За каждой иконой стоит человек

11:14, 13 февраля 2024
Как выпускница биофака стала иконописцем

Наша история — о Марии Климашиной (в девичестве Филенкова), девушке со вполне мирскими ориентирами и увлечениями: учеба в университете, рисование… Да мало ли таких положительных девушек училось и учится в нижегородских вузах! Но есть такое простое чудо: Господь призвал. И расположил обстоятельства жизни человека таким образом, что тот пришел к Нему. Не все призванные в конечном итоге откликнутся, так было всегда. Но это не о нашей героине.

Когда важны детали

Родилась Мария в небольшом селе Михайловском Воротынского района Нижегородской области. С самого детства очень любила рисовать, часами могла засиживаться в компании карандашей и красок. Читая детскую Библию, перерисовывала оттуда иконы. Некоторые из них она до сих пор хранит как память.

В детстве у девушки было желание стать художником и поступить в Нижегородское художественное училище после девятого класса. Однако родители не разрешили это сделать, и Мария продолжила обучение в школе до 11-го класса, но мысли о том, чтобы стать художником, ее не оставляли. В это время некоторые люди убеждали ее, что рисованием достаточно денег не заработаешь — чтобы обеспечить свое будущее, стоит стать врачом.

Под влиянием советов Мария решила попробовать поступить в медицинский университет, однако не набрала проходных баллов по результатам ЕГЭ. В итоге после окончания школы она поступила на биологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Несмотря на то, что будущая профессия ей не нравилась, девушка погрузилась в учебу, но и тут всегдашнее увлечение сыграло ей на пользу. Как известно, все студенты-биологи делают много рисунков. При этом кто-то уделяет этим зарисовкам больше внимания, кто-то рисует схематично и порой даже небрежно, лишь бы зачли альбом. Мария же рисовала с особым усердием, старалась отрисовать каждую деталь.

— Мне даже оценку на экзамене ставили выше заслуженного, только за то, что альбом был красиво и аккуратно оформлен, — вспоминает она. — Рисование очень выручало!

Оно было не только палочкой-выручалочкой в учебе, но и источником приятных подарков для близких. Мария часто рисовала своих подруг и родственников с фотографий, и, несмотря на то, что художественной школы за плечами не было, портреты получались.

«Молись Богородице!»

Когда наша героиня перешла на второй курс университета, в семье случилось горе: умер от онкологии отчим, прямо в храме, после причастия. Перед самой смертью, по словам ее мамы, он видел двух ангелов в белом.

— В храм он до этого не ходил, только маме давал деньги на свечки. Надеюсь, что Господь его спас, и, возможно, его молитвами, и я в храм стала ходить после его смерти более осознанно. Стала много читать православной литературы, часто ходила на службы в нижегородский Крестовоздвиженский монастырь, трудничала там, общалась с матушкой Филаретой и сестрами.

Постепенно у Марии возникло желание научиться писать иконы. Ведь если дал Бог талант в чем-то, нужно его развивать. Поэтому, когда в первых числах сентября 2013 года на глаза попался номер газеты «Ведомости Нижегородской митрополии» с объявлением о наборе в Школу молодого иконописца при Никольском соборе Нижнего Новгорода, она решила позвонить. К большому сожалению, ей сообщили, что мест уже не осталось.

Но, видимо, это было лишь испытанием твердости ее намерения.

Вскоре, 23 сентября, в Крестовоздвиженский монастырь прибыла с Афона «Страстная» икона Божией Матери. Это было большое событие в обители. После торжественного и многолюдного богослужения матушка Филарета подвела Марию для благословения к иеромонаху Филофею, насельнику Кутлумушского монастыря, иконописцу, написавшему эту икону, и сказала, что эта девушка хочет научиться писать иконы.

— Отец Филофей сказал мне такие слова: «Молись Богородице перед иконой Страстной, и Она Сама всему тебя научит», — говорит Мария.

Через несколько дней в Крестовоздвиженском монастыре был престольный праздник Воздвижения Честного Креста Господня, приезжал владыка Георгий. Мария стояла на вечерней службе праздника, когда на телефон ей пришло сообщение: «Если хочешь учиться в иконописной, позвони».

— Я перезвонила, и меня пригласили на собеседование. На следующий день, 27 сентября, я была уже принята на обучение. Удивительно, ведь мест не было! Обучение тогда было бесплатным, много людей звонило и места быстро закончились, видимо, кто-то не явился либо передумал, и перезвонили каким-то чудесным образом именно мне! Думаю, молитвами иеромонаха Филофея и матушки Филареты случилось такое чудо!

