«Волки! Волки!»

16:29, 12 декабря 2013

Апокалипсис, который придумали мы

Поражает порой, как люди нецерковные и, мало того, декларирующие свою нецерковность, а то и антицерковность, используют церковные слова или понятия, наполняя их своим, самым неожиданным смыслом.

Возьмем слово «апокалипсис». Оно постоянно звучит с экранов кино и телевидения, в устах обывателей. Но как? Под этим словом понимают какую-либо глобальную катастрофу или войну, которая уничтожит цивилизацию. Между тем любому мало-мальски образованному человеку, просто хотя бы раз открывавшему Библию, известно, что это название последней книги Нового Завета. Первое слово названия — по-гречески «апокалипсис». А вернее, первое слово самой книги, ибо она названа по первому слову: «Откровение».

Авторство ее церковным разумом отнесено к евангелисту Иоанну Богослову, поэтому точнее было бы называть книгу «Откровение» Иоанна Богослова. Первые же ее слова говорят, Чье это на самом деле откровение: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр 1: 1).

Действительно, это возможно лишь Богу. Откровение, открытие, снятие покровов — другими словами, показ того, чему быть в будущем до самого конца человеческой истории. Сам Иоанн Богослов ничего бы не смог «открыть». Это дело Творца.

«Апокалипсис» — единственная пророческая книга Нового Завета. В ней таинственно открываются грядущие судьбы человечества. Характерно: книга носит радостный, оптимистический характер. Это событие того, чего мы просим в молитве Господней: «Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли».

Кaк осуществится то, о чем мы здесь просим, и какое участие в осуществлении этого мы сами можем и должны принять, — об этом и повествует нам книга «Откровение». Она благовествует о снятии всех проклятий, о новом небе и новой земле, где не будет ни смерти, ни плача, ни болезни.

Она содержит обетование о совершенном усыновлении человека Богу, о недостижимой в земной истории мере познания Бога, когда люди увидят Бога лицом к Лицу.

Как и все новозаветные книги, она несет Благую весть. Но будучи беспристрастным, Божественное Откровение о конечных судьбах содержит и грозные предупреждения (предостережения) отпавшему от Бога человечеству. И это застилает нам глаза, мы обращаем внимание далеко не на самое основное в содержании. Мы не видим светлого торжества, которое будет в конце. Люди, читая «Откровение», не обращают внимания на торжествующий и радостный характер того, что в конечном счете открывается нам от Бога, настолько нас поражает и устрашает описание Судов Божиих.

В наше время даже слова «апокалипсис», «апокалиптический» вызывают у людей чувство страха. Сразу представляются какие-то ужасы и катастрофы.

Вот в этом неправильном смысле массмедиа намеренно навязывают нам понятие апокалипсиса как глобальной катастрофы. Киногерои спасают мир, расстреливая демонов из пулеметов и пушек, отводят от Земли астероиды, отражают нападения инопланетян. А еще постоянно всплывают сообщения о концах света по разным календарям — как правило, несуществующих уже цивилизаций.

Все мы помним, какую массовую истерию устроили в 2012 году с концом света по календарю майя. Мы-то в России, конечно, больше посмеялись-поерничали по этому поводу, а на Западе был психоз. Люди сметали с прилавков соль, спички, свечи, батарейки, питьевую воду и консервы, надеясь пережить в подвале конец света. Да еще рыли эти подвалы, скупая соответственно стройматериалы.

Кто и зачем нагнетает истерию? Древние говорили: ищи, кому выгодно. Кинопрокатчикам и всей связанной с кино индустрии, продавцам, у которых скупили товары, журналистам, смаковавшим эту тему с маниакальной настойчивостью.

Но самое главное — это нужно врагам нашего спасения. Видимым и невидимым. Они замыливают слово апокалипсис среди ложных языческих концов света, среди техногенных катастроф, чтобы растоптать репутацию этой удивительной книги. А она настолько уникальна, что сказано: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего» (Откр 1: 3). Видите, не за подвиги, не за терпение, не за труд, а просто лишь за чтение этой книги Господь ублажает человека.

Из-за незнания того, что в ней написано, мы и так часто бываем посрамлены. То некие, имеющие ревность не по разуму, зароются в пензенские пески, то иные подадутся в пермские леса. Да, настанет время, как это написано в «Откровении», когда Церкви Христовой запрещено будет вести свою спасительную деятельность, и настанет время для бегства в пустыню, но не поодиночке, а всею Церковью по благословению священноначалия.

Поодиночке бегут дезертиры. Пока же Церковь имеет возможность совершать полноценную деятельность по спасению мира, жить полнокровной жизнью, а те, кто бегут в пустыню, суть кликуши, бросающие тень на всю Церковь. Это всегда на руку врагам Церкви.

Обратите внимание, как светские журналисты, рассказывая об очередной общине кликуш, убежавших в леса, стараются не упоминать или оговориться вскользь, что возглавляются они запрещенными, расстриженными лжесвященниками, а то и самосвятами. Это все делается, чтобы бросить тень на Церковь, чтобы зритель у телевизора сказал: «Да все они, православные, такие!» Неизвестно, какой при конце времен будет полнота православия — возможно, горстка верных, — но законными всегда будут действия всей Церкви, по благословению иерархии.

Но не будем слишком рьяно отталкивать запутавшихся «пензенских сидельцев» и подобных им. Ведь, в конце концов, их порыв был благочестив, хотя и привел к печально-неверному решению. Мы же все всё понимаем. Что происходит на самом деле? Действительно враждебные Богу и Церкви силы бросают нам вызов — как мы себя поведем? Но это — провокация, и провокатор ждет, что мы на нее клюнем. Следовательно, те, кто клюют, делают, как хочется врагам.

А им хочется, чтобы Церковь раньше времени прекратила свою спасающую миссию, раньше срока закончила жатву. Но жатва будет продолжаться до последнего колоса, и прекратится, когда нива людская будет рождать лишь плевелы. То есть пока наше общество еще рождает из своей среды людей, способных уверовать и прийти к Богу, Церковь должна хотя бы просто не исчезнуть, а пребыть до конца, пока в нее войдет остаток спасаемых.

А кликуши и масс-культура мусолят тему конца света для того, что когда Церковь действительно возвысит свой глас, соберет остаток верных чад своих и повелит спасаться в пустыне, тогда, как надеется враг, с нею произойдет то, что с известным мальчиком-пастушком из притчи. Скучая, он кричал: «Волки! Волки!» Селяне прибегали, а он потешался. Так произошло несколько раз, и вдруг пришли волки. Сколько он ни звал, на помощь никто не пришел.

Не поддадимся же на провокации.

Дмитрий Романов

Гравюра Явление Иоанну Христа и сути семи Церквей. Кунстхалле, Карлсруэ, Германия

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.