За скобками пятой заповеди

17:58, 18 января 2023
Докуда простирается родительская власть?

Отношения отцов и детей — неисчерпаемая тема как бытовых разговоров, так и произведений литературы, философских трактатов, святоотеческих наставлений и наконец пятой Божественной заповеди Моисеева Декалога. Как правильно воспитать свое чадо, не навредить ему, чему и когда учить — этими и многими другими вопросами извечно задается старшее поколение. Когда же ребенок вырастает, он уже с позиций взрослого человека анализирует свои отношения с родителями. Итак, как же вести себя с самыми близкими людьми по-христиански? На этот и другие вопросы отвечает настоятель Крестовоз­движенского храма села Катунки (Чкаловский район) протоиерей Владимир Гофман.

— Как понимать слова заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20:12)? Получается, мы должны чтить родителей только ради снискания для себя земного блага?

— Нет, конечно. Не о своем благе мы думать должны, следуя заповеди. Да, она единственная из десяти, которая обещает определенную награду за исполнение уже в этой жизни. Однако дни наши на земле могут продляться не только за почитание родителей — по многим другим причинам тоже. Слова же о награде за почитание подчеркивают важность этой заповеди, ее особую ценность для спасения души. Безусловно, награда будет, но не за нее мы чтим отца и мать, а по любви и благодарности за жизнь на этой земле. На любви к родителям мы учимся любви к Богу, Который есть всегда любящий Отец.

— Священное Писание требует от детей почитания родителей — а есть ли заповедь для родителей?

— Святой апостол Павел в послании к жителям Эфеса дополняет пятую заповедь Закона Божия: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Хорошим наставлением в семейной жизни является и другое его послание — к колоссянам: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Гос­поду. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:18–21). Для христианской семьи это надежная основа.

— Нет ли противоречия со словами пятой заповеди в евангельских словах: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф 19:5)?

— Никакого противоречия здесь нет. Создание новой семьи («прилепится к жене своей») не означает, что человек оставит отца и мать в прямом смысле. Нет, он по-прежнему должен заботиться о родителях, почитать их, но теперь главным для него становится попечение о своей семье. Это никоим образом не отнимает у него сыновней любви и чувства долга. Так установлено Господом.

— В каких случаях родители имеют право вмешиваться в семейную жизнь своих детей?

— Родители воспитывают, но жизненный путь дети выбирают сами, исходя из тех основ, которые родители им заложили. В каких случаях родителям можно вмешиваться в семейную жизнь детей? В тех, когда дети сами этого просят. Когда им нужен совет старших, имеющих опыт семейной жизни, подсказка, как поступить в сложной ситуации. Если же совета не просят, то лучше не вмешиваться, иначе вмешавшиеся останутся виноватыми, если их совет не поможет да еще и усугубит ситуацию, как это, к сожалению, нередко бывает. Вмешательство в дела детей часто идет от мамы — отцы держатся в стороне, позволяя детям самим решать свои проблемы. Но вмешательство мам бывает таким активным, что порой разрушает брак детей. Родителям надо помнить, что семья детей хотя и родная и близкая, но другая, можно даже сказать, чужая. У детей свои ухабы на жизненном пути, свои шишки они набивают — и так учатся быть мудрыми.

— Некоторые родители придерживаются мнения, что ребенок должен сам решить, во что ему верить. А что вы думаете по этому поводу?

— Это, безусловно, право родителей так думать. Но если родители — православные христиане, то, скорее всего, они захотят, чтобы и их чадо принадлежало Церкви Христовой с малых лет. Странно представить картину, когда папа с мамой идут в храм на праздник причащаться, а ребенку говорят, чтобы оставался дома, потому что он еще не решил, во что ему верить. Да, у неверующих родителей дети вырастают без религиозных убеждений и, по мере взросления, если хотят, сами выбирают веру. Православная Церковь допускает крещение как в младенческом возрасте, так и во взрослом. Некоторые святые, например блаженный Августин, принимали крещение в сознательном возрасте. Но у верующих людей чаще всего дети вырастают в той традиции, которой придерживаются родители. Малышей крестят по вере родителей и воспреемников (крестных), чья вера должна быть искренней и глубокой, чтобы дети выросли настоящими христианами.

— Как быть, если близкий человек, родитель или ребенок, не разделяет твою веру и повторяется описанное в книге пророка Михея: «сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (Мих 7:16)?

— Вера — дело добровольное. По разным причинам религиозные убеждения в одной семье могут быть различными. Относиться к этому надо спокойно, с терпением. Вести себя так, чтобы окружающие, по словам Спасителя, видели положительный пример христианской жизни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Никого насильно привести к Богу нельзя, но своим примером мы можем помочь ближнему найти дорогу к Нему. Вот что советует апостол Павел жителям Коринфа: «…если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор 7:12–14).

— До какой степени должно распространяться послушание детей родителям?

— В 35-й беседе святителя Иоанна Златоуста дано вполне ясное определение, когда дети должны подчиняться родителям, а когда — твердо уклониться от подчинения — если требуется предать веру, совершить неблагочестивый поступок с точки зрения христианской нравственности. Бывает и такое. Например, родитель велит своему чаду обмануть, лжесвидетельствовать и т. п.

— Должны ли родители поддерживать выбор своих детей, если сын говорит, что не хочет заводить семью, а дочь — что не хочет рожать детей?

— Такую позицию детей православный человек поддерживать не может. Создание семьи благословлено Господом — от прародителей до последних дней. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:27–28). Какие бы влияния ни воздействовали на современного человека, у него, как у христиа­нина, есть своя мораль, данная Богом и разъясненная Спасителем. Эта мораль определяет семью как необходимую ступень спасения, если речь не идет об иноках. Святой Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует ее малой церковью. Печально, что существует иная позиция…

— Материнское проклятье — это суе­верие или большой грех, имеющий тяжелые последствия?

— Проклятие вообще явление нежелательное. Трудно представить мать, проклинающую своего ребенка, но все же и такое случается. Когда человек уходит в мир иной, над его гробом читается разрешительная молитва, в которой священник просит, чтобы Господь разрешил его от личной клятвы или материнского и другого проклятия. Значит, это очень важно для души человека. О том, что слово имеет магическую силу, существуют различные мнения. Во всяком случае, надо быть сдержанным на слова в адрес других людей. Мы ведь призваны Христом к любви друг к другу, даже врагам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф 5:44–46). Таким образом, мы желаем всем добра, никого никогда не проклиная, потому еще, что грех этот будет на том, кто произнес слова проклятия, да и вообще недобрые слова в адрес другого человека: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф 5:22).

— Какие молитвы произносить за мир в семье?

— Таких молитв очень много, как много и проблем в семейной жизни. Молимся о вступлении в брак, о благополучии брака, о совете и любви между мужем и женой, о рождении детей, о воспитании их и т. д. Чаще всего в семейных неурядицах молятся Пресвятой Богородице, святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским, бессребреникам Косме и Дамиану, блаженной Ксении Петербургской, мученикам Гурию, Самону и Авиву, Адриану и Наталии. Главное, чтобы молитва была искренней, и святые угодники, предстоя у Престола Божия, донесут ее до Господа, а Он все исполнит, что ведет к спасению души просящего.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.