Развиваться!

Мария поступила на иконопись на последнем курсе университета, поэтому год прошел напряженно. С восьми утра до четырех вечера — университет, затем до девяти — занятия иконописью в Никольском храме. Лишь в десять вечера она возвращалась в общежитие.

— С Божией помощью окончила университет, — вздыхает наша героиня.

Сразу после окончания университета матушка Филарета предложила пожить в монастыре. Утром послушания, потом учеба и снова послушания…

— Одновременно я с сестрами ходила на курсы клиросного пения. Богослужения и занятия занимали большую часть моего времени. Мне советовали выбирать что-то одно: либо пение, либо иконопись, но хотелось и тому и другому учиться.

Господь помог: в монастыре Мария научилась петь и регентовать, вела службы, за что очень благодарна Богу и матушке с сестрами. Окончив иконописную школу, написала диплом — храмовый образ святых первоверховных апостолов Петра и Павла для нижегородского Никольского собора. Она благодарна своим учителям Татьяне Берковой и Михаилу Соколову за поддержку и чуткое руководство в создании икон.

Марии всегда хотелось продолжать писать иконы, развиваться в этом промысле, учиться дальше. В монастыре, к сожалению, такой возможности не было. Через четыре года пребывания там она получила благословение поехать домой.

— Через несколько месяцев я вернулась в иконописную мастерскую при Никольском храме. Трудилась там над иконами, одновременно пела на клиросе и училась в Нижегородском губернском колледже на преподавателя музыки.

В 2020 году Мария вышла замуж за студента Нижегородской семинарии Михаила Климашина.

­— Через несколько месяцев после бракосочетания мне сделали сложную операцию на головном мозге. Это тяжелое испытание мы пережили вместе. Супруг меня очень поддерживал, молился. Я ему так благодарна! — делится Мария. — Семья и материнство очень важны для меня. Сынок Георгий теперь главная «икона», которую мы пишем вместе с мужем.

Полное погружение

Часто ли, стоя перед образом в храме и вознося молитвы Господу, Богородице и святым, мы задумываемся о том, кто создал для нас это окно в горний мир, кто часами выверял пропорции, смешивал цвета? Трудоемкий процесс написания святого образа требует от мастера не только технических навыков, но и духовной глубины. И этот путь иконописец совершает ради Бога и ближнего.

Сейчас Мария пишет дома. Ее любопытный малыш так и норовит взять в руки кисть и внести свою лепту.

— Каждый раз перед работой приходится доставать все материалы с верхних полок после того, как убрала подальше и повыше, — рассказывает мама-иконописец. — Поэтому пишу преимущественно только когда мне помогает муж — гуляет или играет с ребенком.

А ведь нужна еще и молитва, это необходимое условие в труде иконописца. Перед началом любой работы Мария обязательно молится, прося помощи у Господа и святого, чей образ пишет. Для полного погружения в работу читает житие святого.

Девушка работает на заказ. Образцы для икон ищет в интернете, книгах, альбомах. Она создает канонические образы, копируя древние иконы или используя хорошие образцы современных иконописцев.

— Я постоянно учусь и совершенствую свои навыки, это очень важно. У меня большая коллекция книг по иконописи. Даже когда не пишу иконы, люблю смотреть образцы — это для меня отдых и приносит радость.

Кроме написания икон Мария занимается их реставрацией. Этот процесс более сложный и трудоемкий.

— Моей подруге удалось спасти две иконы, которые принесли в храм для сжигания. Она передала их мне, и я отреставрировала оба образа: Владимирской Божией Матери и Иоанна Крестителя. Затем икону Богородицы подруга вместе с родителями подарили в женский монастырь во Владимирской области, а образ Иоанна Предтечи — в храм села Пертнуры Республики Марий Эл.

Время на написание икон всегда уходит разное. Например, Казанскую икону Божией Матери Мария писала несколько лет. Долгое время она лежала недописанной, жизненные обстоятельства не давали ее закончить. Однажды даже пришлось все полностью счистить и начать писать заново. Но в конечном итоге работа была успешно завершена.

Сейчас Мария, несмотря на заботы материнства, продолжает работать. Пишет образ святителя Луки Крымского для храма Рождества Пресвятой Богородицы в родном селе Михайловском. Пожелаем ей успехов и доброго здравия!

Вероника Калинина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.