Встреча с Богом

20:09, 14 февраля 2011

Сретение Господа нашего Иисуса Христа — удивительный праздник. Ветхий и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца, возвестив о приходе в этот мир Творца. В тот памятный день человечество в лице старца Симеона встретилось с Богом, Новый Завет — с Ветхим.

«Сретение» в переводе с церковнославянского означает «встреча». В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк 2: 22–40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский Храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев 12) женщине, родившей младенца мужского пола, было запрещено входить в Храм Божий в продолжение 40 дней. После этого срока мать приходила в Храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в Храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Праведный Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2: 29–32).

Об истории и духовном смысле праздника рассказывает первый проректор Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия, доцент протоиерей Александр Мякинин.

—Отец Александр, праздник выпадает на 40-й день после Рождества Христова. Это неслучайно? Есть мнение, что в древности он завершал Рождественский цикл.
—Празднование этого события на 40‑й день после Рождества соответствует свидетельству евангелиста Луки, а также требованиям ветхозаветного Закона об окончании дней очищения, когда в Храм приносилась жертва и родившая женщина входила в обычный режим религиозно-ритуальной жизни.

Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию Закона.

—Почему в Древнем Израиле родители должны были «выкупать» у Бога своих первенцев?
—Чудесное избавление израильских первенцев от десятой египетской казни было причиной установления впоследствии закона о посвящении всех первенцев народа Богу для служения Ему при скинии, а потом при Храме. Но священническим коленом по воле Божией стали потомки Левия, первенцы всех иных колен при посвящении их Богу «выкупались», то есть освобождались от священнических обязанностей за 5 сиклей серебра. Это относилось к Младенцу Иисусу, происходившему из колена Иудина.

Богоматерь и Иосиф Обручник принесли двух голубиных птенцов— жертву, по Закону допустимую лишь для бедняков. После принесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним две молитвы: одну— на тему Закона о принесении выкупа, другую— с благодарением за рождение первенца.

—Для чего Господь так тщательно исполнял все требования ветхозаветного Закона, если впоследствии его отменил?
—Ветхозаветный закон отменен по форме, но исполнен, то есть наполнен по содержанию. Если он весь сводится к двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему, то разве в Новом Завете не к тому же призывает Господь? Исполнение Христом всех предписаний Закона свидетельствует, что это Закон Божий, а значит, обязательный для всех и для Него как Человека. Этим Он являет нам пример послушания Небесному Отцу, волю Которого Господь и пришел совершить.

—О чем пророчествовал старец Симеон, говоря: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,.. да откроются помышления многих сердец»?
—Он предсказывал Духом Святым, что Христос станет причиной радикального размежевания израильского народа, который Его отвергнет и таким образом потеряет для себя Бога, и народов языческих, которые Его примут и обретут истинное богопознание. Он станет также и «предметом нареканий». Достаточно вспомнить историю Вселенских соборов, когда велись жаркие споры о Христе. Кто Он: Бог, Человек, высшее творение, реальная личность или призрак? Господь открыл «помышления многих сердец» в том смысле, что Его явление в мир поставило людей перед необходимостью определить к Нему свое отношение. А это напрямую зависит от их духовного состояния. Таким образом, сокрытое в сердцах человеческих стало явным благодаря Христу.

Старец Симеон ясно говорит о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Отныне уже нельзя будет пребывать в спокойном, «комфортном» безразличии к вопросам веры, равнодушно отказываясь от следования за Истиной: с этого дня человечество должно разделиться как бы на «два лагеря» по принципу «за Христа и в Боге» или «против Христа и вне Бога».
Кроме этих слов, Симеон добавляет, говоря уже о судьбе Богоматери: «и Тебе Самой оружие пройдет душу». Слова об «оружии», которым будет пронзено сердце Богородицы,— это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит испытать в день, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Собственного Сына.

—Двунадесятые праздники делятся на господские (в честь Спасителя) и Богородичные (в честь Божией Матери). Сретение к каким относится? По названию— к Господским, а по облачению духовенства в этот день— к Богородичным?
—Само наименование воспоминаемого евангельского события указывает, что это праздник Господский, но в богослужении присутствуют элементы праздника как Господского, так и Богородичного. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Это объясняется участием Пресвятой Девы в таинственной встрече Богомладенца Христа с праведным старцем Симеоном, что указывает на рубеж двух Заветов и исполнение древних обетований.

Духовный смысл праздника— в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода— лицом к лицу— с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения.

—Для чего в состав ежедневного богослужения включена песнь старца Симеона «Ныне отпущаеши»?
—Христианин должен проживать каждый свой день как последний и постоянно являть готовность предстать перед Судией всех Богом. Ежедневное употребление в вечернем богослужении песни старца Симеона призвано напомнить об этом христианину, подвигнуть его к раскаянию в грехах, примирению с ближними и приуготовлению себя к возможному переходу от временной жизни к вечному бытию.

—Почему праведный Симеон назвал Христа «Светом во откровение языков»?
—Свет— это условие, при котором человек может видеть и познавать окружающий его мир. Именно поэтому слово «свет» часто употребляется в значении познания. Отсюда термин «просвещение» как приобретение знаний. Христос есть Свет миру, Свет во откровение народов, ибо Он через Свое воплощение, учение, смерть и воскресение дал людям истинное знание о Боге и открыл путь к вечной жизни в Нем.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.