Закон любви

14:53, 27 января 2014

Как многие, наверное, уже успели заметить, одной из самых ярких примет нашего времени стало частое принесение различных святынь для молитвенного поклонения верующих, и это — великая милость Божия всем нам.

Действительно, в наше относительно мирное и спокойное время, когда открываются храмы и становятся доступны для поклонения великие святыни, любой желающий, казалось бы, имеет возможность отправиться в паломничество к каким угодно святыням. Это мощное благодатное средство, духовное подспорье в развитии и становлении церковной жизни.

Но далеко не все могут себе позволить отправиться в дальнее паломничество. Священноначалие, чувствуя духовные нужды верующих, заботится о том, чтобы имеющиеся в разных местах святыни стали доступны как можно большему числу верующих.

Архиерейский Собор 2011 года в определении «О внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» отметил «благотворное значение перенесения святынь для поклонения из одних частей Московского Патриархата в другие».

Собор поручил Священному Синоду реализовать предложение Святейшего Патриарха Кирилла о создании рабочей группы, которая позаботилась бы об упорядочении и развитии этой практики».

На синодальном и епархиальном уровнях учреждаются и действуют специальные комиссии по перенесению святынь.

Радость Рождественских праздников в этом году умножена принесением великой святыни — это доставленные с Афона Дары волхвов. Редкий случай, когда можно прикоснуться к библейской святыне.

Их трогал ручками Богомладенец Христос, их всю жизнь хранила Пречистая Богоматерь.

О смысле почитания мощей

Традиция поклонения мощам и святыням исходит с первых времен христианства, когда христиане собирали останки мучеников. Язычники противодействовали этому, стараясь захоронить тела тайно или уничтожить. Почему христиане ценят мощи мучеников и людей, достигнувших святости?

Дело в том, что человек, сподобившийся святости, всю жизнь стяжал благодать Духа Святого, и его тело после кончины является источником такой благодати. Люди, приходя к мощам, хотят получить частичку ее. Святыней являются не только тела святых, но и материальные предметы, вещи, бывшие в соприкосновении с ними: одежда, вериги, предметы обихода.

Традиция почитания святых мощей утвердилась с победой над ересью иконоборчества.

И хоть отголоски старых ересей живы и до сих пор (как, например, протестантские обвинения нас в идолопоклонничестве), оружие против них у Церкви есть давно. Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание, а равно почитание мощей и реликвий.

Следует различать «всецелое поклонение» и «благоговейное почитание». Первое принадлежит одному Богу-Творцу. Второе есть выражение чувств первообразу через почитание образа. Когда мы целуем икону, наше почитание выражается тому, кто изображен, а не доске и краскам.

Когда мы в Дивееве целуем рукавицу или топорик батюшки Серафима, неужели не понятно, что так мы выражаем свою любовь святому старцу!

Когда мы поклоняемся святыне, здесь действует закон любви, только любви духовной. Вот видит верующий человек Пояс Пре­свя­той Богородицы, понимает, что этот Пояс прикасался при жизни к телу Божией Матери. И сама по себе эта мысль настолько поразительна, что хочется преклонить колени и поклониться этому вещественному воспоминанию о Той, Которая является Матерью, принявшей под Свой благодатный покров весь человеческий род.

Почему люди бережно хранят вещи, подаренные близкими, друзьями, возлюбленными? Почему порой достают их, целуют, держат в руках? Опять же по любви. И если не все люди понимают абсолютно правильно с богословской точки зрения смысл поклонения, это вовсе не значит, что все они считают фетишем ту святыню, к которой пришли.

Вехи принесения святынь

В новейшее время традицию принесения святынь на канонические территории РПЦ начал Фонд Андрея Первозванного. Для него это стало одним из важнейших направлений деятельности. Принесение величайших святынь происходит совместно с Поместными Церквами и способствует упрочению их отношений. Вспомним главнейшие вехи.

В 2003 году со Святой горы Афон в Россию была принесена стопа все­хваль­но­го апостола Анд­рея Пер­во­зван­но­го. Ей поклонились более миллиона верующих.

Уникальным стал семимесячный крестный ход по 70 епархиям РПЦ с мощами преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, принесенными из монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме.

В 2006-м проходил крестный ход с величайшей святыней православия — десницей Пророка, Пред­те­чи и Крестителя Господня Иоан­на — по 11 епархиям РПЦ, включая Украину и Беларусь. Ей поклонились около двух миллионов верующих.

Принесение мощей всколыхнуло жизнь России и стран СНГ, способствовало притоку новых духовных живительных сил, творческому подъему.

Наконец, 2011 год. Пояс Пресвятой Богородицы. После небывалого числа поклонившихся Поясу — трех миллионов — противники стали говорить о «иррациональной надежде на чудо и исцеление».

Помощь от Бога

Но неужели три миллиона человек пришли только ради чуда и возможности исцелиться? Это что, все женщины, страдающие от бесплодия? Нет. Там же были и тысячи мужчин, и десятки тысяч людей преклонного возраста… Чудеса творит живой Бог, чудеса происходят по молитвам Божией Матери и святых угодников Божиих. Но источник чудес — не Пояс, не икона и не какая-то иная святыня. Другое дело, что когда человек к ней прикасается, открываются потаенные двери его собственного сердца, и Господь получает возможность войти в жизнь этого человека и что-то в ней изменить. Вот это и становится чудом, его-то одного и стоит искать при прикосновении к святыне.

Человеку негде искать прибежища, кроме как у Бога. Бывают периоды относительного благополучия в жизни общества, государства или отдельной личности, когда эта реальность так ясно и ярко не ощущается и не проявляется. Но стоит немного измениться ситуации, и человек понимает, что кроме Бога помощи искать, по большому счету, не у кого.

И лишь полуправдой будет сказать, что в трудные времена число людей, ищущих помощи Божией, всегда увеличивается. Связь здесь обратная: от того, что большинство живет, о Боге не вспоминая, и становится так трудно и тяжело жить. А что люди после этого к Богу все-таки обращаются — в этом и есть надежда на то, что жизнь все же изменится к лучшему.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.