— Отец Александр, Вы недавно вернулись из Самары, где проходили торжества, посвященные 10-летию возрождения Самарской Духовной Семинарии. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и расскажите о современной жизни этой Духовной школы.
— Самарская Духовная Семинария сегодня является солидным духовным учебным заведением и несомненно входит в число лучших семинарий Русской Православной Церкви. Она насчитывает около 150 студентов на стационаре и более 200 на секторе заочного обучения. 50 преподавателей, среди которых профессора и доценты светских вузов, выпускники духовных академий, кандидаты богословия, священнослужители епархии, читают лекции, проводят семинары и практические занятия со студентами. Ректором Духовной школы является архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, который уделяет семинарии особое внимание. Он сам читает на 4 курсе Священное Писание Нового Завета, часто лично общается со студентами, бывает на занятиях, вечерней и утренней молитве, трапезе.
Торжества, посвященные 10-летию возрождения семинарии, были приурочены к престольному празднику – Дню памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. 9 октября в стенах Духовной школы проходила научно-практическая конференция «Духовное образование в современном мире». В этот же день вечером в кафедральном соборе было совершено торжественное Всенощное бдение, а на другой день утром Божественная Литургия. В воскресенье вечером в семинарском храме архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении преподавателей семинарии и гостей в священном сане совершили Всенощное бдение, а в сам день праздника – Божественную Литургию и молебен с крестным ходом.
Затем в актовом зале на торжественный акт, посвященный юбилею, собрались участники торжества и многочисленные гости, среди которых были представители местной власти, ректоры светских вузов, представители городской общественности, преподаватели духовных школ из других епархий.
После торжественного акта состоялся праздничный концерт. Торжества прошли на должном уровне и оставили у всех гостей самые добрые впечатления.
— Отец Александр, Вы, наблюдая за положением дел в Самарской Духовной Семинарии, естественно, сравнивали ее с нашей Духовной школой. Каковы отличия и по каким направлениям в Самаре преуспели больше, чем в Нижнем?
— Первое преимущество, которое сразу обращает на себя внимание – это семинарский комплекс зданий и их состояние. Духовная школа располагается в двух больших корпусах – трехэтажном старом и четырехэтажном вновь построенном. Прекрасный актовый зал, библиотека, огромный читальный зал, вместительная трапезная и, наконец, благоустроен-ное общежитие, где в каждой из комнат проживают по четыре студента – это то, о чем нам остается только мечтать. Хотя по внешнему состоянию наши аудитории, актовый зал и другие помещения чище и уютнее, но в целом по площади наша семинария несомненно уступает Самарской, особенно это касается общежития, которого нам катастрофически не хватает, и библиотеки, нуждающейся в помещениях под хранилище и вместительного читального зала.
Другим весьма важным преимуществом является наличие в Духовной школе собственного семинарского храма, расположенного в самом здании. Здесь совершаются как богослужения, так и вечернее и утреннее правило. Из-за недавнего перевода нашей семинарии в кафедральный собор мы испытываем целый ряд неудобств. Будничные певческие группы поют в монастыре, на праздничные службы нас возят на автобусах в собор, где свой строй жизни, свои порядки. Семинария должна иметь свой храм, в котором богослужения были бы органично включены в духовный ритм жизни студентов и преподавателей. В Самаре все собрано воедино: и храм, и аудитории, и общежитие – это замечательно.
Самарская семинария богата еще и прекрасным церковным музеем, где представлены замечательные экспонаты: иконы, книги, облачения, старинные фотографии, личные вещи двух знаменитых святителей, раннее занимавших Самарскую кафедру: Митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева). Наша Духовная школа также имеет свой музей, но по площади он несравненно уступает самарскому.
Но все-таки семинария – это прежде всего учебный процесс и, конечно же, сами люди, а не только стены, книги и оборудование.
И вот здесь я от положительных оценок вынужден буду перейти к осторожной критике. Это будет не столько указание на недостатки, сколько несогласие с руководством семинарии по целому ряду вопросов, касающихся характера, направления и организации учебного процесса.
Во-первых, быстрый рост семинарии в Самаре был обеспечен за счет привлечения из вузов города значительного числа светских преподавателей, среди которых много женщин. Это имело как положительные, так и отрицательные результаты. С одной стороны, обеспечен высокий уровень преподавания, с другой, привнесен дух светского учебного заведения. Кроме того, и часть преподавателей в священном сане до рукоположения закончили сначала институты и университеты и только потом заочно духовные учебные заведения. Например, мой коллега, проректор по учебной работе, кандидат филологических наук — после вуза заочно закончивший Свято-Тихоновский богословский институт и не имеющий степени кандидата богословия.
В нашей преподавательской корпорации есть и светские преподаватели, но они не составляют большинства. Очень важно, чтобы в Духовной школе основную тональность задавало духовенство, причем такое, которое само восприняло традиции Московской и Санкт-Петербургских Духовных школ. Светские же преподаватели должны проникаться этим духом семинарии и включаться в самобытный строй жизни Духовной школы.
