Воссияла весна постная — цвет покаяния

18:24, 9 марта 2012

Начался Великий пост. Впереди, казалось бы, многодневное и „однотонное» странствие по пути самоотвержения, очищения, „удобрения своей души». Но, случается, проходит неделя, вторая, а к посту мы так и не подошли всерьез. Не успели. Не успели настроиться на особый внутренний лад, чтобы привести свою жизнь в соответствие с назидательными правилами и особыми богослужениями Церкви, а уже незаметно приблизилась Пасха. В сердце еще по-прежнему гнездятся обиды, лежит тяжелая печать тревог и страхов, не удалось поправить то, что безнадежно сломано в нашей собственной жизни… Как сделать, чтобы Великий пост не прошел даром, стал не номинальным, а действительным двигателем нашего бытия? Об этом мы решили порассуждать вместе с читателями.

Среди верующих всегда найдется категория людей, которые по тем или иным причинам поститься не могут. Это, к примеру, больные, дети и беременные жен¬щины. Для них Церковь делает послабление поста.

„Но это не должно означать, что пост проходит мимо нас»— делится своими мыслями Ольга, молодая мама, которая ждет второго малыша.— Наоборот, чувство ущемленности по отношению к другим, имеющим возможность поститься, сподвигло меня более серьезно сосредоточиться на другом аспекте поста. Пост заключен не в еде — тогда в чем? В особом настрое души. А как его достичь?

Для меня это — выкроить среди домашних хлопот и забот вокруг маленького ребенка время. Время помолиться, почитать, подумать. Полагаю, для всех мам, особенно многодетных, делать усилие и находить каждый день в течение всего поста время для молитвы — своего рода подвиг».

Невозможность для некоторых христиан соблюдать пост в гастрономической части компенсируется тем, что они могут обрести подлинный смысл поста в других сферах,— важно ведь соблюдение канона посильное, а не формальное, откуда недалеко и до лицемерного его восприятия.

Во время поста значительно меняется богослужебный строй. Службы длиннее обычного, сопровождаются земными поклонами. Пение особое, великопостное, да его вообще гораздо меньше, в основном — чтение. Храмы переполнены людьми, особенно в выходные дни, поскольку Великим постом все стараются чаще каяться и причащаться, приходят даже те, кто вспоминает о своей душе раз в год.

В эти дни возрастает нагрузка на священнослужителей, которая еще более увеличивается на Страстной неделе.
„Для священника Великий пост — время особенное,— считает иерей Олег Стручков, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца рабочего поселка Дальнее Константиново,— так как у нас появляется возможность донести до большего количества людей весть о воскресшем Спасителе, о необходимости жить полнокровной церковной жизнью, участвовать в ее спасительных таинствах, углублять свой евхаристический опыт. Кроме того, время поста помогает каждо-му из нас заглянуть в свое сердце, в глубины души.

Дело в том, что когда человек живет в режиме поста, строже относится к своей внутренней жизни, его мысли приходят в состояние просветления. Он начинает замечать то, что было ему недоступно, видеть фронт невидимой борьбы, которая, по словам Ф. М. Достоевского, совершается на поле наших сердец.

Действительно, самое страшное для верующего человека состояние — это состояние неведения, сна духовного. Об этом предупреждают многие святые отцы. Святитель Феофан Затворник советует: „Внутренность свою надобно уязвлять и тревожить, чтоб не уснуть. Во сне и Самсона связали, и остригли, и силы лишили“.

Для монашествующих Великий пост — это время, когда усиливаются подвиги внутреннего делания, время наивысшего напряжения и накала духовного, словно попытка сделать рывок из сетей греховных привычек и привязанностей.
„Пост — в первую очередь трезвение и внимание к самой себе, поскольку это вторая ступень к смирению, главной хри-стианской добродетели, — рассуждает монахиня Апполинария.— Если до поста события повседневной жизни шли своим чередом и в основном были продиктованы внешней необходимостью, то постом они становятся в прямую зависимость от движений души. Обостренная внимательность к каждому движению души, поступку становится первостепенной обязан-ностью, с которой надо жить в течение всего поста. Трезвение и внимание можно легко потерять, особенно когда занятие молитвой становится привычным делом. Еще один призыв Великого поста — это научиться сораспинаться Христу, жертвовать своим временем, своей свободой, удобством, отказаться от самого необходимого ради духовного обновления“.

Жизнь современного человека, несомненно, сложна. Многим людям не всегда удается исполнять предписания Великого поста в полной мере. Но главное, что у многих есть искреннее стремление к этому.

„Для меня настоящим руководством, помощью в пост является книга Ивана Шмелева «Лето Господне»,— рассказывает заместитель директора музея Н. А. Добролюбова по научной работе Галина Дмитриевская.— В этой книге чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный строй народной жизни. Особенно дорого то, что смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев показаны в этой книге глазами ребенка. Перед нами мальчик, который слышит наставления взрослых, g преломляет их через свое сознание. И в то же время он чувствует радость жизни,хочет веселиться, но боится греха. Книга как раз начинается главой про о Великий пост — «Чистый понедельник». Рассказывается, как в доме в прошлые времена убирались яркие ковры, занавески, люди одевали скромную одежду с продранными локтями и заплатками, из дома изгонялся дух жирной масленицы,— в корне менялась бытовая сторона жизни.

Ранее закрывались театры, кабаки, то есть все увеселительные учреждения. Сейчас пост не занимает такого внешне ярко выраженного места в жизни России. Однако на уровне своей семьи мы в состоянии ввести эти перемены.
Мы не смотрим телевизор, не ходим в кино. Если звучит музыка, то классическая, спокойная. Стараюсь слушать духовные песнопения, чтобы настроить душу на великопостный лад, проникнуться его светлой печалью. Великим постом я стараюсь как бы утишить, приглушить свою жизнь, идти по пути отказа от излишеств в пище, лакомств, развлечений, правильно строить взаимоотношения с людьми. Обиды, ссоры, конфликты, выпячивание своего «Я» противоречат идее поста».

Коренная перестройка жизни Великим постом достигается с трудом. Пенсионерка Наталья Носова, как многие люди ее поколения, обрела веру совсем недавно. „Я не налагаю больших ограничений на свою жизнь во время поста,— признается Наталья Васильевна,— поскольку уверена, что резкими мерами, нахрапом такие тонкие вещи, как изменение внутренней жизни, не осуществить. Во время поста я стараюсь себя ограничить в резких выражениях, неблагостных помыслах, смиряю обиды на ближних. Все время вспоминаю про милосердие Спасителя, всегда всех прощавшего“.
Каждый из нас подходит к подвигу Великого поста в меру своего возраста, духовного опыта, душевно-телесного багажа. Мера поста, в зависимости от всех внешних и внутренних факторов, у каждого своя, и определяется она по согласованию со священником и со своей совестью. Однако есть общее объективное требование — принять пост всерьез, чтобы не было, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, разделения между духом и теорией Великого поста, ибо в противном случае наш подвиг теряет всякий смысл.

Текст Марины Дружковой