Вифлеем, Вифлеемская звезда — эти слова для любого христианина навсегда связаны с рождением Спасителя. Все в этом святом месте овеяно духом великого события.
Место, отмеченное Богом
Вифлеем (по-еврейски Бейт-Лехем) находится в 7 км к юго-востоку от Иерусалима и переводится как „город хлеба“. Название это не случайно: в древности жители города пекли хлеб из пшеницы, росшей в окрестных полях, а при царе Ироде, когда Римской империей правил кесарь Август, на восточной окраине города в хлеву родился Младенец, Который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни.
Вифлеем был и остается небольшим городком Палестины, однако очень живописным. Он расположен на двух протяженных холмах, покрытых богатой растительностью и целыми садами различных деревьев — маслин, виноградников, фиговых.
Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей, любуясь которыми, каждый христианин невольно вспоминает те библейские события, которые когда-то совершились здесь. Могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова, напоминает пророчество пророка Иеремии: „Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет“ (Иер. 31,15). Оно исполнилось в Вифлееме, когда по приказу царя Ирода, узнавшего о рождении Мессии, были убиты 14 тысяч еврейских младенцев мужского пола.
На вифлеемских нивах бедная Руфь собирала после жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что в награду от Господа сделалась женой почетного и богатого жителя Вифлеема Вооза и праматерью Спасителя мира. А внизу, на окрестных долинах и плодоносных холмах пас стада отца своего правнук Руфи — юноша Давид, защищая свое стадо от хищных животных и исполняя на арфе дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или злодея. Здесь же в Вифлееме пророк Самуил отыскал Давида и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем в Израиле, Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова.
Но вся последующая история Вифлеема связана с рождением здесь Спасителя мира. Уже в первые века христианства этот город развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 330 году Константин Великий построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году город был известен всему христианскому миру.
Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII веке при приближении крестоносцев арабы почти полностью уничтожили город, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году опять уничтожен. Восстановили его только в последние столетия, и он стал христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане после их восстания из-за новой подати, и был разрушен квартал, который они занимали.
Базилика Рождества Христова
Самой главной и драгоценной святыней города является храм над пещерой Рождества Христова — самый древний храм Палестины. Известно, что уже в IV веке Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос, и эта древняя базилика дошла до наших дней, причем с небольшими изменениями, вызванными временем и историей. В 529 году, после восстания самаритян против Византии, император Юстиниан восстановил небольшие разрушения и значительно ее расширил. На западном фасаде церкви по распоряжению царицы Елены была написана роскошная мозаика, изображавшая поклонение родившемуся Спасителю персидских волхвов. В 614 году она спасла церковь от разрушения: персы, завоевавшие Вифлеем, были поражены картиной своих соотечественников и из-за благоговения перед предками сохранили церковь.
После прихода арабов халиф Омар посетил Вифлеем в 638 году и запретил разрушать церковь, поскольку сам почитал Иисуса. А в 1099 году мусульмане не допустили разгрома церкви Рождества, вопреки указу душевнобольного халифа аль-Хакима. В XII веке стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского императора Мануила Комнена, а кровля храма покрыта свинцом. В 1482 году на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского) были проведены ремонтные работы по восстановлению крыши. В конце XVII века турки сняли с нее свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась.
Базилика Рождества Христова принадлежит трем христианским конфессиям — греческой, армянской и католической. В нее ведет узкий небольшой проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются „вратами смирения“. Внутренность храма поражает своей величественной простотой. Она имеет форму залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продольных кораблей. В верхней части колонн едва просматриваются изображения древних фресок. На стенах и полу храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена, а недалеко от притвора установлена крестильная купель VI века, по виду напоминающая колодец.
Главный алтарь храма принадлежит православным грекам, именно под ним находится пещера Рождества Христова, куда непрерывным потоком спускаются паломники по большим каменным ступеням. Пещера, пол и стены которой покрыты мрамором, имеет продолговатый вид и освещена 32 лампадами и десятками свечей. В восточной нише пещеры находится престол, на полу перед которым лежит серебряная звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира. По внутреннему кругу звезды надпись по-латыни: „Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа“.
Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к звезде. Вокруг этой ниши горят 15 лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Рядом с пещерой Рождества находится грот „Святые ясли“, в который ведут несколько ступенек. Именно туда Дева Мария положила маленького Иисуса.
Непрерывная молитва паломников
Во все времена для каждого христианина место рождения Христа являлось одним из самых священных, в Вифлеем стремились паломники со всех уголков христианского мира, особенно накануне праздника Рождества Христова. Многие из них оставили свои воспоминания об этом знаменательном в их жизни событии. Например, в записках „Села Дежнева девицы Анны Алексеевны и вдовы Прасковьи Степановны“, побывавших на Святой Земле в 1819 году, сообщается: „Поехали все верхами во град Вифлеем и митрополит, и все духовенство, и мы все паломники, коих было 8 тысяч. Как приехали в Вифлеем, началась пушечная стрельба, а потом начали служить Литургию. И продолжалось до самой ночи. На самое Рождество Христово началось всенощное бдение и Литургия“.
Известный русский писатель А.Н. Муравьев писал в своем „Путешествии по святым местам в 1830 году“: „Множество драгоценных лампад, дары всех христианских государей Запада, освещают сию пещеру, но другая живая картина, при бледном их свете, напомнила мне первое, радостное поклонение пастырей. Несколько пастухов арабских из Вифлеема, в тех же не изменившихся одеждах и с тою же первобытной простотой, стояли на коленах перед местом рождения Спасителя. Опираясь на долгие посохи, воссылали они молитвы к дивному Младенцу, и в их молебном лике исчезали столетия“.
И сегодня, когда вам доведется побывать в Вифлееме, в храме Рождества Христова, вас поразит огромное количество людей в нем. Европейцы, арабы, китайцы, индусы — все терпеливо выстаивают очередь к заветным ступеням в священную пещеру и потом долго не могут покинуть ее. Кладут земные поклоны, прикладываются с целованием к звезде и яслям, на коленях молят Бога о своих заветных нуждах на десятках человеческих языков, фотографируют, чтобы привезти близким запечатленную память об одной из главных святынь мира… В возникающей периодически суматохе и толчее царит какое-то всеобщее понимание торжественности момента, и никто не позволяет грубо отдернуть соседа, лишь раздается озабоченный голос гида или послушника, сопровождающего ту или иную группу: „Братья и сестры из Индии (Китая, России и т.д.), просьба подниматься к выходу, нам нужно ехать…“ Но лестница на выход еще долго остается пустой, а братья и сестры, стоящие плотно плечом к плечу, не торопятся, как будто пытаясь осознать происходящее. И, поднявшись из пещеры, медленно бредут к низкой двери храма, которую привратники уже пытаются закрыть на ночь, опуская перед ней тяжелую старинную лампаду. Глядя на эту многоликую человеческую семью, ради которой Создатель мира 2 тысячи лет назад принял человеческий облик, родившись в пустынной пещере, понимаешь, что только Его любовь искупила грехопадение ее праматери и праотца и оправдает все ее заблуждения.
Светлана Высоцкая