечно, грешна.

— В Пасхальном слове Иоанна Златоуста к празднику одинаково приглашаются «постившиеся и не постившиеся». Выходит, можно было и не поститься?
— Во-первых, это касается людей болящих, слова „не постившиеся“ относятся в первую очередь к ним. Во-вторых, было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на Пасхальную службу, становились христианами. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: „Мы не поняли, где были — на небе или на земле“.
Но Церковь готова принять ради их обращения и тех, кто не постился и по лености, и по неверию, ибо Пасхальная радость так велика, что способна растопить и их каменные сердца.

— Если человек причастится в Пасхальную ночь, можно ли ему разговляться со всеми, есть мясо, пить вино, участвовать в увеселениях?
— В любой праздник, а особенно на Пасху, веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Конечно, можно участвовать в праздничной трапезе, но и отношение должно быть соответствующее: причастник должен в первую очередь хранить благодать причастия, поэтому от увеселений лучше воздержаться.

— Как правильно разговляться? Сразу после службы садиться за стол или выспаться, а потом уже трапеза?
— Прямого указания на это в Уставе нет, разговляется каждый человек по собственному желанию, исходя из самочувствия. Естественно, что после строгого продолжительного поста не нужно сразу отягощать себя большим количеством жирной, скоромной пищи. Некоторые делают так: придя домой после Пасхальной службы, разговляются пасхальной снедью, то есть съедают яичко, кусочек кулича и пасхи, запивают небольшим количеством вина и ложатся спать. А после сна уже устраивают праздничное застолье.

— Можно ли выбрасывать в ведро скорлупу от пасхальных крашеных яиц? Как быть с модными сейчас наклейками, на которых присутствуют священные изображения?
— Можно выбрасывать скорлупу от яиц, с наклейками же сложный вопрос. Мое мнение —лучше не покупать их, дабы не ввести себя и других во грех. Если же вам подарили такие яйца, наклейки со священными изображениями (ликами Христа, Богородицы, крестами) нужно отделить и сжечь в церковной печи.

— Можно ли уже после первого дня Пасхи, в продолжение Светлой Седмицы, снова красить яйца и приносить их для освящения?
— Конечно можно, и не только на Светлой Седмице, но и в продолжение всего попразднства Пасхи. В старину даже существовал обычай красить яйца и на Троицу. В зеленый цвет, свежей березовой листвой. Некоторые придерживаются этого обычая до сих пор.

— Почему священники так строго запрещают ходить в Пасху на кладбище?
— Не правда ли, раз запрещают, значит в этом есть свой смысл? Писание говорит: „Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время разбрасывать камни, и время собирать камни“ (Еккл 3:1–2,5). Церковь задает всем нам правильную систему ценностей: общее выше личного. Пасха — это день общей, вселенской радости о Христе Воскресшем, а скорбь по разлуке с усопшими — наша личная скорбь. Придя на кладбище, поневоле будешь скорбеть, и получается, что свою, личную скорбь ты ставишь выше общей, вселенской радости. Идя в Пасху на кладбище, мы обнаруживаем свое полное безразличие к Матери-Церкви, к Крестному подвигу Христа-Спасителя, прикрывая это ложной любовью к усопшим. Посещение кладбищ благословляется, начиная с Радоницы.

— Если 9, 40 дней или година приходится на Страстную или Светлую Седмицу, как можно отслужить панихиду? Можно ли устроить поминки?
— Согласно указанию Типикона (гл. 49, 1-е „зри“), начиная с Великого Четверга, во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. В храме не совершаются ни панихиды, ни литии.
Может быть совершено только отпевание, так как отложить его нельзя, и то оно не совершается в первый день Пасхи. Все прочие заупокойные богослужения и, разумеется, поминки переносятся на период после Фоминой недели, то есть на Радоницу.

— Что делать с деревянными и другими „несъедобными“ пасхальными яйцами? Зачем они?
— Это украшение, которое ставится на божницу к иконам. Яйцо — древний символ жизни и воскресения, такое украшенное яйцо должно напоминать нам о Воскресшем Христе. До революции на Руси производство пасхальных яиц процветало, оно даже стало самостоятельным видом искусства. Если же для вас это просто красивая игрушка, то вам лучше их не приобретать.

Записал Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.