Ежегодно и … ежедневно Церковь вспоминает удивительное событие. Ежегодно она встречает великий двунадесятый праздник Сретения Господня, ежедневно — за вечерним богослужением устами чтецов или певцов возглашает песнь праведного Симеона Богоприимца.
Единожды торжественно встретил Симеон в храме Господа, многократно — тайно в душах своих во время молитвы и при искреннем причащении Святых Христовых Тела и Крови встречают Его верующие и благочестиво живущие христиане.
Предыстория праздника такова. В III веке до Р. Х. Птоломей, царь египетский, основатель знаменитой Александрийской библиотеки, пожелал собрать в ней Писания всех покоренных ему народов в переводе на греческом языке, бывшем тогда во всеобщем употреблении. Иудея в то время была под властью Египта. Чтобы исполнить волю царя, Синедрион избрал семьдесят искусных переводчиков, или, как их обычно называют, толковников. Среди них был и праведный Симеон.
Занимаясь переводом книги пророка Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился. Думая, что в текст вкралась ошибка, он хотел вместо «дева» написать «жена», но явившийся Ангел Господень удержал его руку, говоря: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон жил ожиданием пришествия Христова, жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу.
Празднуемая нами Встреча (по-славянски — сретение) произошла благодаря тому, что по Ветхозаветному Закону родители Младенца Иисуса должны были совершить два обряда: освятить первенца и принести очистительную жертву после рождения ребенка.
Закон гласил: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх. 13,2).
Согласно этому закону, каждый перворожденный мужского пола, как дети, так и животные, были посвящены Богу. Этот закон свидетельствовал о милосердии Божием, дающем людям жизнь, в этом было его воспитательное, педагогическое значение. Всякое первородное, все «начатки» посвящались Богу, чтобы непрестанно помнить, Кому на самом деле принадлежит всё, чем, казалось бы, владеет человек. Если бы этот закон исполнился буквально, он подорвал бы существование человечества вообще. Поэтому существовал обряд, называвшийся «выкуп за первородного». (Числ. 18,16). В законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра (приблизительно 70 граммов серебра) родители могли, что они и делали — выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения.
В отношении очистительной жертвы после рождения ребенка закон был таков. Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней, и в течение восьмидесяти дней после рождения девочки. Она могла выполнять свою будничную домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде (Лев. 12). По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано (Лев. 12), что если женщина не может купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубей вместо ягненка и голубя называлось «жертвоприношением бедных». Именно такое жертвоприношение и принесла Пречистая Дева Мария.
Евангелист Лука описывает таинственную Встречу: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 25–38).
Такова историческая сторона празднуемого события, таинственный же, умозрительный смысл его раскрывают богослужебные тексты праздника. Авторы службы праздника, преподобные Косма Маиумский и Андрей Критский в возвышенных образах описывают то, чего не увидел бы свидетель той Встречи, находись он неподалеку в Храме.
Того, Кто до начала времён, прежде Денницы «воссиял от Отца», а «напоследок же от ложесн Девических», Того, Кого носят на «колеснице Херувимской и воспевают в песнях Серафимских», Богородица Мария на руках принесла в Храм. Здесь Он, в Своём Святилище, сидит, как на престоле, на старческих руках и от мнимого отца своего Иосифа принимает дары так, как это и подобает Богу. Прп. Андрей Критский богословствует: «Принимает… яко супруг горличищ, нескверную Церковь и от язык новоизбранныя люди, голубина же два птенца, яко Начальник Ветхаго же и Новаго» («Принимает… под видом пары горлиц нескверную Церковь и новоизбранных людей из язычников, а двух голубиных птенцов, как Основатель Ветхого и Нового Заветов»).
Старец, как это видится, держит Младенца, но на самом деле Младенец держит старца, так как тот просит отпустить его. Один из припевов на 9-й песни канона весьма живописен и трогателен: «Не старец Мене держит, но Аз держу его, той бо от Мене отпущения просит». Получив исполнение обещания, Симеон, «благословя Деву Марию Богородицу, страстей образы, Иже из Нея, провозгласи» («Благословив Деву Марию Богородицу, предсказал образы страдания Рожденного от Неё»).
Вознося свое прошение к Богомладенцу, Симеон оставил нам на все времена свою вдохновенную песнь «Ныне отпущаеши…». Песнотворцы, многократно на протяжении службы цитирующие её, приглашают и нас, молящихся, придти и «Божественными песньми» Христа встретить и принять Его, «Егоже спасение Симеон виде».
Будучи в пророческом духе, праведный Симеон изрек удивительные слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…». Можно сказать, он подвел черту, обозначил некий рубеж в человеческой истории. Впредь, во все времена, никто из услышавших о Христе не сможет остаться безотносительным к Нему. Либо человек принимает Евангелие Царствия, становится Христовым, либо он становится врагом Христа. Остаться нейтральным никто не сможет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11,23).
Обращаясь к Пречистой Деве, он сказал: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…». Впоследствии, стоя при Кресте Распятого, Пресвятая Богородица испытала всю горечь слов Симеона, сказанных Ей. Лицезрение страданий Божественного Сына и было тем оружием, которое прошло (пронзило) материнское сердце.
Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, на Западе с V века. В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать его с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам: читатель, наверное, обратил внимание на то, что цвет церковных облачений на богослужении Сретения — голубой, то есть Богородичный. Припев к ирмосу 9-й песни широко известен и любим: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих».
Таково значение одного из Сретений, описанных в Евангелии, Сретения Заветов: Ветхого и Нового. Последние праведники Ветхого Завета почтили Основателя Нового.
Встречая Христа с пастухами вифлеемскими и с волхвами, с Симеоном и Анной в храме, с Предтечей на Иордане, с детьми еврейскими при входе Его в Иерусалим, встречая Его ежедневно во время Литургии, ожидаем последнего Сретения Господа, по слову апостола Павла, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Сол. 4, 16–17).
Дмитрий Романов,
студент МДС (газета «Православное слово в Нижнем Новгороде»)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.