Во-вторых, Самарская семинария имеет свой, существенно отличающийся от нашего учебный план. Ее руководство поставило перед собой задачу в будущем получить государственную аккредитацию и выдавать своим выпускникам диплом о высшем обра-зовании государственного образца. Условием получения аккредитации является следование государственным стандартам по теологии, включающим в себя целый ряд светских дисциплин: математику, физкультуру, основы медицинский знаний, ОБЖ, экономику и т.д. Выполнение государственного стандарта возможно исключительно за счет сокращения часов на богословские дисциплины. Это невосполнимая потеря, которая, на мой взгляд, не может быть оправдана никакими аккредитациями. В этом случае пастырская школа теряет свои основы и изменяет своим главным целям.
По приезде из Самары я внимательно изучил учебный план и расписание данной семинарии и убедился в этом воочию. Для наглядности – несколько примеров. По основному богословию в Самаре читается одна лекция в неделю на IV курсе, у нас две лекции в неделю на этом же курсе и две лекции на V курсе по апологетике, которая там отсутствует вовсе, так же как и библейская история, практикум по ЦСЯ, пастырское богословие, аскетика и др., меньше часов отведено на Историю Русской Православной Церкви, сравнительное богословие, литургику, церковное право. Совершено неоправданным представляется изучение с I курса в течение трех лет истории архаических и нехристианских религий. Логично исследовать нехристианские религиозные доктрины после усвоения основ своего христианского вероучения. Это дает возможность делать глубокий сравнительный анализ и оценивать с христианских позиций иные религиозные учения. В Нижегородской семинарии история религий читается на IV курсе – две пары в неделю.
Приспосабливание к новым требованиям обнаруживается и в изменении традиционно установившихся названий дисциплин, например, нравственное богословие называется этикой и аксиологией в религии. Все эти нововведения объясняются необходимостью со стороны государства во что бы то ни стало добиться признания семинарии как равноправного со светскими школами высшего учебного заведения. Это признание несомненно желательно, но какова его цена? Если это действительно так необходимо, не лучше ли увеличить срок обучения в семинарии до шести лет, но при этом сохранить в полноте весь блок богословских дисциплин, причем светские дисциплины поместить отдельно на VI курсе, чтобы не разрывать взаимосвязанные богословские предметы?
— О. Александр, Вы считаете, что выпускники Нижегородской Духовной Семинарии не нуждаются в дипломе государственного образца о высшем образовании? В таком случае на них нельзя будет рассчитывать как на преподавателей основ православной культуры в школе или других государственных учебных заведениях.
По-моему мнению, было бы неправильно утверждать, что все без исключения выпускники семинарии остро нуждаются в государственном дипломе. Прежде всего, мы готовим пастырей Церкви – это наша главная задача. Преподавательская работа – удел не каждого священника, но это не означает, что выпускники Нижегородской Духовной Семинарии должны навсегда оставить мысль о получении высшего образования. Сегодня в Нижегородском педагогическом университете продолжают обучаться 30 наших выпускников, среди которых есть и священники. После трех с половиной лет обучения заочно они получат диплом о высшем образовании. Такая форма сотрудничества со светским вузом позволяет нам достичь двух целей, во-первых, сохранить самобытность и независимость семинарского образования от государства, во-вторых, подготовить из своих выпускников в стенах вуза будущих преподавателей, которые получат законное право преподавания теологических дисциплин в государственных учебных заведениях.
— Выпускник семинарии – это не только ученый богослов, но и человек, ведущий христианский образ жизни. Как поставлен воспитательный процесс в Самарской семинарии?
— Об этом мне судить весьма сложно, ибо двух, тем более праздничных дней, для этого, очевидно, не достаточно. Но одну деталь я для себя отметил: дежурными помощниками проректора по воспитательной работе там являются студенты старших курсов. Это не может обеспечить ни должного порядка, ни контроля над студентами, что в Семинарии совершенно необходимо.
— Считаете ли вы поездку в Самару полезной для себя как проректора и преподавателя семинарии?
— Да, несомненно. Возрождение духовного образования и в Самаре, и в Нижнем началось почти одновременно. Мы преодолевали за прошедшие 10 лет одинаковые трудности и одни и те же болезни роста. Знакомство с опытом Самары дает нам возмож-ность увидеть собственные недостатки и недоработки и постараться исправить их, а так-же, отмечая упущения и ошибки самарцев, избежать их в созидании нашей Духовной школы.
— О. Александр, позвольте поблагодарить Вас за то, что вы согласились ответить на вопросы, и пожелать и Нижегородской и Самарской Духовным школам помощи Божией в трудах на благо святой Церкви.
Материал подготовил студент II курса Нижегородской духовной семинарии Роман Собко
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.